СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка по русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку по УМК "Начальная инновационная школа", 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка по русскому языку 2 класс»




Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы по русскому языку Л. В. Кибиревой, О. А. Клейнфельд, Г. И. Мелиховой «Русский язык», 2013.

Согласно учебному плану МБОУ СШ № 6 предмет «Русский язык» относится к области «Филология» и на его изучение во 2 классе отводится 170 часов (34 учебных недели), из расчета 5 часов в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная инновационная школа», 2 класс, М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, а также на использование следующих информационных и электронных ресурсов:


1. Программа курса «Русский язык» 1-4 классы к учебникам Л.В. Киберевой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 76 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

2. Кибирева ЛВ Русский язык. 2 класс; Методическое пособие. — М.: ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

3. . Кибирева ЛВ Русский язык. 2 класс: Учебник. — М.: ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).2ч

- Кибирева ЛВ Рабочие тетради. 2 класс. в 2 частях— М,: ООО»Русское слово- учебник»,2013 (ФГОС. Начальная инновационная школа).

Программа курса «Русский язык» 1-4 классы к учебникам Л.В. Киберевой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 76 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

4. «Русский язык» http://rus.1september.,ruhttp://nsc.1september.ru

5. .«Грамота.ру» http://slovari.gramota.ru.

6. Школьные страницы: бесплатный хостинг сайтов московских школ http://schools.keldysh.ru.

7. Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru.


Планируемые результаты освоения учебного материала по русскому языку во 2 классе.


Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении:

- осознавать роль языка в жизни и речи людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД  служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в совместной работе класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки  и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

- делить слова на части для переноса;

- производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;

- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;

- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- обращать внимание на особенности употребления слов;


- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;

- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.


К концу 2 -го класса:

Обучающиеся научатся:

- пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;

- правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

- применять приемы:

а) слогового,

б) орфоэпического,

в) связ­ного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препина­ния;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- пересказывать отдельные части текста;

- озаглавливать прослушанный текст;

- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведе­ния букв и их соединений на письме;

- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости мягкости согласных и передачи на письме звука [й'];

- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:

1) при списывании с печатного или письменного текста;

2) при письме по памяти;

3) под диктовку учителя;

- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, ше, це, находящимися в сильной позиции, т. е. под ударением;

- анализировать звучащую (устную) и письменную речь основе образных представлений о структурных единицах русского языка и моделировать их с мощью соответствующих символов.

Обучающиеся получат возможность:

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

- подбирать синонимы для устранения повторов в речи;

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений.


Содержание программы


Язык и речь (3ч)

Расширение представлений о языке и речи. Значение слова «язык». Есть ли язык у животных и птиц? Язык как социальное явление. Множество и многообразие языков мира. Полиглоты.Что такое речь? Представление об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Взаимосвязь языка и речи. Речь как язык в действии. Изучение языка и овладение речью – условие языкового и речевого развития личности

Слово. Предложение. Текст(9 ч)

Слово. Предложение. Текст. Слово и предложение. Признаки предложения (состоит из одного слова или нескольких слов, связанных между собой по смыслу; выражает законченную мысль). Знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания.

Предложение и текст. Признаки текста (состоит из предложений, связанных между собой по смыслу; имеет заголовок)


Слова, называющие предметы, признаки, действия (5 ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (имя существительное, имя прилагательное, глагол: общее грамматическое значение; вопросы, на которые отвечают; роль в речи).

Общее представление о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи (ознакомление)

Звуки и буквы. Алфавит. (4 ч)

Звуки и буквы (различие). Гласные и согласные звуки (признаки). Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие

Слог. Ударение. Перенос слов. (3 ч)

Слог. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Односложные и многосложные слова. Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Перенос. Правила переноса слов. Деление слов на слоги для переноса.

Родственные слова. Корень слова (2ч)

Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Различение слов с омонимичными корнями.

Гласные и согласные звуки и их обозначение на письме (8 ч)

Произношение ударных и безударных гласных в корне слова и их обозначение на письме. Буквы, написание которых нужно проверять. Проверка безударных гласных в корне путем изменения формы слова или подбора родственных слов. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, е, ю, я, и, ь. Написание буквосочетаний чк, чн в словах. Нормы произношения отдельных слов с буквосочетанием чн.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Произношение парных звонких и глухих согласных на конце слова и их обозначение на письме. Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова

Прописная буква в словах (4 ч)

Правописание большой (прописной) буквы в начале предложения и в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях людей; именах сказочных персонажей; кличках животных; названиях стран, городов, улиц, площадей, рек, озер, морей; названиях государственных праздников), а также при вежливом обращении к одному лицу на Вы.


Творческая лаборатория «Что мы знаем о тексте» (3 ч)

Слово (7 ч)

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Слова, одинаковые по написанию и произношению (омонимы). Устойчивые сочетания (фразеологизмы)

Творческая лаборатория «Из каких частей состоит текст» (3 ч)


Состав слова (15 ч)

Корень – главная значимая часть слова. Единообразное написание корней в однокоренных словах. Чередование согласных звуков на конце корня в однокоренных словах. Окончание – изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Нулевое окончание. Суффиксы и приставки – значимые части слова, служащие для образования новых слов. Наблюдение за значениями, вносимыми в слова приставками и суффиксами.

Различение похожих приставок и предлогов.

Безударные гласные в корне слова (5 ч)

Выявление несоответствия между произношением и написанием слов с безударными гласными в корне.

Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. (7 ч)

Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

Оглушение парных звонких согласных в слабой позиции (в конце слова и перед глухими согласными в середине слова). Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне

Непроизносимые согласные (5 ч)

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми непроизносимыми согласными в корне

Двойные согласные (6 ч)

Правописание слов с двойными согласными в корне.

Разделительные ь и ъ (8 ч)

Разделительные ь и ъ. Правописание слов с разделительными ь и ъ

Творческая лаборатория «Какие типы текстов бывают?» (2 ч)

Предложение (8 ч)

Предложение и его признаки. Членение сплошного текста на предложения (определение границ предложений, оформление начала и конца предложения на письме). Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Нахождение главных членов по вопросам: о ком или о чем говорится в предложении? что говорится? Второстепенные члены предложения (ознакомление).

Части речи. Имя существительное. (16 ч)

Представление о частях речи как группах слов, объединенных общим грамматическим значением (предметности, действия и т.д.)

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, вопросы, на которые отвечает. Расширение представления о значении предметности (обозначение явлений природы, событий и др.; конкретные и абстрактные существительные). Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Собственные имена существительные. Род имен существительных. Число имен существительных. Имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе (ознакомление).

Узнаём всё о тексте. Типы текстов. (2 ч)

Имя прилагательное (9 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, вопросы, на которые отвечает. Расширение представления о признаках предмета, которые может обозначать имя прилагательное (по цвету, размеру, вкусу, принадлежности человеку или животному, материалу, из которого сделан, и др.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по роду и числу. Полные и краткие прилагательные. Роль прилагательных в речи.

Глагол (12 ч)

Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, вопросы, на которые отвечает. Начальная форма глагола. Изменение глагола по временам: настоящее, прошедшее, будущее. Роль глаголов в речи.

Предлоги и союзы (9ч)

Предлоги и союзы как служебные части речи. Различение предлога и приставки. Раздельное правописание предлогов со словами. Раздельное написание союзов. Запятая перед союзами а, но

Творческая лаборатория «Пишем изложение» (3 ч)

Повторяем всё, что знаем (3 ч)

Итоговое повторение. Резервные уроки. (9 ч)


Содержание программы позволяет организовать дифференцированное обучение с учетом индивидуального уровня обученности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнительные теоретические сведения, материал ознакомительного характера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.

В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, заложены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.

Используются различные приемы, формы, способы презентации и усвоения изучаемого языкового материала.


Учебные часы распределены следующим образом:


Название разделов

Кол-во часов

Язык и речь

3 ч

Слово. Предложение. Текст.

9 ч

Слова, называющие предметы, признаки, действия

5 ч

Звуки и буквы. Алфавит.

4 ч

Слог. Ударение. Перенос слов.

3 ч

Родственные слова. Корень слова.

2 ч

Гласные и согласные звуки и их обозначение на письме

8 ч

Прописная буква в словах

4 ч

Творческая лаборатория «Что мы знаем о тексте»

3 ч

Слово

7 ч

Творческая лаборатория «Из каких частей состоит текст»

3 ч

Состав слова.

15 ч

Безударные гласные в корне слова

5 ч

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

7 ч

Непроизносимые согласные

5 ч

Двойные согласные

6 ч

Разделительные ь и ъ

8 ч

Творческая лаборатория «Какие типы текстов бывают»

2 ч

Предложение

8 ч

Имя существительное

16 ч

Узнаём всё о тексте! Типы текстов.

2 ч

Имя прилагательное

9 ч

Глагол

12 ч

Предлоги и союзы

9 ч

Творческая лаборатория «Пишем изложение»


3 ч

Повторяем всё, что знаем

3 ч

Итоговое повторение. Резервные уроки

9 ч

Итого

170 ч

Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов:

- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

- определение роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью

Оценка метапредметных результатов:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского языка;



- умение писать под диктовку и создавать письменные тексты разных типов; стилей речи и жанров

Оценка предметных результатов:

- усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровне и единиц;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- проведение различных видов анализа слова;

- владение грамотной устной и письменной речью;

- умение проводить работу над ошибками


Форма контроля уровня знаний, умений и навыков


Практическая часть

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Итого

Контрольный диктант

3

3

3

9

Контрольное списывание

-

1

-

1

Объяснительный диктант


1

2

3

Словарный диктант

4

3

5

12

Тест

2

3

2

7

Проверочная работа

1

3

1

5




Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

   Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске и слова, правописание которых находится на стадии изучения.



Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определённые «Минимумом образовательного общего  стандарта», «Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта»: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

«Справился на базовом уровне» - если учащийся допустил не более шести ошибок  (с учётом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»);

«Справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и то же правило).

Исправления, допущенные учеником, не учитываются при подсчёте ошибок и не влияют на оценку работы.

Качество подчерка и аккуратность оформления работы также не влияют на оценку выполнения диктанта.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:


Класс

I- полугодие

II - полугодие

1 класс

-

15 – 17 слов

2 класс

25 – 30 слов

35 – 45 слов

3 класс

45 – 55 слов

55 – 65 слов

4 класс

65 – 70 слов

75 – 80 слов

                                                         



  Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

- наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочёты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Контрольное списывание.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь  также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаковое.

Характеристика итоговой оценки планируемых результатов.

Базовый уровень – при списывании допущено не более шести ошибок.

Повышенный уровень – при списывании допущено не более двух ошибок.

Изложение.

Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов, умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с чёткой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15 – 20 слов больше, чем в диктанте. При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста. На наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части .изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

 Недочеты:

- отсутствие красной строки;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание.

Грамотность проверяется, но не оценивается, так как  на начальном этапе формирования навыка связной речи очень важно. Чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Характеристика цифровой отметки (оценки)

«5» (отлично – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

«4» (хорошо) – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).

«3» (удовлетворительно) – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

«2» (плохо) – допущено существенное искажение авторского текста ( упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение.

«5» (отлично) – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

«4» (хорошо) – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).