СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полиэтническая культура мл. школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа о поликультурном воспитании  воспитывает любовь к родному краю

Просмотр содержимого документа
«Полиэтническая культура мл. школьника»

Полиэтническая культуры младшего школьника.


С середины 20 века проблема формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения стала актуальной для всего глобального мира. Международная комиссия ЮНЕСКО в докладе о глобальных стратегиях развития образования в 21 веке обозначила одну из важнейших функций школы – научить детей жить в мире, чтобы каждый член мирового сообщества, осознавая свои корни, уважительно относился к другим культурам. И сегодня актуальность решения проблемы формирования полиэтнической культуры школьников не потеряла своей актуальности, так как полиэтническая культура

во-первых, является основой сохранения этнокультурной самобытности;

во-вторых, способствует приобщению учащихся к межнациональным ценностям;

в-третьих, в многонациональной стране является основой продуктивной жизнедеятельности;

в-четвёртых, способствует развитию глобального мышления, осознания, что каждый человек должен быть «активной частицей мироздания»

Исходя из актуальности проблемы, я даю следующее определение: полиэтническая культура – это вид культуры, обеспечивающий межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде.

Любовь к Родине начинается с любви к родному дому, к своей земле. Любить родной край – это значит хорошо знать его культуру, историю, традиции, своим трудом делать всё, чтобы он стал богаче.

Мордовский народ является неотъемлемой частью единого российского полиэтнического государства, а мордовское культурное наследие обогащает культуру нашего родного Отечества и всего мира. Мордовия представляет собой пример крепкой дружбы народов, совместно решающих задачи экономического, социального и духовного развития родного края. На ее территории проживает много национальностей. На долю трех основных - мордва, русские и татары - приходится 98,3% всего населения республики.

Как известно, нет человека вообще, а есть человек, относящийся к тому или иному народу – этносу. Этносы предстают в виде наиболее долговечных и прочных форм бытия человека, которые характеризуются рядом этнических признаков: производственно жизнеобеспечивающих, соционормативных и познавательных. Под первыми подразумевается материальных благ и их потребление, направленное на непосредственное поддержание жизнедеятельности этноса (орудия труда, жилище, питание, одежда и др.). Под соционормативными признаками подразумеваются социальные структуры, право, мораль, обычаи, ритуалы, значительная часть религиозных институций. Познавательные признаки – это совокупность научных знаний и опыта, как и область познания, осуществляемую не рациональным, а эмоциональным, чувственным путём, через искусство: литературу, изобразительное искусство, ювелирное, керамика, резьба по дереву и др.

Отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый будет погружён в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Приходится констатировать, что в настоящее время система образования всё ещё продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов. В результате происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой приобретает значимость этнокультурное воспитание. Оно обеспечивает духовно-нравственное становление личности.

К сожалению, долгие годы этим вопросом, как у нас в республике, так и за её пределами, в районах компактного проживания мордвы, не придавалось должного значения. Под руководством мордовских культурологов Долгаева И. П. и Лузгина А. С. было проведено анкетирование среди учащихся мордовской национальности. Анализ анкетных данных показал, что большинство учащихся имеют скромные знания по истории и культуре своего народа. Многие не назвали ни одной национальной игры, песни. Как показали исследования, родители, да и школа, слабо прививают детям любовь к своей национальной культуре, языку, народным традициям.

Всё это надо начинать с самого раннего детства, с детского сада, чтобы дети узнали через рассказ, сказку, игру, историю, традиции, обычаи своего народа.

Основой формирования человека является культурная среда школы. Именно воспитательная работа в школе должна быть направлена на возрождение национальной культуры, на создание среды, обеспечивающей духовную атмосферу, в которой учащиеся смогут выстроить адекватный образ своего национально-культурного «Я», чтобы потом ощутить своё призвание и ответственность перед историей, настоящим и будущим своей страны.

Идеей воспитания детей через этнокультуру я увлекалась несколько лет назад. На занятиях знакомила с традициями, искусством, историей своего края, своей республики. Я заметила, с каким желанием дети готовят фольклорные праздники, с каким вниманием слушают истории о своем селе, об известных людях Мордовии, с каким интересом совершают походы в памятные места своей малой родины: на Пугачевский вал, в Никольскую церковь. А какой восторг испытали дети при посещении краеведческого музея!

Заметив такой интерес со стороны детей, я решила, что стержнем воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на своей этнической культуре.

Основная цель этой системы воспитания – через мир народной культуры открыть детям нравственные ценности: трудолюбие, милосердие, уважение к старшим, любовь к природе и родной земле.

Включив ценности и традиции мордовского народа в процесс воспитания школьников, решаются многие воспитательные задачи:

- формирование базовой культуры и образование человека, развитие тех сторон его личности, для которых существуют наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности школы, семьи, окружающей среды;

- создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа;

- овладение основами этнопедагогики и этнопсихологии, реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение детей к культуре предков.

Решить эти задачи можно, если вести работу по этнокультурному воспитанию в разных направлениях:

  1. Введение национально-регионального компонента на уроках.

  2. Изучение мордовского языка.

  3. Внеклассные мероприятия, направленные на национальное, этнокультурное воспитание школьников: классные часы, беседы, праздники, устные журналы.

  4. Туристко - краеведческая работа: экскурсии, походы, исследовательские работы.

Большое значение для этнокультурного воспитания имеет введение национально-регионального компонента на уроках. Такой компонент может быть введён на любом уроке: математике, русском языке, чтении, трудовом обучении, природоведении. Ценность этого введения в том, что оно не занимает много времени, и связано непосредственно с изучаемой темой, что помогает лучше и глубже понять её на примерах, которые учащиеся встречают в повседневной жизни. Так, изучая по математике тему «Многозначные числа», я даю учащимся решить задачу про Атемарскую птицефабрику: «С одного корпуса рабочие собирают 210 коробок яиц. В каждой коробке 12 ячеек по 30 яиц. Сколько яиц собирают рабочие с одного корпуса? » Учащиеся не только учатся выполнять действия с многозначными числами, но и знакомятся с одним из наиболее известных агропромышленных предприятий своего родного края. Узнают о промышленном обороте этой фабрики, о том, что она известна во всем мире и имеет связи со многими предприятиями нашей страны.

На уроках трудового обучения учащиеся получают не только информацию о развитии народных промыслов в Мордовии, но и сами приобщаются к изготовлению традиционной утвари, знакомятся с мордовской национальной кухней.

Особенно часто этот компонент вводится на уроках окружающего мира. Ученики знакомятся с ландшафтом республики, с её животным и растительным миром, с трудом людей, с особенностями климата.

Несомненно, немаловажным является и проведение внеклассных мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание школьников. На них происходит чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты мордовской земли, погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, участие в обрядах, знакомство с традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в воспитательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно-творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя многонациональной республики. Я провела множество подобных мероприятий: устный журнал «Моя Мордовия», классные часы «Моя малая родина», «Из истории мордовского костюма», «Великий Эрьзя», «Художники земли мордовской», цикл бесед о выдающихся людях Мордовии и родного села.

Посещая музеи и частные коллекции, ребята знакомятся с лучшими образцами народного творчества мордвы, дошедшие до нас из глубин веков и бытующие сегодня. Совершая туристические походы и экскурсии по городу Саранску, по селу Атемар (на Пугачевский вал, в школу искусств, на птицефабрику, в Никольскую церковь, на природу) у учащихся развивается чувство причастности к судьбе своей малой родины, своей республики. Посетив Мордовский Национальный музей и музей С. Д. Эрьзи, ребята познакомились с лучшими образцами творчества мордвы, дошедшие до нас из глубины веков и бытующие сегодня.

Таким образом, обучение и воспитание младших школьников на этнокультурном материале позволяют нам, педагогам, раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства своей республики, заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.


Литература:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.

  2. Поликультурное воспитание детей младшего и среднего школьного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.