СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение человека в системе животного мира

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии "Положение человека в системе животного мира" с использованием репродуктивного, частично – поискового и проблемного методов.

Просмотр содержимого документа
«Положение человека в системе животного мира»

«Положение человека в системе животного мира»

Целевые ориентации урока

Личностные:

  • Продолжить формирование умения классифицировать и обобщать изучаемые факты и понятия

  • Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений

Метапредметные:

  • Формировать умения работы с учебной литературой

  • Усовершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями

  • Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу

Предметные:

  • сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.


Планируемые результаты

Личностные умения:

  • Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убежденности в том, что все природные явления имеют причинно-следственные связи.

  • Воспитывать уважительное отношение к человеку как уникальному созданию природы.

  • Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Метапредметные умения

  • Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, составлять конспект урока;преобразовывать информацию из одной формы в другую;проводить сравнение биологических объектов и выделять признаки.

  • Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

  • Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Предметные умения

Ученик должен знать

  • Историю изучения вопроса о происхождении человека.

  • Доказательства происхождения человека от животных.

Ученик должен уметь

  • Определить место человека в системе животного мира.

  • Выявить сходство и различие между человеком и человекообразными обезьянами.

  • Сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.


Организация образовательного пространства

Ресурсы: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

Тип урока: изучения новых знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивные, частично – поисковые и проблемные.






Ход урока.

  1. Организационный момент.(1 мин)

Настрой класса на урок

  1. Мотивационная деятельность. (5 мин)

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА, РОЖДАЕТСЯ

СРЕДЬ НЕЯСНОЙ ТУМАННОЙ МЛЕЧНОСТИ,

В БЕСКОНЕЧНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ

И КОНЧАЕТСЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ….

ПОКОЛЕНЬЯМИ СОЗИДАЕТСЯ

ВЕК ЗА ВЕКОМ ЗЕМЛЯ НЕТЛЕННАЯ.

ЧЕЛОВЕК, КАК ЗВЕЗДА, РОЖДАЕТСЯ,

ЧТОБ СВЕТЛЕЕ СТАЛА ВСЕЛЕННАЯ!

Учитель. “Нет предела человеческому разуму, и мир может стать в ближайшие годы или десятилетия свидетелем новых замечательных открытий”, естественным будет вопрос: как же возник вид, обладающий таким разумом?

На это вопрос мы попытаемся ответить на протяжении нескольких уроков. Будем спорить, предполагать, опровергать, выдвигать предположения.

Учитель.Вспомните, что такое эволюция? Антропогенез?

Какие гипотезы происхождения человека вам известны? (Ответы учащихся)

Креационная: Человек создан в результате акта творения по образу и подобию Создателя.

Уфологическая: Человеческая цивилизация – результат разумной деятельности инопланетных существ.

Эволюционная: Человек, как биологический вид, образовался в результате эволюционных процессов.

Учитель.Так думаете вы. А как считают другие учащиеся нашей школы? Давайте познакомимся с результатами анкетирования, которые провели ваши одноклассники.

Мини-исследование «Изучение мнений учащихся 5-11 кл о проблеме происхождения человека» – сообщение учащегося.

Учитель.Если мы считаем, что человек произошел в результате эволюционных процессов, то от кого он берет начало?

- От животных.

Учитель.Какова же тема нашего урока?

- Предположения учащихся.

Учитель.Начнем изучение главы «Антропогенез» с темы «Положение человека в системе животного мира»

Подумайте, пожалуйста, каковы задачи сегодняшнего урока? (Учащиеся, высказывая предположения, что изучает данная тема, приходят к выводам).

Постановка проблемы.

Итак, в настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека. Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?


III. Изучение нового материала

  1. Антропология. Развитие взглядов на происхождение человека.(5 мин)

Самостоятельная работа

Изучите историю развития взглядов на происхождение человека. Для этого в рабочих листах выполните задание № 1. (Проверьте правильность выполнения задания по ключу.Оцените свою работу самостоятельно.

Если все три ряда чисел записаныверно,поставьте себе 3 балла, 2 ряда – 2 балла; 1 ряд – 1 балл).


  1. Систематическое положение современного человека (5 мин)

Учитель:Какие систематические таксоны вы знаете?

Человек – часть живой природы. Какое место он имеет в системе органического мира?

Работая в группе, выполните врабочих листах задание № 2. Заполните таблицу «Систематическое положение современного человека».

(Проверьте правильность выполнения задания по ключу.Оцените работу друг друга в группе).


!!! Физкультминутка (1 мин)


  1. Доказательства происхождения человека от животных(7 мин)

Учитель.Работая в группе, выполните врабочих листах задание № 3. Заполните таблицу.Укажите характерные черты представителей каждой систематической группы и сделайте выводы на основе систематического положения человека.

(Проверьте правильность выполнения задания по ключу. Оцените работу друг друга в группе.

Работайте индивидуально. Выполните в рабочих листах задание №4. . Прочитайте текст учебника на с. 268, рассмотрите рис. 105. на с. 269. Распределите признаки на две группы «Атавизмы» и «Рудименты».(Проверьте правильность выполнения задания по ключу.Оцените свою работу.)


  1. Отличия человека от животных(5 мин)

Фронтальная работа

Учитель.Прочитайте текст учебника на с. 269-270, ответьте на вопросы: «Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?».


Учитель. Обобщив полученные знания, сделайте вывод о происхождении человека. Ответьте на поставленный в начале урока вопрос.

- Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?

Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты и атавизмы – бесспорные доказательства родства человека с животными. Следовательно, человек возник в ходе эволюции и берет начало от животных.

IV. Закрепление.(7 мин)

Работайте индивидуально. Выполните задания формата ЕГЭ по изученной теме. Проверьте правильность ответов по ключу. Оцените работу самостоятельно.

V. Оценивание. (4 мин)Подсчитайте обшее количество баллов за урок. Поставьте себе оценку по следующей шкале:

Критерии оценивания.

Количество баллов

Оценка результатов









Назовите оценку согласно критериям оценивания


VI. Домашнее задание:(2 мин)

§ 69. Подготовьтесь к защите творческих работ:

1 группа - Почему человека не выделяют в особое царство?

2 группа - Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

3 группа - Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?


VII. Рефлексия(2 мин)

С каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц.

Постарайтесь ответить на три вопроса.

Что вы знали по данной теме?

Что узнали нового на уроке?

Что хотели бы еще узнать? 


Рабочий лист по теме «Положение человека в системе животного мира»

  1. Антропология. Развитие взглядов на происхождение человека.(5 мин)

Задание 1. Работайте индивидуально. Прочитайте статью «Развитие взглядов на происхождение человека» с. 266 – 267 методом инсерта (эффективного чтения) и установите соответствие.

Оценивание

самооце-нивание

оценка учителем

Задание на соответствие (Ответ три ряда чисел)


Ученый

Название его работы

Его вклад в антропологию



1. Карл Линней

2.Жан Батист Ламарк

3.Чарлз Дарвин

4. «Родственники человека»

5. «Выражение эмоций у человека и животных»

6. «Система природы»

7. «Философия зоологии»

8.«Происхождение человека и половой отбор»

9. Указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян.

10. Выделил род людей с одним видом – Человек разумный и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами.

11.Указал на роль социальных факторов в эволюции человека.

12. Создал первую классификацию животных



Ответ


1 ряд _____________; 2 ряд _______________; 3 ряд___________________.



Проверьте правильность выполнения задания по ключу.


Если все три ряда чисел записаны верно, поставьте себе 3 балла, 2 ряда – 2 балла, 1 ряд – 1 балл.

  1. Систематическое положение современного человека (5 мин)

Задание №2. Работайте в группе. Заполните таблицу «Систематическое положение современного человека». Перед вами систематические таксоны, определите систематическое положение человека.Таксоны расположите в порядке понижения организации.



КЛАСС

РОД

СЕМЕЙСТВО

ЦАРСТВО

ПОДВИД

ТИП

ПОДЦАРСТВО

ПОДТИП

ПОДКЛАСС

ОТРЯД

ПОДОТРЯД

ВИД


Позвоночные или Черепные

Животные

Человек

Приматы

Люди (Гоминиды)

Плацентарные

Млекопитающие Многоклеточные

Человек разумный

Хордовые

Человекообразные

Человек разумный разумный


Систематическое положение современного человека



1



2



3



4



5



6



7



8



9



10



11



12




Проверьте правильность выполнения задания по ключу. Оцените работу друг друга в группе.

Нет ошибок - 5 баллов

1-2 - ошибки – 4 балла

3-4 - ошибки – 3 балла

5-6 - ошибок – 2 балла

7-8 – ошибок – 1 балл

Более 8 ошибок – 0 баллов




  1. Доказательства происхождения человека от животных(7 мин)

Задание №3. Работайте в группе. Заполните таблицу.Укажите характерные черты представителей каждой систематической группы и сделайте выводы на основе систематического положения человека.



1 группа

2 группа

3 группа



Сходство человека с
хордовыми

Сходство человека с млекопитающими

Сходство человека с
приматами
















Сходство человека с
человекообразными обезьянами









Сходство человека сплацентарными











Проверьте правильность выполнения задания по ключу. Оцените работу друг друга в группе.

Нет ошибок - 3 баллов 3-4 - ошибки – 1 балла

1-2 - ошибки – 2 балла Более 4 ошибок – 0 баллов

Задание №4. Работайте индивидуально. (5 мин) Прочитайте текст учебника на с. 268, рассмотрите рис. 105. на с. 269. Распределите признаки на две группы.

Атавизмы

Рудименты

Хвост

Густая шерсть на лице

Сильно развитые клыки

Зубы мудрости

Остроконечные уши

Добавочное количество сосков

Хвостовые и ушные мышцы

Шейные ребра

Третье веко

Аппендикс

Атавизмы

Рудименты














Проверьте правильность выполнения задания по ключу. Оцените работу самостоятельно.

Нет ошибок - 3 баллов 3-4 - ошибки – 1 балла

1-2 - ошибки – 2 балла Более 4 ошибок – 0 баллов




  1. Отличия человека от животных (Фронтальная работа). (5 мин)

Задание № 5.Прочитайте текст учебника на с. 269-270, ответьте на вопросы: «Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?».




Обобщив полученные знания, сделайте вывод о происхождении человека. Ответьте на поставленный в начале урока вопрос. - Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?

_________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




  1. Закрепите полученные знания.(7 мин)

Работайте индивидуально. Выполните задания формата ЕГЭ по изученной теме.

задания

Ответ

1


2


3


4


5


Проверьте правильность ответов по ключу. Оцените работу самостоятельно.

За выполнение каждого из заданий выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

Общее количество баллов - 10 баллов.




  1. Оценивание. (3 мин)Подсчитайте обшее количество баллов за урок. Поставьте себе оценку по следующей шкале:

Критерии оценивания

Количество баллов

Оценка результатов

24 - 20

«5»

19 - 16

«4»

15 - 11

«3»

10 и менее

«2»

Назовите оценку согласно критериям оценивания.

  1. Домашнее задание: § 69.

Подготовтесь к защите творческих работ:

1 группа - Почему человека не выделяют в особое царство?

2 группа - Почему шимпанзе называют «лабораторным двойником» человека?

3 группа - Почему прямохождение нельзя назвать единственной предпосылкой превращения животного в человека?

Ответ на задание № 1.

1 ряд: 1 – 6 - 10; 2 ряд: 2 – 7 - 9; 3 ряд: 3 – 8 - 11 .

Задание № 2

Систематическое положение современного человека

1

Империя

Клеточные

2

Надцарство

Ядерные

3

Царство

Животные

4

Подцарство

Многоклеточные

5

Тип

Хордовые

6

Подтип

Позвоночные или Черепные

7

Класс

Млекопитающие

8

Подкласс

Плацентарные

9

Отряд

Приматы

10

Подотряд

Человекообразные

11

Семейство

Люди (Гоминиды)

12

Род

Человек

13

Вид

Человек разумный

14

Подвид

Человек разумный разумный







Нет ошибок - 5 баллов

1-2 - ошибки – 4 балла

3-4 - ошибки – 3 балла

5-6 - ошибок – 2 балла

7-8 – ошибок – 1 балл

Более 8 ошибок – 0 баллов









Атавизмы

Рудименты

Хвост

Зубы мудрости

Густая шерсть на лице

Хвостовые и ушные мышцы

Добавочное количество сосков

Третье веко

Сильно развитые клыки

Аппендикс


Шейные ребра

Остроконечные уши










Нет ошибок - 3 баллов

1-2 - ошибки – 2 балла

3-4 - ошибки – 1 балла

Более 4 ошибок – 0 баллов



1 группа

2 группа

3 группа

Сходство человека с
хордовыми

Сходство человека с млекопитающими

Сходство человека с
приматами

Наличие хорды на ранних стадиях развития эмбриона

Пять отделов позвоночника

Единый план строения верхних и нижних конечностей (пятипалые с подвижными пальцами), наличие ногтей

Нервная трубка закладывается на спинной стороне

Волосяной покров

Расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение)

Двусторонняя симметрия


Наличие млечных, сальных и потовых желёз

Замена молочных зубов на постоянные

Сходство в строении скелета (позвоночник, череп, парные пятипалые свободные конечности)

Специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные)

Сходство человека с
человекообразными обезьянами

Пять отделов головного мозга


Живорождение, вскармливание потомства молоком

Сходство структуры мозгового и лицевого отделов черепа

Замкнутая кровеносная система, сердце на брюшной стороне

Постоянная температура тела, лёгочное дыхание

Хорошо развитые лобные доли головного мозга (много извилин)

Сходство человека сплацентарными

Четырехкамерное сердце и левая дуга аорты

Исчезновение хвоста,

развитие мимической мускулатуры

Внутриутробное развитие плода

Наличие внутреннего уха


Наличие менструального преиода, длительность беременности – 9 мес.

Питание плода через плаценту


Наличие диафрагмы

Состав крови, белковый обмен, структура ДНК




Сходная чувствительность к возбудителям болезням




























Нет ошибок - 3 баллов

1-2 - ошибки – 2 балла

3-4 - ошибки – 1 балла

Более 4 ошибок – 0 баллов




Анкета «Происхождение человека»

Дорогие ребята, ответьте пожалуйста на ряд вопросов, касающихся происхождения человека.

1. Знаете ли вы теории происхождения жизни и человека на Земле?

- Да-Нет

2. Человека сотворил Бог

- Да-Нет

3. Человек появился в результате эволюции живых организмов на Земле

- Да-Нет

4. Происхождение человека инопланетное (внеземное)

-Да-Нет

5. Человек был всегда

- Да-Нет

6. Никто не знает, как и почему появился человек

- Да - Нет




Методика выполнения упражнения

1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2 м от него.

2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).

3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.

4. Выполняется в следующем порядке:

- влево - вправо;

- вверх - вниз;

- по часовой стрелке и против часовой стрелки;

- по восьмерке.

5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.


Чтоб понять человека создание

Надо б нам обобщить наши знания,

Чем похож ты на млекопитающего?

В дикой чаще лесов обитающего?

Назовём главный признак мы типа

Породнившего с птицей и рыбой,

И лягушкою остромордой

Этот признак – наличие хорды.

Коль зародыш через плаценту питается

Подкласс плацентарный называется

Наши братья по классу навечно

Обрели себе железы млечные

И ещё черту вспомнить осмелюсь я

На три ряда у нас зубы делятся,

И зародыш внутри развивается,

Со средой всякой он не считается

Вот по этим чертам впечатляющим

Мы относимся к классу млекопитающих.

Назовём главный признак мы типа

Породнившего с птицей и рыбой,

И лягушкою остромордой

Этот признак – наличие хорды.

Сердце на брюшной стороне теперь бьётся

И в процессе развития из хорды позвоночник теперь создаётся

Вот по этим чертам скажем точно

Нас относят в подтип позвоночных

Чтоб понять человека создание

Надо б нам обобщить наши знания,

Чем похож ты на млекопитающего?

В дикой чаще лесов обитающего?


Споры сегодня


1925 год. Штат Теннеси, США проходил судебный процесс, названный “Обезьяньим”. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов. Учителя естествознания Джонса Скоупс, обвинили в богохульстве (он рассказывал учащимся о происхождении человека путем естественного отбора, согласно теории Ч.Дарвина, и отрицал божественное появление человека на Земле), его приговорили к денежному штрафу, и « запретили рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!» - это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США. Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных… Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запретили преподавание эволюционного учения не только в штате Теннеси но и других штатах, запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.

Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.

А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон. И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.

И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Решением суда иск был отклонен.


Одни легенды указывали на то, что человек был вылеплен из глины, другие – что он вырезан из дерева или вытесан из камня, возник из под земли, превратился из животных (волка, медведя, обезьяны и т. п.) Разнообразные версии появления человека предполагали существование высшего существа – Бога, который одномоментно создал человека, определил раз и навсегда строение его тела, руководит им в течение жизни и забирает его после смерти.

Современная точка зрения на происхождение человека сформировалась лишь в середине XIX века. Биологическую теорию о происхождении человека разработал Ч.Дарвин. Он пришел к выводу, что человек неотъемлемая часть природы, и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Империя клеточные – тело имеет клеточное строение

Надцарство ядерные – клетки содержат ядра

Царство животные – гетеротрофный тип питания, способность к передвижению, клетки не имеют пластид и хлорофилла, ограниченный пропорциональный рост

Подцарство многоклеточные – трехслойные (три слоя клеток - эктодерма, мезодерма, энтодерма)

Тип хордовые - в эмбриогенезе формируется хорда, нервная трубка на спинной стороне, замкнутая кровеносная система, двусторонняя симметрия тела

Подтип позвоночные (черепные) – наличие черепа и позвоночника, пять отделов головного мозга, сердце на спинной стороне тела, скелет свободных парных конечностей

Класс млекопитающие- живорождение, вскармливание потомства молоком, пять отделов позвоночника, наличие млечных, сальных и потовых желез, диафрагма, четырехкамерное сердце,. постоянная температура тела, волосяной покров

Подкласс плацентарные - вынашивание плода в теле матери, питание плода через плаценту

Отряд приматы - большой палец противопоставлен остальным пальцам руки (рука хватательного типа), ногти, глаза располагаются в одной плоскости , замена молочных зубов на постоянные, хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза

Подотряд человекообразные обезьяны – развитие лобных долей головного мозга, большое количество извилины коры больших полушарий, наличие аппендикса, исчезновение хвостового отдела позвоночника, мимическая мускулатура, сходные заболевания, сходные резус-факторы, беременность 9 месяцев,4 группы крови сходные реакции белкового обмена, диплоидный набор хромосом, сходные заболевания;


Физиологические – принципиальное сходство процессов, протекающих в организмах человека и животных; Палеонтологические –находки останков древних человекоподобных существ; Биохимические – сходство химического состава внутриклеточной среды человека и животных;

Эмбриологические доказательства Сходные этапы зародышевого развития человека и животных

Сравнительно-анатомические доказательства Единый план строения тел человека и животных.

Рудименты и атавизмы Рудименты – это органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции. Атавизмы – это черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида.

Генетические Сходство кариотипов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!