СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Положение человека в системе животного мира" 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии по теме" Положение человека в системе животного мира" для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Положение человека в системе животного мира" 11 класс»

Технологическая карта урок

Класс: 11


Предмет: Биология


Тема урока : « Положение человека в системе животного мира»


Методическое обоснование: данный урок является очередным в системе уроков по теме: « Происхождение человека», на котором учащиеся знакомятся с систематическим положением человека в животном мире, изучают доказательства родства человека с животными.


Тип урока: деятельностный


Цель урока: сформировать знания о систематическом положении человека в животном мире, изучить доказательства родства человека с животными.


Задачи урока:


Образовательная: обеспечить учащихся прочными знаниями доказательств происхождения человека от животных, о родстве человека с животными


Развивающая: способствовать формированию умений доказывать происхождение человека от животных;

проводить сравнение человека и животных и делать вывод о биологической сущности человека;

совершенствовать навыки самостоятельной работы.


Воспитательная: создать условия для формирования мировоззренческих взглядов учащихся на проблему происхождения человека от животных;

поддерживать интерес к предмету



Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, логический


Приёмы: анализ, выделение главного, установление причинно – следственных связей


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:


Основные средства. Используемые учебники и учебные пособия

1. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 - 11 кл. образовательных учреждений. В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова. – М.: Дрофа, 2014


Изучаемая методическая литература

  1. Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень 10 – 11 классы: метод. Пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафонова. – М.: « Общая биология. Базовый уровень» - М.: Дрофа, 2014


Ожидаемые результаты:

После урока должны

Знать / понимать доказательства происхождения человека от животных, о родстве человека с животными





Конспект урока по теме « Положение человека в системе животного мира»

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, приёмы

1.

Организационный момент

Приветствую учащихся, создаю благоприятную

обстановку на уроке. Обращаю внимание

на готовность учащихся к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют

готовность к уроку.

Слово учителя

2






























.

Целеполагание и мотивация


На доске записан эпиграф

« В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее всё воплощается в нём»

Фирдоуси (персидский поэт)

Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?


Задание классу: К концу урока необходимо определить взаимосвязь эпиграфа и темы, которую мы будем изучать на уроке


Прочитайте название организмов, написанных на доске.

Белка Роза

Человек Берёза

Паук Дуб

Медведь Верба


Как вы думаете. По какому принципу я разделила живые организмы на две группы?

Чтобы определить тему урока, попытайтесь найти связь между эпиграфом и словами, записанными в первой колонке.

Определите тему урока

Тема урока « Положение человека в системе животного мира»

Записываю тему урока на доске


На доске записаны понятия:

Строение

Общие признаки

Систематика

Прочитайте понятия, записанные на доске.

Прочитайте тему урока

Пользуясь понятиями, сформулируйте учебную задачу урока

Учебная задача урока: изучить доказательства родства человека с животными, сформировать

Читают эпиграф




Ответы учащихся






Читают названия организмов






Ответы учащихся

В первой колонке записаны животные организмы, во второй растительные организмы

Пытаются определить тему урока


« Положение человека в системе животного мира»


Записывают тему урока в тетрадь







Формулируют задачу урока ( изучить общие признаки животных и человека, определить положение человека в системе животного мира)


Метод словесный,

наглядный,

логический





знания о систематическом положении человека в животном мире.


А в чём вы видите проблему урока?


Проблема: Доказать родство человека с животным миром.

Записываю проблему на доске


Предложите ваши версии, в чём мы можем найти сходства человека и животных. Вызываю учащихся к доске.

Записываю на доске

Доказательства родства человека и животных.

/ /

Анатомические Эмбриологические


Попробуйте разделить все ваши предположения на две колонки.


Посмотрим, верны ли ваши предположения.

Предлагаю открыть учебники и самостоятельно прочитать текст на стр. 286 – 289 ( данные сравнительной анатомии, данные сравнительной эмбриологии)


Ответы учащихся.





Доказать родство человека с животным миром



Записывают свои версии на доске

в строении (внешнем и внутреннем);

в образе жизни;

в сходстве зародышей и т.






Заполняют схему




Открывают учебники





3.

Первичное усвоение учебного материала

Организую самостоятельную работу, работают в парах


Учащиеся выбирают материал по сравнительно – анатомическому сходству


Учащиеся выбирают материал по сравнительно – эмбриологическому сходству.

Читают текст


Учебник В. И. Сивоглазов § 4. 18, стр. 286



§ 4. 18, стр. 288


Метод частично – поисковый, практический, логический

4.

Осознание и осмысление учебного материала



Проверим, верны ли ваши предположения, сможете ли вы доказать родство человека с животным миром?


Доказательства родства человека и животных: сравнительно – анатомические доказательства














Эмбриологические доказательства















Изучили доказательства родства человека с животными?

Проверим, верны ли ваши предположения




Какую ещё учебную задачу вы должны решить?

Вызываю учащегося к доске.

Составьте систематическую характеристику человека в системе животного мира



















Проверяем


Доказали родство человека с животным миром? Вопросы есть? Всё ли вам понятно? Решили проблему?

Доказали родство человека с животными, но ведь человек относится к роду Человек, виду Человек разумный, человек отличается от животных?

Давайте найдём особенности в строении, которые отличают человека от животных


Ответы учащихся

Сравнительно – анатомические доказательства: клеточное строение организмов, сходство строения систем органов; наличие млечных желез, ушных раковин, строение зубов;

Среднее ухо – три слуховых косточки


Рудименты - недоразвитые органы, имевшиеся у отдалённых предков, но утратившие своё значение. Примеры: третье веко, волосяной покров тела, копчик, мышцы ушной раковины, нёбные валики и т. д.


Атавизмы ( появление у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдельных предков). Примеры: рождение людей с хвостом, лишними сосками и т. д.



Эмбриологические доказательства

Общая схема развития зародыша: оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм

Сходство зародышей: зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника, несколько пар молочных желез, гладкая поверхность больших

полушарий, сплошной волосяной покров.

Вывод: основные черты эмбрионального развития человека чётко определяют его животное происхождение



Изучили

Проверяют, смотрят на заполненную схему



Определить положение человека в системе животного мира

Работают самостоятельно с учебником, составляют систематическую характеристику

человека в системе животного мира §4.18. стр. 285

Учащийся работает у доски. Заполняет правую колонку схемы

Царство ---- Животные

Подцарство - - Многоклеточные

Тип ------- Хордовые

Подтип ----- Позвоночные

Класс ---- -- Млекопитающие

Отряд --- Приматы

Семейство --- Гоминиды

Род -------- Человек

Вид ------ Человек разумный









Доказали родство человека с животным миром.

Решили проблему





Ответы учащихся



Словесный, репродуктивный, наглядный, логический: обобщать, делать выводы








5.

Включение в систему знаний


Работа с текстом учебника

Пользуясь текстом учебника § 4. 18, стр. 289

Выпишите в тетрадь специфические особенности человека

Проверяем



Записываю на доске


Подчёркиваю сознание, речь, абстрактное мышление, способен к общественному труду



Отбор фактов из текста

Пользуясь текстом учебника § 4. 18, стр. 289, отбирают специфические особенности человека

Учащиеся называют специфические особенности человека


Записывают в тетрадь


Специфические признаки, свойственные человеку

  1. прямохождение

  2. длинные и мощные ноги, сводчатая стопа,

  3. широкий таз, S – образный позвоночник

  4. гибкая кисть, подвижные пальцы

  5. сложно устроенный головной мозг, средний объём = 1350 см.

  6. развита гортань

  7. сознание, речь, абстрактное мышление, способен к общественному труду


Метод практический, частично – поисковый, логический: обобщать, делать выводы


6.

Рефлексия



Вспомните учебную задачу урока

Вы её решили ?





Как связаны эпиграф и тема урока?

Оценим свою успешность в решении учебной задачи.





С какими животными ассоциируется ваша деятельность на уроке?

Примеры записаны на доске:

Стадо слонов

Спящий песец

Беззаботные обезьяны

Мудрая сова

Трусливый заяц


Кому хочется сказать спасибо?

Кто помог на уроке своей работой?





Ответы учащихся:

Изучить общие признаки животных и человека, определить положение человека в системе животного мира)

Решили.


Человек последнее звено в цепи животных. Всё лучшее воплощается в нём. Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.



Оценивают свою работу на уроке



Метод словесный, логический



7.

Домашнее задание



§ 4.18. Творческое задание: Подготовить презентацию « Эволюция человека»


Записывают домашнее задание

Метод словесный



























Учащийся работает у доски. Заполняет правую колонку схемы

Царство ---- Животные

Подцарство - - Многоклеточные

Тип ------- Хордовые

Подтип ----- Позвоночные

Класс ---- -- Млекопитающие

Отряд --- Приматы

Семейство --- Гоминиды

Род -------- Человек

Вид ------ Человек разумный





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!