2 . | Целеполагание и мотивация | На доске записан эпиграф « В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём» Фирдоуси (персидский поэт) Как вы понимаете смысл данного эпиграфа? Задание классу: К концу урока необходимо определить взаимосвязь эпиграфа и темы, которую мы будем изучать на уроке Прочитайте название организмов, написанных на доске. Белка Роза Человек Берёза Паук Дуб Медведь Верба Как вы думаете. По какому принципу я разделила живые организмы на две группы? Чтобы определить тему урока, попытайтесь найти связь между эпиграфом и словами, записанными в первой колонке. Определите тему урока Тема урока « Положение человека в системе животного мира» Записываю тему урока на доске На доске записаны понятия: Строение Общие признаки Систематика Прочитайте понятия, записанные на доске. Прочитайте тему урока Пользуясь понятиями, сформулируйте учебную задачу урока Учебная задача урока: изучить доказательства родства человека с животными, сформировать | Читают эпиграф Ответы учащихся Читают названия организмов Ответы учащихся В первой колонке записаны животные организмы, во второй растительные организмы Пытаются определить тему урока « Положение человека в системе животного мира» Записывают тему урока в тетрадь Формулируют задачу урока ( изучить общие признаки животных и человека, определить положение человека в системе животного мира) | Метод словесный, наглядный, логический |
| | знания о систематическом положении человека в животном мире. А в чём вы видите проблему урока? Проблема: Доказать родство человека с животным миром. Записываю проблему на доске Предложите ваши версии, в чём мы можем найти сходства человека и животных. Вызываю учащихся к доске. Записываю на доске Доказательства родства человека и животных. / / Анатомические Эмбриологические Попробуйте разделить все ваши предположения на две колонки. Посмотрим, верны ли ваши предположения. Предлагаю открыть учебники и самостоятельно прочитать текст на стр. 286 – 289 ( данные сравнительной анатомии, данные сравнительной эмбриологии) | Ответы учащихся. Доказать родство человека с животным миром Записывают свои версии на доске в строении (внешнем и внутреннем); в образе жизни; в сходстве зародышей и т. Заполняют схему Открывают учебники | |
3. | Первичное усвоение учебного материала | Организую самостоятельную работу, работают в парах Учащиеся выбирают материал по сравнительно – анатомическому сходству Учащиеся выбирают материал по сравнительно – эмбриологическому сходству. | Читают текст Учебник В. И. Сивоглазов § 4. 18, стр. 286 § 4. 18, стр. 288 | Метод частично – поисковый, практический, логический |
4. | Осознание и осмысление учебного материала | Проверим, верны ли ваши предположения, сможете ли вы доказать родство человека с животным миром? Доказательства родства человека и животных: сравнительно – анатомические доказательства Эмбриологические доказательства Изучили доказательства родства человека с животными? Проверим, верны ли ваши предположения Какую ещё учебную задачу вы должны решить? Вызываю учащегося к доске. Составьте систематическую характеристику человека в системе животного мира Проверяем Доказали родство человека с животным миром? Вопросы есть? Всё ли вам понятно? Решили проблему? Доказали родство человека с животными, но ведь человек относится к роду Человек, виду Человек разумный, человек отличается от животных? Давайте найдём особенности в строении, которые отличают человека от животных | Ответы учащихся Сравнительно – анатомические доказательства: клеточное строение организмов, сходство строения систем органов; наличие млечных желез, ушных раковин, строение зубов; Среднее ухо – три слуховых косточки Рудименты - недоразвитые органы, имевшиеся у отдалённых предков, но утратившие своё значение. Примеры: третье веко, волосяной покров тела, копчик, мышцы ушной раковины, нёбные валики и т. д. Атавизмы ( появление у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдельных предков). Примеры: рождение людей с хвостом, лишними сосками и т. д. Эмбриологические доказательства Общая схема развития зародыша: оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм Сходство зародышей: зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника, несколько пар молочных желез, гладкая поверхность больших полушарий, сплошной волосяной покров. Вывод: основные черты эмбрионального развития человека чётко определяют его животное происхождение Изучили Проверяют, смотрят на заполненную схему Определить положение человека в системе животного мира Работают самостоятельно с учебником, составляют систематическую характеристику человека в системе животного мира §4.18. стр. 285 Учащийся работает у доски. Заполняет правую колонку схемы Царство ---- Животные Подцарство - - Многоклеточные Тип ------- Хордовые Подтип ----- Позвоночные Класс ---- -- Млекопитающие Отряд --- Приматы Семейство --- Гоминиды Род -------- Человек Вид ------ Человек разумный Доказали родство человека с животным миром. Решили проблему Ответы учащихся | Словесный, репродуктивный, наглядный, логический: обобщать, делать выводы |
5. | Включение в систему знаний | Работа с текстом учебника Пользуясь текстом учебника § 4. 18, стр. 289 Выпишите в тетрадь специфические особенности человека Проверяем Записываю на доске Подчёркиваю сознание, речь, абстрактное мышление, способен к общественному труду | Отбор фактов из текста Пользуясь текстом учебника § 4. 18, стр. 289, отбирают специфические особенности человека Учащиеся называют специфические особенности человека Записывают в тетрадь Специфические признаки, свойственные человеку прямохождение длинные и мощные ноги, сводчатая стопа, широкий таз, S – образный позвоночник гибкая кисть, подвижные пальцы сложно устроенный головной мозг, средний объём = 1350 см. развита гортань сознание, речь, абстрактное мышление, способен к общественному труду | Метод практический, частично – поисковый, логический: обобщать, делать выводы |
6. | Рефлексия | Вспомните учебную задачу урока Вы её решили ? Как связаны эпиграф и тема урока? Оценим свою успешность в решении учебной задачи. С какими животными ассоциируется ваша деятельность на уроке? Примеры записаны на доске: Стадо слонов Спящий песец Беззаботные обезьяны Мудрая сова Трусливый заяц Кому хочется сказать спасибо? Кто помог на уроке своей работой? | Ответы учащихся: Изучить общие признаки животных и человека, определить положение человека в системе животного мира) Решили. Человек последнее звено в цепи животных. Всё лучшее воплощается в нём. Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду. Оценивают свою работу на уроке | Метод словесный, логический |