СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Положение человека в системе животного мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация позволит разнообразить урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Положение человека в системе животного мира"»

Положение человека в системе органического мира.  Урок биологии 11 класс

Положение человека в системе органического мира. Урок биологии 11 класс

Письменный опрос Вариант 1 Основоположник систематики. Два существующих надцарства. Самые маленькие инфекционные агенты. Древнейшие «изобретатели» хлорофилльного фотосинтеза. Запасной углевод грибов.   Вариант 2  Два царства Прокариот. Две Империи органического мира. Самые крупные вирусы. Тип питания растений. Симбиотические организмы, чье тело образовано грибом и цианобактериями (или зелеными водорослями)

Письменный опрос

Вариант 1

  • Основоположник систематики.
  • Два существующих надцарства.
  • Самые маленькие инфекционные агенты.
  • Древнейшие «изобретатели» хлорофилльного фотосинтеза.
  • Запасной углевод грибов.

Вариант 2

  • Два царства Прокариот.
  • Две Империи органического мира.
  • Самые крупные вирусы.
  • Тип питания растений.
  • Симбиотические организмы, чье тело образовано грибом и цианобактериями (или зелеными водорослями)

Письменный опрос Вариант 1 Основоположник систематики. Карл Линней Два существующих надцарства. Прокариоты, Эукариоты Самые маленькие инфекционные агенты. Вироиды Древнейшие «изобретатели» хлорофилльного фотосинтеза. Цианобактерии Запасной углевод грибов. Гликоген   Вариант 2  Два царства Прокариот. Бактерии, Археи Две Империи органического мира. Клеточные, Неклеточные Самые крупные вирусы. Мегавирусы Тип питания растений. Фотоавтотрофный Симбиотические организмы, чье тело образовано грибом и цианобактериями (или зелеными водорослями) Лишайники

Письменный опрос

Вариант 1

  • Основоположник систематики. Карл Линней
  • Два существующих надцарства. Прокариоты, Эукариоты
  • Самые маленькие инфекционные агенты. Вироиды
  • Древнейшие «изобретатели» хлорофилльного фотосинтеза. Цианобактерии
  • Запасной углевод грибов. Гликоген

Вариант 2

  • Два царства Прокариот. Бактерии, Археи
  • Две Империи органического мира. Клеточные, Неклеточные
  • Самые крупные вирусы. Мегавирусы
  • Тип питания растений. Фотоавтотрофный
  • Симбиотические организмы, чье тело образовано грибом и цианобактериями (или зелеными водорослями) Лишайники

Биологический вид  Человек разумный (Нomo sapiens)  существует на нашей планете 35 – 40 тыс. лет.
  • Биологический вид  Человек разумный (Нomo sapiens)  существует на нашей планете 35 – 40 тыс. лет.
Идеалистическая теория происхождения человека.   Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца.

Идеалистическая теория происхождения человека.

  •   Идеалистическая точка зрения на проблему происхождения человека основана на библейских текстах, согласно которым человек является результатом творческого акта Бога-Творца.
Материалистическая теория. Человек – закономерный результат эволюции. Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, называется  антропологией  (от греч.  антропос  – человек и  логос  – учение). Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом  (от греч.  антропос  – человек,  социум  – общество и  генезис  – происхождение).

Материалистическая теория.

  • Человек – закономерный результат эволюции.
  • Отрасль естествознания, которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование его животных предков, к закономерностям социальным, называется  антропологией  (от греч.  антропос  – человек и  логос  – учение).
  • Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенезом  (от греч.  антропос  – человек,  социум  – общество и  генезис  – происхождение).
Материалистическая теория .

Материалистическая теория .

Карл Линней.  Карл Линней в XVIII веке впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный). Карл фон  Линней  (1707 - 1778) Шведский натуралист и врач.

Карл Линней.

  • Карл Линней в XVIII веке впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Homo sapiens (Человек разумный).

Карл фон  Линней  (1707 - 1778) Шведский натуралист и врач.

Биологическая теория эволюции. Разработал теорию Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. 

Биологическая теория эволюции.

  • Разработал теорию Ч. Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек – неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира. 
Обезьянья теория антропогенеза. В журнале «Hornet», 1871 г. была помещена карикатура на Ч. Дарвина. Как вы думаете, почему художник изобразил его в таком виде? Благодаря работам Ч. Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции».  Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии.

Обезьянья теория антропогенеза.

В журнале «Hornet», 1871 г. была помещена карикатура на Ч. Дарвина.

Как вы думаете, почему художник изобразил его в таком виде?

Благодаря работам Ч. Дарвина родилась обезьянья (симиальная) теория антропогенеза, согласно которой человек произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции».

Дарвин высказывал не просто предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии.

Систематическое положение человека.  Империя Клеточные  Надцарство Ядерные  Царство Животные  Подцарство Многоклеточные  Тип Хордовые  Подтип Позвоночные (Черепные)  Класс Млекопитающие  Подкласс Плацентарные  Отряд Приматы  Подотряд Человекообразные обезьяны  Семейство Люди (Гоминиды)  Род Человек  Вид Человек разумный

Систематическое положение человека.

Империя Клеточные Надцарство Ядерные Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип Позвоночные (Черепные) Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Человекообразные обезьяны Семейство Люди (Гоминиды) Род Человек Вид Человек разумный

Палеонтологические Физиологические Сравнительно- анатомические Доказательства животного происхождения человека Сравнительно- Биохимические эмбриологические Цитогенетические

Палеонтологические

Физиологические

Сравнительно-

анатомические

Доказательства

животного

происхождения

человека

Сравнительно-

Биохимические

эмбриологические

Цитогенетические

Палеонтологические  доказательства

Палеонтологические доказательства

Антропоморфозы. В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S-образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие. 12

Антропоморфозы.

В связи с прямохождением произошли изменения в опорно-двигательной системе – появилась сводчатая стопа, массивные нижние конечности, расширенный таз, S-образный позвоночник, грудная клетка, расширенная в стороны, смещается затылочное отверстие.

12

Стопа обезьяны и человека Последовательность распределения нагрузки на отдельные области стопы («перекат») при ходьбе. 12

Стопа обезьяны и человека

Последовательность распределения нагрузки на отдельные области стопы («перекат») при ходьбе.

12

 Антропоморфозы Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа. Объем мозга человека около 1400 см 3 (у шимпанзе – 405, гориллы до 500 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира. 12

Антропоморфозы

Трудовая деятельность вызвала изменение строения руки. Развитие коры головного мозга и появление речи привели к увеличению мозгового отдела черепа.

Объем мозга человека около 1400 см 3 (у шимпанзе – 405, гориллы до 500 см 3 ), площадь коры в 3,5 раза больше, чем у понгид, что привело, в конце концов, к качественному отличию человека от остального животного мира.

12

Сравнительно-анатомические  доказательства. Рудименты.   У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.). 

Сравнительно-анатомические доказательства. Рудименты.

  У человека обнаруживаются около 90 рудиментов (остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, околоушные мышцы, зубы мудрости, копчик, и др.) и некоторые атавизмы (многососковость, волосатость, сильно развитые клыки и др.). 

Сравнительно-анатомические  доказательства. Атавизмы.

Сравнительно-анатомические доказательства. Атавизмы.

Эмбриологические доказательства

Эмбриологические доказательства

Основные отличия человека от животных объясняются  тремя причинами: –  прямохождением; –  ВНД (г. о. способностью к абстрактному мышлению); –  трудовой деятельностью. Прямохождение – чисто адаптационное приспособление, мы можем привести примеры «разумного» поведения животных, а трудовая деятельность животных тоже велика и разнообразна.

Основные отличия человека от животных объясняются  тремя причинами:

  • –  прямохождением;
  • –  ВНД (г. о. способностью к абстрактному мышлению);
  • –  трудовой деятельностью.

Прямохождение – чисто адаптационное приспособление, мы можем привести примеры «разумного» поведения животных, а трудовая деятельность животных тоже велика и разнообразна.

«Изъяны» человека:    зубы грыжи варикозное расширение вен плоскостопие трудные роды выпадение межпозвоночного диска

«Изъяны» человека:

  • зубы
  • грыжи
  • варикозное расширение вен
  • плоскостопие
  • трудные роды
  • выпадение межпозвоночного диска
Вывод: Точка зрения на Homo sapiens как на самый лучший, полезный и приспособленный вид живых существ, принципиально отличающийся от всех других организмов, нуждается в коррекции. Правильнее утверждать, что человек – не вершина эволюции, а часть органического мира.

Вывод:

  • Точка зрения на Homo sapiens как на самый лучший, полезный и приспособленный вид живых существ, принципиально отличающийся от всех других организмов, нуждается в коррекции.
  • Правильнее утверждать, что человек – не вершина эволюции, а часть органического мира.
Повторение по вопросам. 1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных. 2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе Млекопитающих. 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян? 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку. 5. С позиции биогенетического закона докажите животное происхождение человека. 6. В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?

Повторение по вопросам.

1. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных.

2. Укажите признаки, определяющие положение человека в классе Млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

5. С позиции биогенетического закона докажите животное происхождение человека.

6. В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека?

Домашнее задание § 20 – учить

Домашнее задание

§ 20 – учить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!