ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
83117, г. Донецк, ул. Ляшенко, дом 3, тел.: (062) 334-71-99, e-mail: .detsad352@ mail.ru
Идентификационный код 36934491
ПРИНЯТО: Решением Педагогического совета МДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка» Протокол № __ от « » 20__г. | | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Ясли-сад №352 г. Донецка» ______________Н.Н. Козлова Приказ №___от __ 20__г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении
«Ясли- сад комбинированного типа №352 города Донецка»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО) посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Наставник – это человек, который передает опыт и навыки.
Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 №544н), «Педагог-психолог (приказ от 24.07.2015), «Педагог-дефектолог» (приказ от 13.03.2023 №136н) и настоящим положением.
Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива ДОО.
Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности ДОО.
Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия нового положения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Цель наставничества – оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимально быстрого включения в образовательный процесс ДОО.
Основные задачи:
Обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов:
Молодых специалистов;
Педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО;
Педагогов ДОО, которые вступают в новую должность;
Ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО, педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО; особенностями контингента воспитанников;
Совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО;
Совершенствовать навыки работы с ИКТ в образовательной работе с детьми и взаимодействии с родителями;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Педагоги-наставники в соответствии с задачами:
Изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их проблемы и трудности;
Проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества, профессиональный уровень, интересы;
Организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция, семинар-практикум, моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии, психологические тренинги, консультации.
Наставничество организуется по плану – составной части годового плана методической работы.
Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа заведующего.
Деятельностью наставников руководят заведующий и старший воспитатель.
Заведующий и старший воспитатель выбирают наставников по следующим критериям:
Критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм, причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных;
Критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
Критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как дополнительная нагрузка;
Критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;
Критерий 5 – ответственность и организованность.
Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием срока наставничества (не менее 1 года).
Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях: увольнения наставника; перевода на другую работу подшефного педагога или наставника; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного.
За работу с подшефными педагогами наставникам предусмотрено вознаграждение: материальное (стимулирующие выплаты, премии); нематериальные (участие в конкурсе на лучшего наставника; включение в кадровый резерв на руководящие позиции; публичное признание заслуг наставника; награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня).
ПРАВА НАСТАВНИКА
Наставник имеет право:
Самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;
Привлекать к проведению обучения подшефных педагогов старшего воспитателя, психолога, музыкального руководителя и других педагогических работников ДОО, готовых транслировать свой опыт работы. Занятия проводят воспитатели с первой и высшей категорией;
Обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной, статистической, научно-методической документацией;
Оценивать результаты работы подшефных педагогов;
Представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты работы;
Выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать транслировать его в ДОО;
Организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА
Наставник обязан:
Изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие проблемы, ранжировать их по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса;
Обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи, обучать в различных формах;
Диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально обсуждать их работу;
соблюдать педагогическую этику.
Наставник несет ответственность: за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий; степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов; улучшение качества образовательной деятельности, которую они организуют; уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики ДОО и требований ФГОС; этическое взаимодействие с подшефными педагогами.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6.1 Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО. После издается приказ о закреплении наставников.
6.2 Изменения вносятся в положение не реже одного раза в 5 лет и утверждаются приказом заведующего ДОО.