ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете МКДОУ детский сад «Красная шапочка» р.п. Линево
Протокол №____от_______202__г.
УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий МКДОУ детский сад «Красная шапочка» р.п. Линево Приказ № ___ от «____» ______ 202 г. |
|
|
Положение
О наставничестве
в МКДОУ детский сад «Красная шапочка» р.п. Линево
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано с целью, организовать системный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО) посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в которых опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Наставник – это человек, который передает опыт и навыки.
1.2. Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Профстандартами «Педагог» (приказ от 18.10.2013 № 544н), «Педагог-дефектолог» (приказ от 15.09.2016), «Педагог-психолог» (приказ от 24.07.2015) и настоящим положением.
1.3. Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива ДОО.
1.5. Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности ДОО.
1.6. Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия нового положения.
2. Цель и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества – оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимально быстрого включения в образовательный процесс ДОО.
2.2. Основные задачи:
обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов:
молодые специалисты;
педагогов со стажем, которые только пришли на работу в данную ДОО;
педагогов ДОО, которые вступают в новую должность;
ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО, пед технологиями и методами, которые реализуются в ДОО; особенностями контингента воспитанников;
совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО;
учить использовать ИКТ в образовательной работе с детьми и при взаимодействии с родителями;
учить использовать профессиональные сайты для самообразования и передачи педагогического опыта.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Педагоги-наставники в соответствии с задачами:
изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их проблемы и трудности;
проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества, профессиональный уровень, интересы;
организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция, семинар-практикум, контроль и экспертная оценка заместителя руководителя; моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи собственных занятий и занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии, психологические тренинги, консультации.
3.2. Наставничество организуется по плану – составной части годового плана методической работы.
3.3. Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа заведующего.
3.4. Деятельностью наставников руководят заведующий и старший воспитатель.
3.5. Заведующий и старший воспитатель выбирают наставников по следующим критериям:
критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм, причем уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные компетенции его подопечных;
критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как дополнительная нагрузка;
критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;
критерий 5 – ответственность и организованность.
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
3.7. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
3.8. Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием срока наставничества (не менее одного года).
3.9. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного педагога или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.10. За работу с подшефными педагогами наставникам предусмотрено вознаграждение:
Материальное (стимулирующие выплаты, премии).
Нематериальные:
участие в конкурсе на лучшего наставника;
включение в кадровый резерв на руководящие позиции;
публичное признание заслуг наставника; награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня.
3.11. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – Совет наставников.
4. Права наставника
4.1. Наставник имеет право:
самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;
привлекать к проведению обучения подшефных педагогов руководителей кафедр, психологов, социального педагога и других педагогических работников ДОО, готовых транслировать свой опыт работы. Занятия проводят воспитатели с первой и высшей категорией;
обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной, статистической, научно-методической документации;
оценивать результаты работы подшефных педагогов;
представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты работы;
выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать транслировать его в ДОО;
организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.
5. Обязанности и ответственность наставника
5.1. Наставник обязан:
изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие проблемы, ранжировать их по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса;
обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи, обучать в различных формах;
диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально обсуждать их работу;
соблюдать педагогическую этику.
5.2. Наставник несет ответственность:
за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий;
степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов;
улучшение качества образовательной деятельности, которую они организуют;
уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики ДОО и требований ФГОС;
этичное взаимодействие с подшефными педагогами.
6. Документальное оформление деятельности наставников (делопроизводство)
6.1. Заседания наставников оформляются протоколом. Протокол подписывают старший воспитатель – председатель собрания наставников и секретарь.
6.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
6.3. Отчет о работе наставников за учебный год в письменном виде предоставляет старший воспитатель на итоговом заседании педагогического совета.
7. Заключение
7.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения педагогическим советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО. После издается приказ о закреплении наставников.
7.2. Изменения вносятся в положение не реже одного раза в пять лет и утверждаются приказом заведующего ДОО.