Положение об организации детского самоуправления
1. Общие положения.
1.1. Положение об организации детского самоуправления разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом детского дома.
1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность детского самоуправления Муниципального казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Балезинский детский дом».
1.3. Детское самоуправление относится к органам управления детского дома и создаётся в целях подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в гражданском обществе и правовом государстве, а также формирования социально-активной личности воспитанника.
1.4. Основными задачами детского самоуправления являются:
- развитие и сплочение детского коллектива;
- создание благоприятных условий для гармоничного развития личности;
- организация совместной деятельности коллектива воспитанников и педагогов, объединенного общей целью;
- включение воспитанников в планирование своего будущего, формирование умения самостоятельно принимать решения;
- развитие активной гражданской позиции, обучение воспитанников основам демократических отношений в обществе;
- привитие общечеловеческих нравственных ценностей;
- организация быта и содержательного досуга воспитанников;
- пропаганда здорового образа жизни.
1.5. Положение об организации детского самоуправления разрабатывается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к Положению, возникшие противоречия рассматриваются на Общем собрании воспитанников.
2. Принципы построения и развития детского самоуправления.
Детское самоуправление детского дома строится и развивается в соответствии со следующими принципами:
2.1. Педагогическое руководство предполагает наличие у каждого органа самоуправления педагога-консультанта.
2.2. Предметность деятельности означает, что органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.
2.3. Единое планирование – в детском доме создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план – основной механизм включения в организацию внутри детдомовской жизни всех участников педагогического процесса.
2.4. Выборность органов самоуправления – члены детского самоуправления выбираются на основе равного всеобщего избирательного права сроком на один год.
2.5. Принцип демократизма – участие всех воспитанников в системе самоуправления.
2.6. Принцип согласия предполагает действие правила обязательного выполнения решения всеми участниками процесса. Разногласия могут появляться до принятия решения.
3. Структура детского самоуправления.
3.1. Структура детского самоуправления имеет 2 уровня:
I уровень – детское самоуправление в группах;
II уровень – детское самоуправление детского дома.
3.2. Основными компонентами структуры детского самоуправления являются:
- Общее собрание воспитанников;
- Совет воспитанников детского дома (далее - Детсовет);
- Актив группы.
4. Общее собрание воспитанников.
4.1. Общее собрание воспитанников – орган детского самоуправления, обеспечивающий мобилизацию всех органов самоуправления на решение проблем детского дома и развитие учреждения.
4.2. Цель деятельности Общего собрания воспитанников: управление деятельностью всех органов детского самоуправления.
4.3. В общем собрании воспитанников принимают участие все воспитанники и педагоги-консультанты.
4.4. Общее собрание воспитанников собирается по необходимости, но не реже одного раза в четверть.
Внеочередное собрание может быть созвано для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся деятельности коллектива воспитанников и органов его самоуправления по требованию не менее 2/3 членов коллектива воспитанников всех групп.
4.5. Председателем Общего собрания является педагог-организатор.
4.6. Для ведения протоколов Общего собрания избирается секретарь.
4.7. Решения на Общем собрании принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов.
4.8. Полномочия Общего собрания воспитанников:
- рассматривает перспективы развития детского дома, планы их реализации путем объединения усилий педагогов и воспитанников;
- решает вопросы, связанные с участием воспитанников в управлении детским домом;
- формирует состав Детсовета;
- определяет содержание деятельности всех органов детского самоуправления в соответствии с целями и задачами развития детского дома;
- устанавливает степень участия каждого органа детского самоуправления в решении наиболее значимых для детского дома дел;
- контролирует и оценивает эффективность деятельности системы детского самоуправления;
- рассматривает и принимает документы, регламентирующие деятельность детского коллектива, систему стимулирования деятельности органов детского самоуправления, вносит в них изменения и дополнения, организует выполнение данных документов;
- участвует в обсуждении вводимых в детском доме педагогических инноваций;
- обеспечивает социальную защиту воспитанников и педагогов, представляет интересы детского дома в вышестоящих органах;
- обсуждает вопросы, связанные с подготовкой и проведением важных массовых воспитательных мероприятий детского дома.
5. Детсовет.
5.1. Детсовет – исполнительный орган детского самоуправления, обеспечивающий связь между Общим собранием воспитанников и всеми исполнительными органами детского самоуправления.
5.2. Цель деятельности Детсовета – координация и обеспечение жизнедеятельности всех органов детского самоуправления и обеспечение их развития.
5.3. Детсовет формируется на Общем собрании воспитанников сроком на 1 год, в его состав избираются воспитанники, рекомендованные групповыми собраниями.
5.4. Заседания Детсовета проводятся 1 раз в месяц под руководством педагога-организатора. Заседания и решения Детсовета протоколируются.
5.5. Полномочия Детсовета:
- принимает участие в разработке годового плана работы детского дома;
- разрабатывает план собственной деятельности и помогает осуществлять планирование других органов детского самоуправления;
- оказывает помощь в разработке документов, регламентирующих деятельность детского коллектива;
- изучает и оценивает, систематизирует и обобщает состояние всех органов детского самоуправления, общественное мнение воспитанников детского дома;
- обеспечивает контроль дисциплины, посещаемости занятий, соблюдения воспитанниками Правил внутреннего распорядка и режима дня;
- участвует в рассмотрении вопросов поощрения и взысканий воспитанников;
- выносит в вышестоящие органы детского самоуправления предложения по улучшению качества жизнедеятельности детского дома;
- создает при необходимости временные инициативные группы воспитанников с целью решения какой-либо проблемы детского дома или проведения обще детдомовского дела;
- планирует, разрабатывает, проводит и анализирует массовые воспитательные мероприятия детского дома;
- организует и проводит учебу органов детского самоуправления, оказывает практическую помощь группам по вопросам организации самоуправления;
- координирует деятельность детской прессы.
5.6. Направления деятельности Детсовета: учебная, спортивно-оздоровительная, трудовая, культурно-массовая, оформительская, санитарно-просветительская.
5.7. Детсоветом руководит председатель, который избирается путём голосования на Общем собрании воспитанников.
5.8. При Детсовете создается консультативная группа, целью которой является оказание содействия и помощи в организации работы Детсовета. В состав консультативной группы входят педагогические и медицинские работники детского дома. Общее координирование работой Детсовета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
5.9. Члены консультативной группы имеют право:
- вносить предложения по организации работы органов детского самоуправления;
- участвовать во всех проводимых мероприятиях Детсовета;
- координировать работу членов Детсовета.
5.10. Обязанности членов Детсовета.
Председатель:
- организация планирования деятельности Детсовета;
- согласование деятельности Детсовета с администрацией детского дома, педагогическим советом и другими органами, существующими в детском доме;
- координация работы Активов групп; оказание помощи председателям Активов групп;
- контроль исполнения решений Детсовета;
- совместно с педагогом-консультантом (педагог-организатор) проведение собраний председателей Активов групп.
Ответственный за учебную деятельность:
- сбор информации об учебном процессе, итогах успеваемости;
- помощь в подготовке и проведении олимпиад, познавательных мероприятий, интеллектуальных игр и конкурсов;
- координация работы ответственных за учёбу в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (старшие воспитатели) проведение собраний ответственных за учёбу в группах.
Ответственный за спортивно-оздоровительную деятельность:
- помощь в подготовке и проведении Спартакиады детского дома;
- помощь в подготовке и проведении походов, спортивных праздников, дней здоровья и других спортивно-оздоровительных мероприятий;
- организация команд для участия в республиканских, зональных и районных мероприятиях;
- сбор информации о спортивных достижениях воспитанников;
- координация работы ответственных за спортивно-оздоровительную деятельность в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (руководитель физического воспитания) проведение собраний ответственных за спортивно-оздоровительную деятельность в группах.
Ответственный за трудовую деятельность:
- помощь в организации работы по благоустройству помещений, территории детского дома;
- помощь администрации в обеспечении чистоты и порядка в детском доме;
- обеспечение порядка во время проведения обще детдомовских мероприятий;
- координация работы ответственных за трудовую деятельность в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (инструктор по труду) проведение собраний ответственных за трудовую деятельность в группах.
Ответственный за культурно-массовую деятельность:
- подготовка, проведение и анализ массовых воспитательных мероприятий детского дома;
- помощь в организации содержательного досуга воспитанников;
- помощь в организации выставок художественного и декоративно-прикладного творчества;
- координация работы ответственных за культурно-массовую деятельность в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (педагог-организатор, музыкальный руководитель) проведение собраний ответственных за культурно-массовую деятельность в группах.
Ответственный за оформительскую деятельность:
- оформление и выпуск стенгазет, объявлений, рекламных проспектов;
- подготовка оформления и реквизита к массовым воспитательным мероприятиям детского дома;
- помощь в организации выставок рисунков, плакатов, стенгазет;
- помощь в работе по созданию летописи детского дома;
- помощь в подготовке выпуска газеты детского дома;
- координация работы ответственных за оформительскую деятельность в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (педагог-организатор, библиотекарь) проведение собраний ответственных за оформительскую деятельность в группах.
Ответственный за санитарно-просветительскую деятельность:
- совместно с медицинскими работниками проведение санитарно-просветительской работы в группах;
- контроль организации дежурства в группах, по детскому дому;
- контроль организации питания групп в столовой;
- помощь администрации в обеспечении чистоты и порядка в детском доме;
- координация работы ответственных за санитарно-просветительскую деятельность в группах;
- совместно с педагогом-консультантом (медицинский работник) проведение собраний ответственных за санитарно-просветительскую деятельность в группах.
6. Актив группы.
6.1. Актив группы – это орган детского самоуправления группы, деятельность которого направлена на совершенствование жизни коллектива воспитанников группы, активизацию их деятельности, проявления и развития творческих и организаторских способностей, развития самостоятельности, товарищества, взаимопомощи.
6.2. Высшим органом Актива группы является групповое собрание, которое собирается один раз в неделю. Заседания и решения группового собрания протоколируются.
6.3. Актив группы работает под общим руководством Детсовета в тесном взаимодействии с воспитателями группы.
6.4. Полномочия Актива группы:
- планирует и организует деятельность коллектива группы;
- устанавливает связи со всеми органами самоуправления детского дома;
- организует участие группы в обще детдомовских мероприятиях;
- помогает воспитателям в планировании, организации и проведении собраний группы и воспитательных часов;
- изучает интересы воспитанников группы, выявляет их творческий потенциал, в соответствии с этим организует все виды воспитывающей деятельности группы;
- обсуждает и решает вопросы о поощрениях и взысканиях воспитанников группы;
- осуществляет контроль реализации предложений и критических замечаний педагогов;
- организует и проводит встречи с Активами других групп с целью изучения, обобщения и распространения опыта проведения мероприятий.
6.5. В состав Актива группы путём голосования избираются представители группы, которые могут возглавить одно из направлений работы: учебная, спортивно-оздоровительная, трудовая, культурно-массовая, оформительская, санитарно-просветительская. Остальные воспитанники являются помощниками по данным направлениям.
6.6. Активом группы руководит председатель, который является помощником воспитателя.
6.7. Обязанности членов Актива группы.
Председатель:
- контроль деятельности Актива группы;
- контроль выполнения воспитанниками Правил внутреннего распорядка, режима дня, соблюдения техники безопасности и санитарно-гигиенических правил;
- контроль организации дежурства в группе, по детскому дому;
- помощь в подготовке и проведении групповых собраний, встреч с Активами других групп;
- распределение обязанностей при проведении групповых мероприятий;
- подготовка отчета о дежурстве группы по детскому дому, выступление на рабочей линейке воспитанников;
- контроль за организацией питания;
- контроль внешнего вида воспитанников;
- участие в собраниях председателей Активов групп.
Ответственный за учебную деятельность:
- контроль успеваемости и посещаемости в группе;
- контроль и проверка состояния дневников и учебников, школьных принадлежностей;
- помощь в организации и проведении олимпиад, познавательных мероприятий, интеллектуальных игр и конкурсов;
- помощь в организации предметных экскурсий, встреч с интересными людьми;
- организация консультативных групп для помощи отстающим воспитанникам;
- участие в собраниях ответственных за учебную деятельность.
Ответственный за спортивно-оздоровительную деятельность:
- контроль выполнения воспитанниками режима дня;
- помощь в подготовке и проведении Спартакиады детского дома;
- помощь в подготовке и организации походов, спортивных праздников, дней здоровья;
- участие в организации соревнований по различным видам спорта с другими группами;
- определение лучших спортсменов в группе и их награждение;
- участие в собраниях ответственных за спортивно-оздоровительную деятельность.
Ответственный за трудовую деятельность:
- организация уборки закреплённой территории;
- помощь в организации дежурства по спальням, по детскому дому, составление графиков дежурства;
- помощь в организации и проведение генеральной уборки в группе;
- помощь в озеленении группы, уход за растениями;
- организация и проведение работ на приусадебном участке;
- участие в собраниях ответственных за трудовую деятельность.
Ответственный за культурно-массовую деятельность:
- помощь в организации участия группы в массовых воспитательных мероприятиях детского дома;
- помощь в проведении досуговых мероприятий в группе;
- организация участия группы в выставках художественного и декоративно-прикладного творчества;
- распределение занятости группы по интересам (посещение кружков, секций);
- участие в собраниях ответственных за культурно-массовую деятельность.
Ответственный за оформительскую деятельность:
- подготовка оформления и реквизита к праздникам;
- оформление информационных стендов (уголков) групп;
- подбор материала и выпуск стенгазет, плакатов, объявлений, рекламных проспектов;
- подготовка информации для выпуска газеты детского дома;
- оформление поздравлений в группе;
- участие в собраниях ответственных за оформительскую деятельность.
Ответственный за санитарно-просветительскую деятельность:
- помощь медработникам в проведении санитарно-просветительской работы с группой;
- контроль выполнения воспитанниками режима дня;
- контроль и оценка организации дежурства по группе, по детскому дому;
- помощь в организации и проведение генеральной уборки в группе;
- помощь в организации питания;
- контроль внешнего вида воспитанников;
- участие в собраниях ответственных за санитарно-просветительскую деятельность.