МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИСЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОМСКОГО РАЙОНА
634508 ул. Советская 2а, д. Кисловка, Томского района, Томской области
Тел./ Факс (3822) 953-149, 953-781, E-mail: KISLOVKA@LIST. RU
ПРИНЯТО на Педагогическом совете МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района. Протокол № 11 от «29» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района от «30» августа 2020 г. №_____ Директор школы: _________/Мусабеков О.Ж. |
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации методической службы
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Кисловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Методической службе (далее – Положение) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кисловская СОШ» Томского района разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и определяет цели, задачи, структуру организации, направления деятельности и формы методической работы в МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района.
1.2. Методическая служба является структурной единицей в системе управления МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района.
1.3. Методическая служба школы, ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, обеспечивает:
адаптацию образовательного учреждения к новым условиям модернизации образования и введения ФГОС;
построение общедоступного образования с учетом уровня современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;
достижение единства федерального культурного и образовательного пространства, защиту и развитие средствами образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;
возрождение российской культуры, нравственности, духовности;
светскость характера образования при сохранении свободы и многообразия образовательных систем и учреждений их автономности;
достижение обучающимися установленных государством образовательных стандартов;
построение учебно-воспитательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
дальнейшую демократизацию управления учебно-воспитательным процессом, закрепление государственно-общественного характера управления образованием.
1.4. Методическая служба школы предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств учителя, классного руководителя, повышение их профессионального мастерства.
1.5. Основными условиями организации методической деятельности в МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района являются:
распределение полномочий, прав и обязанностей;
учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности педагогов в рамках образовательного учреждения;
учёт активного положительного опыта методической работы каждого работника в построении общей системы методической работы школы.
Цель и задачи методической службы
2.1. Цель методической работы МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района – обеспечить действенность системы внутришкольного управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности образовательного учреждения, для чего:
организовать активное участие членов педагогического коллектива школы в планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и опытно экспериментальных процессов;
способствовать повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала учителя, классного руководителя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самоопределение и самореализацию.
2.2. Для реализации поставленной цели методическая работа образовательного
учреждения решает следующие задачи:
осуществляет управление процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов;
обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике учебно-воспитательного процесса;
способствует созданию программно-методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;
организует активное участие педагогов в планировании, разработке и реализации программ развития, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах;
осуществляет контроль за выполнением требований государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности учащихся;
обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;
обеспечивает пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
Основные направления деятельности
3.1. Планирование деятельности: разработка текущего и перспективного планов методической деятельности структурных единиц и методической службы в целом с учетом методической темы и Программы развития школы; разработка рабочих программ.
3.2. Управленческое направление: управление процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников в условиях модернизации
образования и введения ФГОС.
3.3. Организационно – методическое направление: создание программно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта; условий для разработки авторских программ; оказание методической помощи учителям.
3.4. Информационное направление: отбор и систематизация информации, оперативное ознакомление с методическими новинками, ознакомление с законодательными основами и нормативно-правовой базой, регламентирующей образовательную деятельность школы; изучение передового педагогического опыта; знание и активное использование достижений
рекомендаций педагогической и психологической наук, способствующих повышению научно-теоретического уровня педагогов.
3.5. Инновационное направление: разработка и реализация системы мероприятий, направленных на развитие исследовательских компетенций педагога как участника и организатора опытно-экспериментальной, исследовательской и проектной деятельности; использование в образовательном процессе современных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
3.6. Контроль деятельности: осуществление системы внутришкольного контроля за уровнем профессионализма педагога, выполнением образовательных программ,
требований к структуре современного урока, уровнем сформированности учебных навыков обучающихся; выполнением планов деятельности структурными единицами методической службы и др.
3.7. Аттестационное направление: помощь в осуществлении аттестационных процессов.
3.8. Диагностическое направление: формирование диагностических данных о профессиональном росте педагогов, о затруднениях педагогов в методической деятельности, о состоянии образовательного процесса и др.
3.9. Анализ деятельности: проблемно-ориентированный анализ промежуточных и итоговых результатов методической деятельности по структурным единицам методической службы и направлениям работы для определения результатов деятельности и основных проблем за определенный период с целью последующего формулирования основных задач методической работы, перспектив развития отдельных структур и методической службы в целом.
3.10. Формы методической работы
проблемные и тематические педсоветы;
курсы повышения квалификации – предметные и ИКТ, надпредметные с учетом требований модернизации образования и введения ФГОС;
заседания школьных методических объединений, творческих групп;
заседания временных рабочих проблемных групп – при необходимости;
предметные недели;
методические семинары;
самообразование педагога;
педагогические конференции;
конкурсы профессионального мастерства;
круглые столы;
публикации.
Структура и организация деятельности
4.1. Кандидатура руководителя методической службы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, закрепляется приказом директора школы.
4.2. Методическая служба - профессиональный орган, осуществляющий руководство методической и инновационной деятельностью педагогического коллектива школы, представлена следующими уровнями линейного соподчинения:
4.2.1. Педагогический совет (стратегический уровень) – рассматривает и решает стратегические вопросы образовательного процесса школы.
Деятельность педагогического совета регламентируется Положением о педагогическом совете школы.
4.2.2. Методический совет (тактический уровень) – центр, организующий методические события, возглавляет, координирует и контролирует деятельность всех структурных единиц методической службы; формируется из администрации и других педагогических работников, способных к творческой работе; руководит деятельностью методического совета заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Работа методического совета способствует повышению уровня квалификации учителя, реализации его методической деятельности по предмету, обмену опытом, направлена на выработку единых педагогических требований к реализации государственного стандарта в образовании.
Деятельность методического совета регламентируется Положением о методическом совете школы.
4.2.3. Структурные единицы методической службы (исполнительный уровень) - структурные подразделения:
4.2.3.1. библиотечно-информационный центр – информационное обеспечение участников образовательного процесса методическими материалами;
4.2.3.1.1. Деятельность библиотечно-информационный центр (библиотеки) регламентируется Положением о библиотеке школы.
4.2.3.2. творческие группы создаются для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации;
4.2.3.2.1. Творческая группа объединяет педагогов, интересующихся новыми подходами в организации учебно-воспитательного процесса в ГБОУ №469, занимающихся изучением, освоением, внедрением какой-то одной общей проблемы коллег-единомышленников.
4.2.3.2.2. Творческая группа изучает проблемы исследования, определение гипотезы, апробирование идей в практике работы педагогов, обобщает и пропагандирует результаты опыта работы (проведение «круглых столов», семинаров творчески работающих преподавателей, выставок, издание информационных пакетов по научно-практической деятельности).
4.2.3.2.3. Творческая группа – это временное структурное подразделение.
Педагоги – члены творческой группы:
активно участвуют в заседаниях группы, привнося свой вклад в каждое занятие;
представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы в соответствии с темой работы группы;
выполняют творческие задания руководителя группы и коллектива педагогов;
высказывают свое мнение по предложенным материалам, докладывают о результатах
апробирования той или иной методики, способа, приема преподавания.
4.2.3.2.4. Руководство творческой группой осуществляет руководитель, имеющий большой опыт в области исследуемой проблемы. Кандидатуры педагогов — членов творческой группы рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются приказом директора школы.
Руководитель творческой группы:
определяет формы сбора информации, обобщения и разработки ее;
предлагает варианты активного участия каждого в работе группы;
обобщает и систематизирует материалы;
анализирует предложения и вносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы, проекта.
4.2.3.2.5. Творческая группа ведет работу по следующим направлениям:
работа над реализацией программы эксперимента;
освоение новых технологий обучения;
диагностика деятельности, личностного роста учащегося и учителя;
обогащение психолого-педагогическими знаниями;
индивидуализация и дифференциация обучения;
реализация системного подхода к познанию;
создание психолого-педагогических конструкций учебного процесса далее – УП), включающих цель, типы связей, результат, прогнозирование и конструирование УП;
консультации по специально разработанной тематике, в том числе авторской;
разработка методической документации (программ, конспектов занятий, учебных пособий, дидактического материала, рекомендаций для педагогов и учащихся ОУ, видео- и аудиоматериалов, рефератов, докладов и т.д.);
разработка и практическое использование в УП активных форм обучения, тренингов, «мозгового штурма», дискуссий и др.
4.2.3.2.6. Для отчетности готовятся следующие документы: план работы, протоколы
заседаний.
4.2.3.3. Временные рабочие проблемные группы (далее – ВРПГ) создаются на краткосрочный период для выполнения актуальной задачи или решения проблемы на определенный момент деятельности.
4.2.3.3.1. Деятельность ВРПГ осуществляется на основании приказа директора школы.
4.2.3.3.2. ВРПГ – это временное структурное подразделение.
4.2.3.3.3. ВРПГ создаётся при наличии не менее трёх учителей, на основании решения педагогического совета.
4.2.3.3.4. ВРПГ объединяет педагогов, интересующихся какой-либо специальной, методической (педагогической) проблемой, с целью разработки каких-либо подходов, организации работы по реализации рассматриваемой проблемы силами педагогического коллектива.
4.2.3.3.2. Деятельность ВРПГ основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании образовательного процесса в соответствии с направлениями опытно-экспериментальной и инновационной деятельности школы.
4.2.3.3.2. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы ВРПГ определяются его членами в соответствии с целями и задачами школы и утверждаются школьным методическим советом.
4.3. Успешность функционирования методической службы во многом определяется чёткой организацией деятельности всех структурных единиц, распределением прав, полномочий и ответственности между всеми участниками методической работы, а также планированием, в котором особое внимание уделяется результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностями работы образовательного учреждения, сложившимся в нём традициям.
4.4. Планы деятельности методической службы и структурных единиц, разработанное программно-методическое сопровождение согласуется с директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
5. Обязанности участников методической службы
5.1. Основными участниками методической работы школы являются: учителя; классные руководители, руководители творческих и проблемных групп; администрация школы (директор, заместители директора), педагоги-организаторы, социальный педагог.
5.2. Администрация обязана:
способствовать внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс;
разрабатывать план методической работы с учетом модернизации образования и введения ФГОС; анализировать методическую деятельность;
создавать условия для повышения уровня квалификации педагогов;
создавать условия для работы творческих и проблемных групп;
оказывать всестороннюю методическую помощь руководителям творческих и проблемных групп, индивидуальную помощь педагогам;
контролировать деятельность структурных единиц методической службы и индивидуально каждого педагога;
содействовать распространению педагогического опыта учителей школы;
материально поощрять и стимулировать методическую деятельность педагогов.
5.3. Руководители методического совета, творческих и проблемных групп обязаны:
разрабатывать планы работы в соответствии с общим планом методической службы с учетом модернизации образования и введения ФГОС;
стимулировать самообразование педагогов;
анализировать деятельность методической работы проблемных групп;
проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей, методик, технологий, программ обучения;
согласовывать рабочие программы учителей;
обобщать опыт работы педагогов школы.
5.4. Учителя и классные руководители обязаны:
повышать уровень педагогического мастерства через курсовую подготовку и самообразование;
разрабатывать рабочие программы по предметам, методические программы, технологии, приёмы и способы работы с обучающимися;
работать по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
систематически посещать заседания методического совета, творческих и проблемных групп; участвуют в работе методического совета;
анализировать, обобщать и представлять собственный опыт работы и педагогические достижения и способы обучения на различных уровнях;
оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров, конференций, конкурсов, совещаний;
пополнять информационный банк данных (составление информационно-педагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов).
Взаимосвязи с другими органами и организациями
Участники методической службы устанавливают взаимосвязи с педагогами своего МБОУ и педагогами других ГБОУ по направлениям деятельности службы, с методистами ИМЦ, ТОИПКРО г. Томска.
7. Ответственность участников
Участники методической службы несут ответственность:
за выполнение плана – задания в полном объеме;
за предоставление своевременной информации о результатах деятельности;
за качество проведения методических мероприятий, заседаний, занятий, оформление материалов.
8. Документация
8.1. Методическая работа в школе оформляется (фиксируется) документально в форме:
плана методической работы МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района;
протоколов педагогических и методических советов;
планов работы методического совета, структурных подразделений, творческих и проблемных групп;
разработок лучших методических мероприятий школы; авторских педагогических разработок; обобщенных материалов о системе работы педагогов школы, материалов
печати по проблемам образования;
аналитических справок по отдельным мероприятиям;
дипломов, наград (являющихся общественным признанием результативности работы отдельных обучающихся и педагогов).
8.2. Документально оформленная методическая работа школы накапливается в папках структурных единиц методической службы по направлениям деятельности.