Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Утверждаю
Директор школы
__________________
Положение о школьной психологической службе
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель деятельности школьной психологической службы – психолого –
педагогическое сопровождение учащихся школы на протяжении всего периода обучения; выявление из интересов и склонностей; своевременное выявление причин отставания в учебе и отклонений в поведении и выбор наиболее эффективных путей их устранения опираясь на возрастные закономерности психического развития, психической деятельности и поведения учащихся.
Школьная психологическая служба способствует повышению эффективности учебно – воспитательного процесса посредством обеспечения возможностей для индивидуального подхода к учащимся школы, с помощью выявления причин отклонений и психолого – педагогической коррекции.
Педагог – психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь
настоящим Положением и в соответствии с запросами администрации школы, педагогов, родителей, учащихся школы.
В решении всех проблем педагог – психолог исходит в первую очередь
из интересов учащегося.
Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в сотрудничестве
с социальным педагогом, логопедом, педагогами и администрацией школы. Необходимым условием для обеспечения работы является сотрудничество педагога и педагога – психолога на всех стадиях работы.
Деятельность школьной психологической службы ориентирована
преимущественно на учащихся школы. Работа с администрацией школы, педагогическим коллективом, родителями исходит из этой задачи.
Деятельность школьной психологической службу направлена на
диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся школы; на профилактику, коррекцию выявленных отклонений.
Психологическую службу обеспечивает педагог – психолог, который
получил общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции.
Деятельность школьной психологической службы
руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, международными актами в области защиты прав детей и молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими её деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Содержание работы психолого – педагогической службы школы:
Обеспечение индивидуального подхода к учащимся при
сопровождении учащихся школы на протяжении всего периода обучения.
Обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития
учащегося на каждом возрастном этапе для успешной адаптации при поступлении в школу и переходе на каждую новую ступень школы.
Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и
личностном развитии учащихся.
Работа педагога – психолога проводится по следующим направлениям:
Психопрофилактическая работа направлена на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться индивидуально с учащимся и группой учащихся (классом).
В процессе психопрофилактической работы проводятся мероприятия, направленные:
- на изучение интеллектуальных, личностных, эмоционально –
волевых особенностей учащихся, их интересов, склонностей по запросам педагогического коллектива и администрации;
- на проведение диагностики психологической готовности
учащихся первого класса к школьному обучению, выявление отклонений и их коррекцию; педагог – психолог рекомендует родителям методы занятий с учащимся для ликвидации пробелов в подготовке к обучению, совместно с педагогами намечает план индивидуальной работы для успешной адаптации, для всестороннего и гармоничного развития учащегося в школе;
- на психологическое обследование учащихся при переходе на каждую
новую ступень школы, совместно с педагогами намечает план индивидуальной работы с учетом их готовности к обучению на новом этапе.
Диагностическая работа направлена на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться индивидуально с учащимся и группой учащихся (классом) специальными психодиагностическими методами. Педагог – психолог осуществляет диагностику психологической готовности к школьному обучению учащихся при поступлении в школу; готовности учащихся к переходу на каждую новую ступень школы; выявление психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; диагностику межличностных отношений учащегося со сверстниками, в классе; нарушений взаимоотношений учащегося и педагога, класса и педагога.
Коррекционная работа направлена на устранение отклонений в обучении и воспитании. Коррекционная работа может проводиться индивидуально с учащимся и группой учащихся (классом). Коррекционная работа включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет педагог – психолог, педагогическую – педагоги и родители с помощью педагога – психолога.
Психолого – педагогическая коррекция осуществляется, когда отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, рекомендуется родителям обратиться в соответствующие учреждения.
Консультативная работа при данной работе решаются следующие задачи:
- консультирование администрации школы, педагогического коллектива, родителей по проблемам обучения и воспитания детей (могут быть индивидуальными и коллективными);
- индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, самовоспитания, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- консультирование групп учащихся и классов по проблемам самовоспитания, культуры труда, культуры поведения;
- способствование повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций; участие в педагогических советах, общешкольных и классных родительских собраниях;
- по запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, полиции, проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания для вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений при лишении родительских прав и др.
III.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
1. Педагог – психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность рекомендаций.
2. Педагог – психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
3. Педагог – психолог несёт ответственность за сохранность конфиденциальности сведений, полученных в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб учащимся или его окружению, а также в тех случаях, когда испытуемым были даны гарантии анонимности результатов исследования.
IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
В своей деятельности педагог – психолог обязан:
Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности согласно
должностной инструкции;
Руководствоваться Уставом школы, настоящим Положением.
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках
профессиональной компетенции.
В решении всех вопросов исходить из интересов учащегося.
Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом школы.
Оказывать необходимую помощь администрации, педагогическому
коллективу школы и родителям в решении проблем, связанных с преодолением отклонений в обучении и воспитании учащихся.
Оказывать помощь учащимся школы в решении их проблем.
При соответствующих показаниях рекомендовать и тактично убеждать
родителей в необходимости обратиться за медицинской, дефектологической и другой помощью.
Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
В своей деятельности педагог – психолог имеет право:
Выбирать формы и методы работы с учащимися и их родителями,
педагогами школы устанавливать очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в определенный период.
Принимать участие в педагогических советах, консилиумах, в
заседаниях методических объединений педагогов.
Изучать любую документацию по организации учебно -
воспитательного процесса, личные дела учащихся, медицинские карты.
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия,
воспитательные занятия для наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно - воспитательного процесса.
Проводить индивидуальные и групповые психологические
обследования.
Участвовать в работе психолого – медико – педагогических комиссий
и комиссий по делам несовершеннолетних.
Выступать с обобщением опыта своей работы в научно – популярных
изданиях, сайтах.
Повышать квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с
нормативными документами по аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц.
V. НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1. Психологическая карта на каждого учащегося школы.
2. План работы на учебный год.
3. План работы на месяц.
4. Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований.
5. Протоколы и заключения диагностических обследований.
6. Аналитический и статистический отчет педагога психолога за учебный год.
7. Паспорт кабинета.