ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
(ОАО «РЖД»)
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №21
Адрес 671220, п. Танхой, ул. Центральная , 17.
Тел. (факс): 8(30138)93-7-47
Положение
о социально-психологической службе
НОУ «Школа – интернат №21 ОАО «РЖД»
.Общие положения
1.1. Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы – интерната №21 ОАО «РЖД», находящимся в подчинении директора образовательного учреждения.
1.2. Социально-психологическая служба - профессиональное объединение психолога и социального педагога, главной целью функционирования которого является обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, содействие становлению индивидуальности, развитию способностей и склонностей личности, создание развивающей, психологически-комфортной среды.
1.3. Социально-психологическая служба работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, методическим объединением классных руководителей, администрацией, медицинским работником, а также родителями (лицами, их заменяющими), с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими помощь в воспитании и развитии детей и подростков.
Социально-психологическая служба в своей деятельности руководствуется:
основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка, Международная конвенция о правах и основных свободах человека),
Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
законом РФ «Об образовании» в ред. от 29.12.2012г. №273 ФЗ;
законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в редакции ФЗ от 29.12.04г. №199-ФЗ;
нормативными актами Министерства образования и науки РФ, Министерства
образования и науки Республики Бурятия;
Уставом Школы – интерната №21 ОАО «РЖД»;
настоящим положением, утвержденным директором.
1.5.Социально-психологическая служба утверждена приказом директора школы – интерната №21 ОАО «РЖД»
. Цели и задачи социально – психологической службы
2.1. Целями социально-психологической службы являются:
- оказание комплексной социально-психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
- обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося в течение всего срока обучения в школе – интернате №21 ОАО «РЖД»;
- социально-психологическая защита школьников в образовательном процессе;
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
2.2 Задачами социально-психологической службы являются:
психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, выявление интересов и потребностей учащихся, уровня их социальной защищенности и адаптированности к социальной среде
психологическое сопровождение социального и личностного развития школьников в процессе учебной деятельности;
формирование у учащихся способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
обеспечение социально-психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;
повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса;
обеспечение социально-психологической безопасности;
формирование мотивации на здоровый образ жизни и отказ от противоправных действий, вредных привычек;
обеспечение индивидуального подхода к ребенку;
психолого-педагогическое изучение учащихся;
формирование у учащихся и их родителей чувства ответственности за свои поступки, за воспитание детей;
содействие в разрешении конфликтных ситуаций в школе среди обучающихся;
оказание педагогического и психологического воздействия на обучающихся с отклоняющимся поведением;
содействие формированию у обучающихся уважительного отношения к Уставу школы, общественным нормам поведения и здоровому образу жизни; воспитание законопослушных граждан.
. Основные направления деятельности социально – психологической службы
К основным направлениям деятельности социально-психологической службы относятся:
3.1. Социально-психологическая диагностика:
изучение индивидуальных психологических особенностей субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости школьников, выявление уровня их социальной защищенности;
проведение психолого-педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению;
выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации школьников;
проведение социальной паспортизации классов, школы;
изучение и анализ морально-психологического фона школы с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
социально-психологическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др;
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве;
защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях;
защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых;
раннее выявление неблагополучных семей;
создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т.д;
психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-психологических проблем и др;
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся.
обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска».
повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию;
развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.
3.2. Социально-психологическая профилактика (поддержка):
- оказание психологической поддержки развитию личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание социально-психологической помощи и поддержки учителям, ученикам и их родителям, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- содействие творческому развитию школьников;
- оказание социально-психологической поддержки учащимся, оставшимся без попечения родителей;
3.3. Социально-психологическая коррекция:
- оказание психологической помощи и поддержки учащимся, учителям , родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении школьников, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;
- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление коррекции асоциального поведения школьников.
3.4. Социально-психологическое консультирование:
- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблеме индивидуального развития учащихся;
- индивидуальное консультирование школьников по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- консультирование классных коллективов по проблемам саморазвития, профессиональной ориентации;
- способствование повышению психологической культуры преподавателей и родителей, путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, работе методических объединений.
3.5. Социально-психологическое просвещение:
- повышение социально-психологической компетентности педагогов, школьников и их родителей;
- ознакомление преподавателей и родителей с основными возрастными закономерностями личностного развития школьников;
- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности учащегося;
- подготовка методических материалов классным руководителям для проведения тренингов, коррекционных упражнений по сплочению коллектива, развитию коммуникативных способностей, преодолению проблем жизненных ситуаций;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях;
- паспортизация школьников группы риска.
V. Функции социально – психологической службы
4.1. Психологическое консультирование учителей, учащихся, их родителей по вопросам возрастной, педагогической и социальной психологии; создания благоприятного семейного микроклимата.
4.2. Ведение индивидуальной и групповой психодиагностической работы в интересах обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе с учетом данных ежегодного медицинского осмотра учащихся.
4.3. Ведение психокоррекционной работы в целях личностного развития учащихся.
4.4. Ведение работы по созданию в педагогическом и ученическом коллективах оптимального психологического климата.
4.5. Ведение работы по пропаганде психологических знаний среди учителей, учащихся и их родителей, в том числе по вопросам психогигиены и психоадаптации.
4.6. Выявление учащихся с асоциальным поведением, установление причин такого поведения, совместная работа с родителями или (лицами их заменяющими).
4.7. Оказание помощи учащимся, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях.
4.8. Изучение жилищно-бытовых условий в семьях, в частности в неблагополучных.
4.9. Осуществление партнерства с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
V. Сотрудники социально - психологической службы имеют право:
5.1. Участвовать в работе психолого-педагогических и методических семинаров образовательного учреждения, а также в работе проводимых психологических конференций и семинаров другими учреждениями социальной и психологических служб района, республики; принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях, совещаниях и т.д.
5.2. Посещать занятия, внеурочные и внеплановые мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью школьников.
5.3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией, делать запросы в соответствующие организации и к необходимым специалистам.
5.4. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-методических изданиях.
V. Сотрудники социально-психологической службы обязаны:
6.1. Руководствоваться Уставом образовательного учреждения, программой развития социально-психологической службы, настоящим Положением.
6.2. Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы по плану перед администрацией школы – интерната №21 или перед заинтересованной стороной, обладающей определенными полномочиями (по официальному запросу).
6.3. Рассматривать запросы и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции. В решении всех вопросов исходить из интересов субъектов образовательного процесса.
6.4. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями школьников.
6.5. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
6.6. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы.
V. Обеспечение деятельности социально-психологической службы
7.1. Социально-психологическая служба работает в тесном контакте с администрацией школы – интерната №21, его структурными подразделениями, классными руководителями, преподавателями, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, работодателями и другими субъектами социального партнерства, оказывающими помощь в воспитании и развитии обучающихся.
7.2. В состав социально-психологической службы школы – интерната№21 ОАО «РЖД» входят педагог - психолог, социальный педагог. Количество сотрудников определяется директором школы – интерната №21 ОАО «РЖД».
7.3. Данное Положение и соответственно изменения и дополнения в данное Положение утверждается директором школы – интерната №21 ОАО «РЖД».
7.4. Данное Положение вступает в силу после рассмотрения его директором школы – интерната №21 ОАО «РЖД» и издания приказа по учреждению.
V. Документация службы.
Социально-психологическая служба должна иметь следующую документацию:
8.1. годовой план работы, утвержденный директором;
8.2. рабочий журнал психолога для учета консультаций;
8.3. журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с учащимися;
8.4. социальные паспорта классов и общеобразовательного учреждения;
8.5. акты обследования жилищно-бытовых условий учащихся ;
8.6. карты индивидуального развития учащихся;
8.7. банк данных на учащихся «группы риска», неблагополучные семьи, многодетные семьи и т.п.;
8.8. материалы по работе с детьми, родителями, педагогическими работниками.
X. Структура СПСШ
Социально – психологическая служба школы
ШСПС
Социальный
педагог
педагог
Медицинский работник
Педагог - психолог
психологи
Цели:
Сопровождение и контроль соматического здоровья.
Цели:
Сопровождение социальной адаптации и социализации учащихся
Цели:
сопровождение обучения, воспитания и развития;
защита прав детей и подростков, их психологического здоровья;
выявление проблем и коррекция устной и письменной речи.
Основные направления
работы:
1.Социальный патронаж.
Социальное обследование.
Социально-педагогическое просвещение учащихся, родителей.
Связь с ИПДН
Опека и попечительство.
Связь с общественными и государственными организациями по вопросу соц. защиты.
Основные направления работы:
Контроль за состоянием соматического и психического здоровья учащихся.
Профилактические осмотры и прививки.
Диспансерный учет учащихся.
Экстренная медицинская помощь.
Медицинское просвещение.
Основные направления работы:
Диагностика интеллект. развития ( инд., групп.).
Коррекция и сопровождение индивидуального развития.
Консультирование учащихся по психологическим проблемам.
Консультирование родителей по психологическим проблемам и особенностям воспитания.
Консультирование педагогов по психологическим проблемам и особенностям воспитания.
Психологическое просвещение для педагогов и родителей (привлечение учащихся).
Методическая учеба.
Связь с ПМПК.