Положение об элективных курсах
МКОУ «Муромская СШ»
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. №196, приказа МО РФ № 2783 от 18.07.02. «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», письма Департамента общего и дошкольного образования №14-51-277/13 от 13.11.03.
1.2. Настоящее положение определяет статус, цели и задачи элективных курсов в МКОУ «Муромская СШ».
1.3. Элективные курсы продолжительностью более 32 часов реализуются в 10-11 классах за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, а элективные курсы продолжительностью менее 32 часов могут реализовываться за счет дополнительного образования.
1.4.Элективные курсы нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого учащегося. Они являются важнейшим средством построения их индивидуальных образовательных программ.
1.5. Школа принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
1.6. Элективные курсы являющиеся составной частью учебного плана школы обязательны для учащихся профильных 10 – 11 классов.
1.7. Набор элективных курсов для изучения определяют сами учащиеся.
II. Задачи, решаемые при введении элективных курсов
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
- создание условий для построения гибких индивидуальных планов учащихся старших классов;
- ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ;
- дифференциация содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями;
- овладение содержанием предмета на повышенном уровне сложности, развитие высокого уровня мыслительных процессов у учащихся, навыков рефлексии;
- повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;
- создание условий психолого-педагогической комфортности при обучении в школе; формирование у выпускников школы самооценки, адекватной личным способностями возможностям.
III.Функции элективных курсов
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы в школе выполняют различные функции:
- изучение ключевых проблем современности;
- «профессиональная проба»; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- дополнение и углубление базового предметного образования;
- дополнение и углубление обучения по профильным предметам.
IV. Методы и формы обучения на элективных курсах.
5.1.Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
5.2.Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.
5.3.Основными приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:
- междисциплинарная интеграция;
- обучение на основе опыта и сотрудничества;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
- личностно-деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);
- моделирование элементов профессиональной деятельности.
V. Оценка результатов изучения элективных курсов.
5.1.По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончанию.
5.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.
- Текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/«незачтено» по элективным курсам продолжительностью менее 32 часов.
- Текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме оценок «2,3,4,5» по элективным курсам продолжительностью 32 часа и более.
5.3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся.
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с учащимися
- анализ творческих, исследовательских работ
- результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ.
5.4. Методы итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения с помощью специальной зачетной работы (зачет, тест, защита проекта или реферата). В аттестате об основном полном образовании делается запись об изучении элективных курсов продолжительностью 32 часа и более.
VI. Учебное и программно-методическое обеспечении преподавания элективных курсов.
- в качестве учебных пособий в преподавании элективных курсов используются пособия, рекомендованные МО РФ.
- в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания;
- программно-методическое обеспечение элективных курсов основано на программах и методических рекомендациях МО РФ.
- в качестве программно-методического обеспечения могут быть использованы авторские курсы, разработанные учителями школы и прошедшие экспертизу экспертной группы и утвержденные директором школы.