МБОУ Вознесенская СОШ
учитель классов СКОУ 8 вида
Чуракова С.К.
Помощь родителям детей с ОВЗ.
(выступление на краевом семинаре «Новые подходы и технологии проектирования учебно-научно-методической работы в современной школе в условиях массовой модернизации» 23 января 2014г, ассоциация «Эврика – Пермь»)
А) Я работаю в Вознесенской средней школе в классе СКОУ 8вида. За время моей работы (19лет) наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся в классах коррекции (около 5 лет назад наполняемость была 6-8 человек, а сейчас 12 человек в среднем звене).
Появление в семье ребёнка с ОВ в умственном развитии значительно осложняет жизнь семьи, родители испытывают стресс, зачастую не знают, как правильно организовать общение, учебный и воспитательный процессы. Поэтому большую роль в учебно-воспитательном процессе мы уделяем оказанию помощи родителям.
Необходимо научить родителей воспринимать своего ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями.
Б) В наших классах – комплектах обычно есть 2 категории родителей:
1 – родители, дети которых только начинают обучение по программе СКОУ 8 вида;
2 – родители, дети которых уже учатся по этой программе не первый год.
К основным проблемам семей, имеющих детей с ОВЗ, можно отнести:
* медицинские проблемы
* проблемы в воспитании, обучении (педагогические)
* психологические проблемы
* материальные проблемы
Мне хотелось бы остановиться на том, какую поддержку оказывает родителям наша школа.
Помощь при решении медицинских проблем
|
Для 1 категории родителей
- информация о болезни ребёнка, особенностях его развития;
После знакомства с медкартой ребёнка предлагаю родителям
-заполнить анкету по здоровью, в которой указывается сопутствующие заболевания, хронические заболевания, наличие аллергических реакций, и т.п.
|
Для родителей 2 категории
речь идёт уже о медицинской реабилитации:
- здоровьесберегающий режим во всех видах деятельности в домашних условиях
- при необходимости обучение родителей каким либо медицинским навыкам, назначениям (участие мед.работника школы)
|
Далее провожу
- беседу о значении здоровьесберегающего режима
вне школы
|
- после наблюдения ребёнка при необходимости помогаю в организации дополнительных консультаций узких специалистов (психиатр, окулист…)
|
Помощь в воспитании, обучении (педагогические проблемы)
|
Для 1 категории родителей
- информируем о видах коррекции, о работе специалистов: дефектологов, логопедов, психологов
|
Для 2 категории родителей
- обучение родителей коррекционно- развивающему взаимодействию с ребёнком (тренинги «Общение с
ребёнком», «Покажи мне свою любовь»…)
|
- оказываем помощь в организации консультаций этих специалистов,
|
- способствуем формированию интереса родителей к личностному развитию ребёнка (ознакомление с его результатами в учебной, общественной деятельности, личными достижениями, привлекаем родителей к внеклассным мероприятиям)
|
- знакомим с программой СКОУ 8 вида, особенностями и возможностями восприятия ребёнком нового учебного материала
|
- изучаем родительские запросы и ищем пути их реализации
|
- обязательно информируем о виде документа по окончанию школы, о возможностях получения специального образования.
|
- составляем совместный план работы с проблемными семьями
|
|
- оказываем помощь в профессиональной ориентации:
(совместное участие «Родитель+Ребёнок» в тематических классных часах «Профессии наших родителей», «Я б в рабочие пошёл» и др
- обеспечиваем справочниками учебных заведений Пермского края, к-ые принимают выпускников 7 и 8 вида СКОУ
|
Оказание психологической поддержки семьям
|
Для 1 категории родителей
- обеспечиваем памятками («Советы родителям, воспиты - вающим детей с нарушением в развитии»), работаем по каждому
|
Для 2 категории родителей
при более полном изучении семьи (анкеты «Семья глазами ребёнка», «Взаимопонимание с ребёнком»…), изучении её микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, взаимодействия Р+Р
-консультирование психологами, мед.работником по
изменению климата в семье
|
- первоначальное изучение семьи (материальное положение, соц.статус..)
|
- поддерживаем постоянную связь
«школа» - «семья» - «специалист»
|
Материальная поддержка семей
|
- обеспечение бесплатными обедами,
- выделение денег на одежу, канцтовары
- юридическая поддержка ( льготы для многодетных семей, для семей с детьми – инвалидами..)
|
В) Трудности чаще всего возникают при оказании психологической поддержки, т.к. обычно присутствует либо отстранённость родителей к ребёнку с нарушением развития, либо максимальная самоотдача, что встречается гораздо реже.
А работать с семьёй необходимо, необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, каков он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, т.к. именно в семье ребёнок в состоянии включится в полноценную жизнь.
Просмотр содержимого документа
«Помощь родителям детей с ОВЗ»
МБОУ Вознесенская СОШ
учитель классов СКОУ 8 вида
Чуракова С.К.
Помощь родителям детей с ОВЗ.
(выступление на краевом семинаре «Новые подходы и технологии проектирования учебно-научно-методической работы в современной школе в условиях массовой модернизации» 23 января 2014г, ассоциация «Эврика – Пермь»)
А) Я работаю в Вознесенской средней школе в классе СКОУ 8вида. За время моей работы (19лет) наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся в классах коррекции (около 5 лет назад наполняемость была 6-8 человек, а сейчас 12 человек в среднем звене).
Появление в семье ребёнка с ОВ в умственном развитии значительно осложняет жизнь семьи, родители испытывают стресс, зачастую не знают, как правильно организовать общение, учебный и воспитательный процессы. Поэтому большую роль в учебно-воспитательном процессе мы уделяем оказанию помощи родителям.
Необходимо научить родителей воспринимать своего ребёнка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями.
Б) В наших классах – комплектах обычно есть 2 категории родителей:
1 – родители, дети которых только начинают обучение по программе СКОУ 8 вида;
2 – родители, дети которых уже учатся по этой программе не первый год.
К основным проблемам семей, имеющих детей с ОВЗ, можно отнести:
* медицинские проблемы
* проблемы в воспитании, обучении (педагогические)
* психологические проблемы
* материальные проблемы
Мне хотелось бы остановиться на том, какую поддержку оказывает родителям наша школа.
Помощь при решении медицинских проблем |
Для 1 категории родителей - информация о болезни ребёнка, особенностях его развития; После знакомства с медкартой ребёнка предлагаю родителям -заполнить анкету по здоровью, в которой указывается сопутствующие заболевания, хронические заболевания, наличие аллергических реакций, и т.п. | Для родителей 2 категории речь идёт уже о медицинской реабилитации: - здоровьесберегающий режим во всех видах деятельности в домашних условиях - при необходимости обучение родителей каким либо медицинским навыкам, назначениям (участие мед.работника школы) |
Далее провожу - беседу о значении здоровьесберегающего режима вне школы | - после наблюдения ребёнка при необходимости помогаю в организации дополнительных консультаций узких специалистов (психиатр, окулист…) |
Помощь в воспитании, обучении (педагогические проблемы) |
Для 1 категории родителей - информируем о видах коррекции, о работе специалистов: дефектологов, логопедов, психологов | Для 2 категории родителей - обучение родителей коррекционно- развивающему взаимодействию с ребёнком (тренинги «Общение с ребёнком», «Покажи мне свою любовь»…) |
- оказываем помощь в организации консультаций этих специалистов, | - способствуем формированию интереса родителей к личностному развитию ребёнка (ознакомление с его результатами в учебной, общественной деятельности, личными достижениями, привлекаем родителей к внеклассным мероприятиям) |
- знакомим с программой СКОУ 8 вида, особенностями и возможностями восприятия ребёнком нового учебного материала | - изучаем родительские запросы и ищем пути их реализации |
- обязательно информируем о виде документа по окончанию школы, о возможностях получения специального образования. | - составляем совместный план работы с проблемными семьями |
| - оказываем помощь в профессиональной ориентации: (совместное участие «Родитель+Ребёнок» в тематических классных часах «Профессии наших родителей», «Я б в рабочие пошёл» и др - обеспечиваем справочниками учебных заведений Пермского края, к-ые принимают выпускников 7 и 8 вида СКОУ |
Оказание психологической поддержки семьям |
Для 1 категории родителей - обеспечиваем памятками («Советы родителям, воспиты - вающим детей с нарушением в развитии»), работаем по каждому | Для 2 категории родителей при более полном изучении семьи (анкеты «Семья глазами ребёнка», «Взаимопонимание с ребёнком»…), изучении её микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, взаимодействия Р+Р -консультирование психологами, мед.работником по изменению климата в семье |
- первоначальное изучение семьи (материальное положение, соц.статус..) | - поддерживаем постоянную связь «школа» - «семья» - «специалист» |
Материальная поддержка семей |
- обеспечение бесплатными обедами, - выделение денег на одежу, канцтовары - юридическая поддержка ( льготы для многодетных семей, для семей с детьми – инвалидами..) |
В) Трудности чаще всего возникают при оказании психологической поддержки, т.к. обычно присутствует либо отстранённость родителей к ребёнку с нарушением развития, либо максимальная самоотдача, что встречается гораздо реже.
А работать с семьёй необходимо, необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, каков он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, т.к. именно в семье ребёнок в состоянии включится в полноценную жизнь.
4