13 урок, 5 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата:___________
Тема урока: «Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма»
Цель: познакомить учащихся с понятиями алгоритм, алгоритмизация, исполнители алгоритмов и система команд исполнителя; перечислить и проанализировать свойства алгоритма; познакомить учащихся с формами записи алгоритмов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Работа с презентацией
Алгоритм — это конечная последовательность команд, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.
Причём исполнителем может выступать как человек, животное так и техническое устройство.
Например, украшение торта будет алгоритмом.
Или установка игры на компьютер, так же выполняется по алгоритму.
Очень часто мы выполняем определённые алгоритмы, даже не задумываясь, например, в новом кофе подключиться к сети Wifi.
Сейчас вам кажется, что подключиться к сети проще простого, но ведь в начале вас этому научили. В первый раз вам сказали, что нужно:
-
спросить пароль у администратора кафе;
-
открыть настройки телефона;
-
зайти в меню Wifi;
-
найти сеть Wifi данного кафе;
-
ввести пароль и подключиться к сети.
К
ак видно из предыдущего примера, для достижения конечного результата, нам необходимо последовательно выполнить определённые действия или шаги. Действия по алгоритму встречаются во всех сферах, например,
Задача «Приготовить чай» решается в пять шагов:
-
вскипятить в чайнике воду;
-
положить в чашку пакетик заварки;
-
налить туда кипяток;
-
добавить две чайные ложки сахара;
-
размешать сахар ложкой.
А
задача по химии «Получение водорода» решается в четыре шага:
-
взять колбу;
-
налить в колбу соляной кислоты;
-
бросить в колбу кусочек цинка;
-
собрать выделяющийся газ в пробирку.
Таким образом, для разработки алгоритма, нам необходимо понимать, какие начальные условия нам даны, и какой конечный результат мы должны получить.
Иначе говоря, алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
Работу алгоритма можно представить в виде следующей схемы:
Исполнитель – это объект живой природы или техническое устройство, способное выполнять алгоритм.
Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель выполняет одну и ту же команду всегда одинаково. А неформальный может импровизировать.
Н
апример, вспомним алгоритм приготовления чая. Здесь вы можете действовать по-разному. Можете сначала положить в чашку пакетик с чаем, а затем вскипятить в чайнике воду. Или положить в чашку сначала сахар, а затем чай. В данном примере человек, который готовит чай является неформальным исполнителем алгоритма.
То есть Неформальный исполнитель может выполнять алгоритмы по-разному.
К неформальным исполнителям можно отнести все объекты живой природы.
А вот формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Н
апример, при многократном прослушивании диска с любимой мелодией вы можете быть уверенными, что она воспроизводится проигрывателем (формальным исполнителем) одинаково.
Н
о вряд ли кому-нибудь из певцов (неформальному исполнителю) удастся несколько раз совершенно одинаково исполнить песню из своего репертуара.
Рассмотрим более подробно формальных исполнителей. Определить формального исполнителя можно по следующим характеристикам: это круг решаемых задач (назначение), среда, система команд, режим работы. Остановимся подробнее на каждой характеристике.
Итак, круг решаемых задач. Каждый исполнитель создаётся для решения определённого круга задач – выполнение вычислений, приготовления кофе, управлять дорожным движением и т.д.
Среда исполнителя – это та область, обстановка и условия в которых действует исполнитель. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм.
С
истема команд исполнителя. Каждое отдельное предписание исполнителю об исполнении отдельного законченного действия называется командой. Совокупность всех команд является системой команд данного исполнителя (сокращённо - СКИ). Алгоритм всегда составляется с учётом возможностей конкретного исполнителя, который будет его выполнять, т.е. в системе команд исполнителя.
Режим работы исполнителя. Выделяют два процесса управления исполнителем: режим непосредственного управления и программное управление.
3. Практическая работа
15 слайд устно
16-19 в тетрадь
4. Подведение итогов. Домашняя работа
Задания в текстовом документе (теория + 4 практические задания), работа в рабочей тетради