СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие дробного рационального уравнения

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие дробного рационального уравнения»

Понятие дробного рационального уравнения

Цели: ввести понятие дробного рационального уравнения, формировать умение применять алгоритм решения дробного рационального уравнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ результатов контрольной работы.

Проанализировать и исправить ошибки, допущенные учащимися при решении контрольной работы. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся.

III. Устная работа.

1. Какие из выражений являются целыми, какие – дробными?

а) ; б) (аb)2 – 3ab; в) ;

г) ; д) ; е) .

2. Укажите допустимые значения переменной в выражении:

а) 2х2 – 8; б) ; в) ;

г) ; д) ; е) .

IV. Объяснение нового материала.

Объяснение следует проводить в н е с к о л ь к о э т а п о в.

1. В в е д е н и е п о н я т и я дробного рационального уравнения.

Во время проведения устной работы были актуализированы следующие знания учащихся: целые выражения, дробные выражения, рациональные выражения, допустимые значения переменных. Целесообразно предложить учащимся самим сформулировать понятие дробного рационального уравнения. Следует акцентировать их внимание на то, что наличие дроби в выражении не свидетельствует о том, что это дробное выражение (уравнение), необходимо присутствие переменной в знаменателе дроби.

2. Р а с с м о т р е н и е а л г о р и т м а решения дробного рационального уравнения.

Рассматривая способ решения дробного рационального уравнения, учащиеся используют приём аналогии: решая целое уравнение с числом в знаменателе, они умножают обе части уравнения на общий знаменатель, что позволяет избавиться от дробей. Возникает идея применить этот приём для нового вида уравнений. После домножения обеих частей уравнения на общий знаменатель, следует спросить учащихся, что произошло с областью допустимых значений уравнения? Она «расширилась» и теперь допустимыми стали любые значения переменных, то есть полученное уравнение не равносильно исходному. Следует задать вопрос: как же следует поступить в этом случае? Затем формулируется алгоритм решения дробного рационального уравнения:

1) Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;

2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;

3) решить полученное целое уравнение;

4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль

общий знаменатель.

V. Формирование умений и навыков.

На этом уроке отрабатывается применение алгоритма решения дробных рациональных уравнений. Не следует предлагать для решения упражнения, требующие преобразования знаменателей по формулам сокращенного умножения перед нахождением общего знаменателя.

1. а) . Общий знаменатель (у + 3).

Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

у2 = у;

у2у = 0;

у (у – 1) = 0;

у = 0 или у – 1 = 0;

у = 1.

При обоих значениях у знаменатель не обращается в нуль.

в) ;

;

. Общий знаменатель дробей (х – 2).

Умножим обе части на общий знаменатель дробей.

2х2 = 7х – 6;

2х2 – 7х + 6 = 0,

D = (–7)2 – 4 · 2 · 6 = 49 – 48 = 1, D 0, 2 корня.

x1 = = 2; x2 = = 1,5.

Если х = 2, то х – 2 = 0.

Если х = 1,5, то х – 2 ≠ 0.

д) . Общий знаменатель дробей (х + 7)(х – 1).

Умножим обе части на общий знаменатель

(2х – 1) (х – 1) = (3х + 4)(х + 7);

2х2 – 2хх + 1 = 3х2 + 21х + 4х + 28 = 0;

2х2 – 2хх + 1 – 3х2 – 21х – 4х – 28 = 0;

х2 – 28х – 27 = 0;

х2 + 28х + 27 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета, х1 = –27, х2 = –1.

Если х = –27, то (х + 7)(х – 1) ≠ 0.

Если х = –1, то (х + 7)(х – 1) ≠ 0.

и) = 0;

. Общий знаменатель дробей (2х + 3) (3 – 2х).

Умножим обе части на общий знаменатель.

(х – 1) (3 – 2х) = (2х – 1) (2х + 3);

3х – 2х2 – 3 + 2х = 4х2 + 6х – 2х – 3;

3х – 2х2 – 3 + 2х – 4х2 – 6х + 2х + 3 = 0;

–6х2 + х = 0;

6х2х = 0;

х (6х – 1) = 0;

х = 0 или 6х – 1 = 0;

6х = 1;

х = .

Если х = 0, то (2х + 3) (3 – 2х) ≠ 0.

Если х = , то (2х + 3) (3 – 2х) ≠ 0.

О т в е т: а) 0; 1; в) 1,5; д) –27; –1; и) 0; .

к) ; ОДЗ: х2 + 1 ≠ 0,

х – любое.

х2 = 7х;

х2 – 7х = 0;

х (х – 7) = 0;

х = 0 или х – 7 = 0;

х = 7.

VI. Итоги урока.

В о п р о с ы у ч а щ и м с я:

– Какое уравнение называется дробно-рациональным?

– Приведите примеры целого и дробного уравнения.

– Сформулируйте алгоритм решения дробного рационального уравнения.

– Какими способами можно исключить «посторонние» корни дробного рационального уравнения?


Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!