Понятие и формы реализации права
1.Понятие реализации права.
Реализация права — это воплощение заложенных в правовых нормах правил в конкретном поведении людей, в общественных отношениях. Реализация права осуществляется в определенных формах. Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение — это форма реализации права, состоящая в выполнении установленных правом запретов. Это такая форма реализации, которая предполагает воздержание от запрещенных правом поступков или, наоборот, в совершении активных действий, если закон запрещает бездействие в данных обстоятельствах.
В то же время практика добавляет к этому еще некоторые действия. Под соблюдением понимается также выполнение действий, которые по закону требуются для достижения каких либо юридических результатов, получение которых не является обязанностью субъекта. Например, выдача доверенности; соблюдение сроков обжалования судебных решений; нотариальное удостоверение сделок и т. п.
Исполнение — это выполнение установленных правом обязательных предписаний, например, обязанности нести воинскую службу, платить налоги и т. п.
Использование — это форма реализации права, состоящая в осуществлении субъектами права своих субъективных прав и свобод, например, права на получение высшего образования, на обращение в службу занятости по вопросам трудоустройства и т. п.
Применение — это особая форма реализации права, представляющая собой особым образом организованную деятельность государственных органов (органов публичной власти) и их должностных лиц, состоящую в реализации норм права на основании конкретных юридических фактов и издании правоприменительных актов.
2. Применение права как особая форма реализации права.
Применение права — это одна из форм властной деятельности, когда компетентный орган (должностное лицо) выступает от имени государства, по его уполномочию. Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно возникать
лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов.
Применение права, в свою очередь, осуществляется в виде оперативно исполнительной или правоохранительной деятельности. Это является формами применения права.
Оперативно исполнительная деятельность — это организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (регистрация сделок с недвижимостью, регистрация брака и т. д.). При этом применяется диспозиция нормы, содержащая права или обязанности.
Правоохранительная деятельность — это применение мер государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений или наказания за их совершение. В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющий возможность ошибок и неправильных решений.
Процесс применения права состоит из ряда последовательно осуществляемых этапов, которые называются стадиями.
Выделяются следующие стадии применения права:
Первая стадия — установление и анализ фактических обстоятельств дела. Это сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения вопроса (дела).
Вторая стадия — выбор нормы права. Это стадия так называемой правовой квалификации, т. е. решения вопроса о том, какая норма права должна быть применена.
На этой стадии возникает необходимость в толковании норм права.
Толкование норм права — это деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и частных лиц, направленная на установление содержания норм права, раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти. В процессе толкования устанавливаются смысл правовой нормы, ее основная цель и социальная направленность.
Различают следующие виды толкования правовых норм: официальное и неофициальное.
Официальное толкование — толкование, осуществляемое специально уполномоченными на то органами власти. Официальное толкование может быть: аутентичным, легальным и казуальным.
Аутентичное толкование — это толкование, даваемое тем же органом, который принял нормативный правовой акт.
Легальное толкование — это толкование, осуществляемое уполномоченным на то законом государственным органом.
Казуальное толкование осуществляется судами или квазисудебными органами по вопросам правоприменительной практики.
Неофициальное толкование — это толкование, даваемое частными лицами. Различают при этом обыденное, профессиональное и доктринальное толкование.
Обыденное толкование — это толкование на бытовом уровне, даваемое простыми гражданами (обывателями). В свое время Ф. Энгельс писал: «Каждый гражданин считает себя специалистом, по крайней мере, в трех вещах — в политике, медицине и праве».
Профессиональное толкование дается специалистами в сфере применения права (адвокатами, нотариусами, юрисконсультами и т. п.).
Такое толкование является квалифицированным, но не имеет обязательной силы.
Доктринальное толкование дается учеными юристами и выражается в виде различного рода комментариев законодательства.
Третья стадия — вынесение решения по делу, т. е. издание акта
применения права и доведение его содержания до сведения заинтересованных лиц.
Четвёртая стадия — обжалование решения по делу — это факультативная стадия, т. е. имеет место только в тех случаях, когда подается жалоба.
Пятая стадия — исполнение решения по делу. После исполнения
правоприменительный процесс заканчивается, а акт применения права утрачивает силу.
К правоприменительной деятельности предъявляются особые требования, которые можно считать принципами такого рода деятельности:
1) законность, означающая, что такая деятельность осуществляется на основании закона и в строгом соответствии с законом;
2) обоснованность, предполагающая, что принимаемые решения должны базироваться на исследовании всех обстоятельств дела;
3) целесообразность, т. е. соответствие деятельности органов и лиц конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы в конкретной жизненной ситуации;
4) справедливость, т. е. соответствие принятого правоприменительного акта общественному мнению, «согласованность его содержания с моральными убеждениями общества».
3. Акт применения права. Результатом применения права является издание актов применения права, под которыми понимаются индивидуальные предписания властного характера, издаваемые компетентными органами (должностными лицами) и определяющие на основе норм права субъективные права и субъективные обязанности конкретных лиц либо конкретные меры ответственности за совершение правонарушений.
Акт применения права обладает следующими признаками:
а) властный (официальный) характер, т. е. выражает веление государства;
б) персонифицированность, т. е. индивидуальная определенность адресата;
в) данный акт является юридическим фактом, порождающим,изменяющим или прекращающим правоотношение;
г) разовый характер, состоящий в прекращении его действия вследствие исполнения.
Акты применения права могут быть классифицированы по различным основаниям.
По субъектам, издающим акты, различаются:
а) акты органов законодательной власти;
б) акты органов исполнительной власти;
в) акты судебных органов;
г) акты органов местного самоуправления.
По характеру регулирующего воздействия:
а) акты исполнительные — направлены на исполнение положительных предписаний норм права;
б) акты правоохранительные — направлены на применение мер воздействия.
По времени действия:
а) акты однократного действия (о взыскании);
б) акты длящегося действия (регистрация брака, назначение пенсии, поступление в вуз).
Акты применения права издаются в установленной законодательством форме и имеют определенные реквизиты, к числу которых относятся:
1) наименование акта;
2) дата принятия;
3) место принятия;
4) наименование органа (должностного лица), принявшего акт;
5) подписи лиц.
Отсутствие хотя бы одного из этих реквизитов влечет недействительность акта.
Содержание правоприменительного акта, как правило, включает следующие составные части:
а) вводную, включающую наименование акта, точное наименование органа или должностного лица, принявших данный акт, место и время принятия акта;
б) описательную, в которой дается характеристика обстоятельств дела;
в) мотивировочную, где дается обоснование выбора нормы права, принимаемого решения;
г) резолютивную — само решение по делу.