СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и процесс формирование характера.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью разработки является знакомство студентов СПОУ с понятием "характер" , с проявленем черт характера человека в различных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Понятие и процесс формирование характера.»

Трофимюк Алла Константиновна

ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА И ИХ КЛАСИФИКАЦИЯ

АННОТАЦИЯ

Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "характер" и его основными чертами, с проявлением определённых черт характера в различных жизненных ситуациях.

Данная разработка может быть использована студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме.

Поведение человека определяется не только врожденными характеристиками, но и усло­виями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Характер - это система индивидуальных качеств личности и психических свойств, развивающихся на основе темперамента под влиянием среды.

Если темперамент – это врожденная биологическая характеристика, отражающая активность, силу и устойчивость нервных процессов, то характер формируется на основе темперамента в результате обучения и воспитания. "В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются первые основы характера" [5, с.738]. Поэтому необходимо особое внимание уделять воспитанию детей в ранние годы. Формирование характера самым тесным образом связа­но с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как складывается определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная коман­да, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности определяющей и какие ценности поддерживает и культивирует эта груп­па, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Характер складывается в процессе обучения и воспитания, и проявляется в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

"Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и прежде всего к другим людям" [4, с.720].

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружаю­щей его действительности и людям.

Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нём, фиксируются в характере и определяют его черты.

Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах..

Например, смелость или трусость проявляются в си­туации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. п. Причём, чертами характера можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два аспекта классификации черт характера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. К волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятель­ность, активность, организованность. К эмоциональным чертам характера относят впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость. К интеллектуальным - сообра­зительность, находчивость, любознательность.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отноше­ние человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение в устойчивых интересах человека. Причем, поверхностность и неустойчивость интересов человека неред­ко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навяз­чивые, эгоисты и альтруисты.

Определённые черты характера человека раскрываются в деятельности, связанной с его досугом. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Пав­лов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.

Следующим проявлением характера человека является его отношение к людям. В этом плане выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справед­ливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее пока­зательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист наоборот - интересы других людей ставит выше своих собственных.

Характер является прижизненным образованием и может трансформировать­ся в течение всей жизни."Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает... Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков" [4, с.739].

В процессе музыкального образования у ребёнка формируются такие качества характера как сила воли и настойчивость; чувство ответственности; решительность; умение владеть собой; стремление к работе над собой через объективный самоанализ; способность делать правильные выводы из критических замечаний.

Английский композитор ХХ века Сирилл Скот в книге "Музыка и ее тайное влияние в течение веков" писал: "Музыка воз­действует скрыто, пробуждая определенные эмоции, ...посредством определенного музыкального ритма человеку внушаются устойчивые эмоциональные состояния, которые при повторении легко возникают вновь, что вырабатывает эмоциональные привычки. А при­вычки, в конце - концов, становятся частью характера" [5, с.28].

Темперамент и ха­рактер связаны между собой, поскольку особенности темперамента отражаются на характере человека. Большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Так, Л.С.Выготский и Б.Г.Ананьев рассматривают темперамент в ка­честве природной основы характера. С.Л.Рубинштейн считал, что темперамент является элементом ха­рактера, его ядром и неизменной частью.

Вместе с тем, у людей с одинаковыми типами темперамента может быть различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формирова­нию тех или иных черт характера.

Поведение человека очень сложный процесс и определяется не только врожденными характеристиками, но и усло­виями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.

Следует обратить внимание на то, что темперамент и характер не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково час­то при любом темпераменте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСтОЧНИКОВ

1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

2. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.

3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. - 400 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е 1946 г. /С.Л.Рубинштейн - СП-б.: Питер, 2002. - 720 с. – (электронный ресурс) – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf

5. Скотт Сирил. Музыка и её тайное влияние на протяжении веков. В основе перевода лежит 5-е английское издание 1982 г. /Сирил Скотт . - Донецк, 2011. - 166 с.