Трофимюк Алла Константиновна
ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА И ИХ КЛАСИФИКАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием "характер" и его основными чертами, с проявлением определённых черт характера в различных жизненных ситуациях.
Данная разработка может быть использована студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме.
Поведение человека определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Характер - это система индивидуальных качеств личности и психических свойств, развивающихся на основе темперамента под влиянием среды.
Если темперамент – это врожденная биологическая характеристика, отражающая активность, силу и устойчивость нервных процессов, то характер формируется на основе темперамента в результате обучения и воспитания. "В процессе развития характера годы раннего детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются первые основы характера" [5, с.738]. Поэтому необходимо особое внимание уделять воспитанию детей в ранние годы. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как складывается определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности определяющей и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Характер складывается в процессе обучения и воспитания, и проявляется в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
"Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое для неё отношение к миру и прежде всего к другим людям" [4, с.720].
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нём, фиксируются в характере и определяют его черты.
Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах..
Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. п. Причём, чертами характера можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два аспекта классификации черт характера. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. К волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность. К эмоциональным чертам характера относят впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость. К интеллектуальным - сообразительность, находчивость, любознательность.
Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение в устойчивых интересах человека. Причем, поверхностность и неустойчивость интересов человека нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.
Определённые черты характера человека раскрываются в деятельности, связанной с его досугом. Например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — игрой в городки, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов.
Следующим проявлением характера человека является его отношение к людям. В этом плане выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист наоборот - интересы других людей ставит выше своих собственных.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни."Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает... Характер человека, конечно, обусловлен объективными обстоятельствами его жизненного пути, но сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате его поступков" [4, с.739].
В процессе музыкального образования у ребёнка формируются такие качества характера как сила воли и настойчивость; чувство ответственности; решительность; умение владеть собой; стремление к работе над собой через объективный самоанализ; способность делать правильные выводы из критических замечаний.
Английский композитор ХХ века Сирилл Скот в книге "Музыка и ее тайное влияние в течение веков" писал: "Музыка воздействует скрыто, пробуждая определенные эмоции, ...посредством определенного музыкального ритма человеку внушаются устойчивые эмоциональные состояния, которые при повторении легко возникают вновь, что вырабатывает эмоциональные привычки. А привычки, в конце - концов, становятся частью характера" [5, с.28].
Темперамент и характер связаны между собой, поскольку особенности темперамента отражаются на характере человека. Большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Так, Л.С.Выготский и Б.Г.Ананьев рассматривают темперамент в качестве природной основы характера. С.Л.Рубинштейн считал, что темперамент является элементом характера, его ядром и неизменной частью.
Вместе с тем, у людей с одинаковыми типами темперамента может быть различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.
Поведение человека очень сложный процесс и определяется не только врожденными характеристиками, но и условиями социальной ситуации, а также особенностями воспитания.
Следует обратить внимание на то, что темперамент и характер не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСтОЧНИКОВ
1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
2. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. - 400 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е 1946 г. /С.Л.Рубинштейн - СП-б.: Питер, 2002. - 720 с. – (электронный ресурс) – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf
5. Скотт Сирил. Музыка и её тайное влияние на протяжении веков. В основе перевода лежит 5-е английское издание 1982 г. /Сирил Скотт . - Донецк, 2011. - 166 с.