СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие как форма мышления. Виды понятия. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие как форма мышления. Виды понятия. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Просмотр содержимого документа
«Понятие как форма мышления. Виды понятия. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.»

Понятие как форма мышления. Виды понятия. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Понятие как форма мышления. Виды понятия. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на  основе существенных и отличительных признаков.  Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия. Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом. Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется  абстрагированием.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть  соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема,  противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются

в группы однородных предметов.

Благодаря обобщению существенные

признаки, выявленные у отдельных

предметов, рассматриваются как

признаки всех предметов, к которым

приложимо данное понятие.

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга.

Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.  Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета  или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например,  содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

Содержание понятия – это совокупность основных существенных признаков предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

Виды понятий. Отношения между понятиями.  В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно.  Виды понятий По содержанию По объему конкретные абстрактные нулевые единичные общие положительные отрицательные регистрирующие нерегистрирующие относительные безотносительные собирательные несобирательные

Виды понятий. Отношения между понятиями.

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. 

Виды понятий

По содержанию

По объему

конкретные

абстрактные

нулевые

единичные

общие

положительные

отрицательные

регистрирующие

нерегистрирующие

относительные

безотносительные

собирательные

несобирательные

Единичными  называются понятия, в которых мыслится один предмет (например,

Единичными  называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, "великий русский писатель Александр Николаевич Островский", "Организация Объединенных Наций", "столица России" и другие).

Общим  называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, "столица", "государство", "правовед", "экономист" и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. 

Нулевыми  (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: "вечный двигатель", "русалка", "леший" и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют

в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: "древнегреческий философ", "термоядерная электростанция". Такие понятия не являются нулевыми.

Регистрирующими  называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например,

Регистрирующими  называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, "участник Великой Отечественной войны", "народный депутат России" и другие). 

Нерегистрирующим  называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, "человек", "философ", "ученый" и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Конкретные  - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов   как нечто самостоятельно существующее:

Конкретные  - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: "академия", "студент", "романс", "дом", "поэма А. Блока "Двенадцать" и др.

Абстрактные  - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: "смелость", "добросовестность", "храбрость", "синева", "тождество" и др.

Относительные  - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого:

Относительные  - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: " родители "-" дети "," учитель "- "ученик "," начальник "-" подчиненный "," истец "-" ответчик " и др.

Безотносительные  - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: "фермер", "правило", "деревня", "человек" и др.

Положительные  - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету:

Положительные  - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: "принципиальность", "благородный поступок", "живущий по средствам", "успевающий студент" и др.

Отрицательными  называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, "некрасивый поступок", "некрашеный дом", "некошеный луг" и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками "не" или "без" ("бес "): "неграмотный", "неверующий", "беззаконие", "беспорядок" и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой "а": "агностицизм", "аморальный" и др.

Собирательными  называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое:

Собирательными  называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: "лес", "созвездие", "роща", "студенческий строительный отряд" и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные  - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: "дерево", "звезда", "студент" и др.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает    дать ему логическую характеристику. Например, понятие

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие "невнимательность" - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

    Логические отношения между понятиями    Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например,

Логические отношения между понятиями

Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, "симфоническая музыка" и "солнечное затмение",

"воздушное пространство" и

"библиотека "). Сравнимыми

называются понятия, имеющие

общие признаки (например,

"язык" и "иностранный язык",

"экономист" и "работник банка ").

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.    Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе. Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем ( кругов Эйлера ), где каждый круг обозначает объем понятия , а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения. Леонард Эйлер

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично.

Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем ( кругов Эйлера ), где каждый круг обозначает объем

понятия , а каждая точка - предмет, входящий

в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно

представить отношения между различными понятиями,

лучше понять и усвоить эти отношения.

Леонард Эйлер

Отношения между сравнимыми понятиями. Совместимые Несовместимые Соподчинение Тождество А=В Противоположность Пересечение Противоречие Подчинение

Отношения между сравнимыми понятиями.

Совместимые

Несовместимые

Соподчинение

Тождество

А=В

Противоположность

Пересечение

Противоречие

Подчинение

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему  содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например,

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, "автор рассказа "Человек в футляре" и "автор рассказа "Каштанка"

А=В

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются "студент" и "филателист" (А и В ): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия

В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть. В таком отношении, например, находятся понятия "герой" ( А ) и "театральный герой" ( В ). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме театрального героя существуют и другие виды: герой литературный, художественный, телеэкрана, кинематографический и другие. Понятие "театральный герой" полностью входит в объем понятия "герой".

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий. В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия ( В и С )- это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например,

При иллюстрации отношений между несовместимыми понятиями возникает потребность во введении более широкого по объему понятия, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию. Соподчиненные понятия ( В и С )- это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки различны. Например, "должностное преступление" ( А ), "взятка" ( В ), "растрата" ( С ).

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия,   которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например,

В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными признаками). Например, "демократическое государство" и "тоталитарное государство " (А и В), "свой" и "чужой", "храбрость" и "трусость" и т.д. Слова, выражающие противоположные понятия, являются антонимами. Объемы противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия.

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами   одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например,

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Например, "знающий философию" и "незнающий философию", "друг" и "недруг" и т.д. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются. Таким образом, уяснение логической структуры понятия, раскрытие их видов и отношений между сравнимыми понятиями дает возможность перейти к рассмотрению логических действий, или операций, над понятиями.

Операции с понятиям   В практике общения между людьми возникает необходимость в уточнении   отдельных высказываний. Например, «Студенты изучают логику». Но все ли студенты? Нет, не все, а только студенты второго курса юридического факультета. В процессе мышления совершаются четыре основные операции: обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

Операции с понятиям

В практике общения между людьми возникает необходимость в уточнении отдельных высказываний. Например, «Студенты изучают логику». Но все ли студенты? Нет, не все, а только студенты второго курса юридического факультета.

В процессе мышления совершаются четыре основные операции: обобщение, ограничение, определение и деление понятий.

Важнейшей логической операцией с понятиями является  определение . Это такая логическая операция, посредством которой раскрывается  содержание  понятия.    Всякое определение включает в себя два элемента: 1) определяемое (по лат. definiendum), 2) определяющее (по лат. definiens). Определяемым  является то, что раскрывается в определении. Это может быть предмет, понятие, слово. Определяющим  служат те существенные признаки, которые составляют содержание определяемого. Логическая связь между определяемым и определяющим выражается с помощью слов «есть», «является», «представляет собой», «называется» и т. д. или тире.

Важнейшей логической операцией с понятиями является  определение . Это такая логическая операция, посредством которой раскрывается  содержание  понятия.

Всякое определение включает в себя два элемента: 1) определяемое (по лат. definiendum), 2) определяющее (по лат. definiens).

Определяемым  является то, что раскрывается в определении. Это может быть предмет, понятие, слово.

Определяющим  служат те существенные признаки, которые составляют содержание определяемого.

Логическая связь между определяемым

и определяющим выражается с

помощью слов «есть», «является»,

«представляет собой»,

«называется» и т. д. или тире.

По характеру определяемого в логике различают реальные и номинальные определения.    Реальное определение  – это определение самого предмета, отражённого в соответствующем понятии. Примеры: «Яблоко – это плод, растущий на яблоне»; «Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – не параллельны». В номинальных определениях   (от лат. nomen – имя) раскрывается смысл самого слова, т. е. имени предмета. Примеры: «Термином «яблоко» мы называем плод, растущий на яблоне»; «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон».

По характеру определяемого в логике различают реальные и номинальные определения.

Реальное определение  – это определение самого предмета, отражённого в соответствующем понятии. Примеры: «Яблоко – это плод, растущий на яблоне»; «Трапеция – это четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – не параллельны».

В номинальных определениях  

(от лат. nomen – имя)

раскрывается смысл

самого слова, т. е.

имени предмета. Примеры:

«Термином «яблоко»

мы называем плод,

растущий на яблоне»;

«Правовым называется государство,

в котором верховенствует закон».

По характеру определяющего можно выделить, прежде всего, определения    через род и  видовое отличие. Определения через род и видовое отличие  – наиболее распространённые. В данном случае, отвечая на вопрос «что это?», мы сначала называем род, к которому относится данный предмет, а уже потом добавляем видовые признаки, благодаря которым он отличается ото всех других предметов того же рода. Определяя данным способом «яблоко», мы говорим следующее: «Яблоко – это плод (тем самым указывается род), растущий на яблоне (здесь указывается видовое отличие ото всех других плодов)». Другой пример: «Грабёж есть открытое хищение чужого имущества без применения насилия». Ближайший род здесь – «хищение чужого имущества», а видовых отличий два: от кражи – то, что оно «открытое», а от разбоя – то, что «без применения насилия».

По характеру определяющего можно выделить, прежде всего, определения через род и видовое отличие.

Определения через род и видовое отличие  – наиболее распространённые. В данном случае, отвечая на вопрос «что это?», мы сначала называем род, к которому относится данный предмет, а уже потом добавляем видовые признаки, благодаря которым он отличается ото всех других предметов того же рода. Определяя данным способом «яблоко», мы говорим следующее: «Яблоко – это плод (тем самым указывается род), растущий на яблоне (здесь указывается видовое отличие ото всех других плодов)». Другой пример: «Грабёж есть открытое хищение чужого имущества без применения насилия». Ближайший род здесь – «хищение чужого имущества», а видовых отличий два: от кражи – то, что оно «открытое», а от разбоя – то, что «без применения насилия».

К числу родовидовых определений относятся: ·  квалифицирующие . В них раскрывается сущность предмета, его природа или качество; ·  генетические . Эти определения указывают на способ возникновения предмета; ·  операциональные . Они указывают на операцию распознавания предмета; ·  функциональные . Эти определения раскрывают предназначение предмета; ·  структурные . В них раскрываются элементы системы, виды какого-либо рода, или части целого. Родовидовые определения представляют собой так называемые явные определения. Их часто называют классическими.

К числу родовидовых определений относятся:

·  квалифицирующие . В них раскрывается сущность предмета, его природа или качество;

·  генетические . Эти определения указывают на способ возникновения предмета;

·  операциональные . Они указывают на операцию распознавания предмета;

·  функциональные . Эти определения раскрывают предназначение предмета;

·  структурные . В них раскрываются элементы системы, виды какого-либо рода, или части целого.

Родовидовые определения представляют собой так называемые явные определения. Их часто называют классическими.

Правила определения:   Определение должно быть соразмерным.  Это значит, что объём определяющего должен полностью совпадать с объёмом определяемого. Символически это выражается следующим образом: Dfd (т.е. definiendum) = Dfn (т.е. definiens), где = – это знак тождества. Если это правило нарушается, то возможны следующие ошибки:  слишком широкое определение ;  слишком узкое определение ;  перекрещивающееся определение ;  определение «как попало» . Примеры: «Кража есть хищение чужого имущества» – 1) это определение слишком широкое. «Кража есть тайное хищение чужих денег» – это определение слишком узкое. «Озеро – это крупный водоём с пресной водой» – это определение перекрещивающееся (объёмы определяющей и определяемой частей находятся в отношении перекрещивания). «Рак – это красная рыбка, которая ходит задом наперёд» – определение «как попало» (объёмы определяющей и определяемой частей несовместимы).

Правила определения:

Определение должно быть соразмерным.  Это значит, что объём определяющего должен полностью совпадать с объёмом определяемого. Символически это выражается следующим образом: Dfd (т.е. definiendum) = Dfn (т.е. definiens), где = – это знак тождества. Если это правило нарушается, то возможны следующие ошибки:  слишком широкое определениеслишком узкое определениеперекрещивающееся определениеопределение «как попало» . Примеры: «Кража есть хищение чужого имущества» –

1) это определение слишком широкое. «Кража есть тайное хищение чужих денег» – это определение слишком узкое. «Озеро – это крупный водоём с пресной водой» – это определение перекрещивающееся (объёмы определяющей и определяемой частей находятся в отношении перекрещивания). «Рак – это красная рыбка, которая ходит задом наперёд» – определение «как попало» (объёмы определяющей и определяемой частей несовместимы).

2)  Определение не должно заключать в себе круга.  Если при определении понятия мы    используем другое понятие, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось как прямая, вокруг которой происходит вращение. Разновидностью круга в определении является  тавтология . Это определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например, «Идеалист – это человек идеалистических убеждений». 3)  Определение должно быть ясным . Нельзя определять неизвестное через неизвестное. 4)  Определение не должно быть отрицательным.  Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таковы, например, определения: «Сравнение – это не доказательство»; «Свинья – это не корова».

2)  Определение не должно заключать в себе круга.  Если при определении понятия мы используем другое понятие, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Например, вращение определяется как движение вокруг оси, а ось как прямая, вокруг которой происходит вращение. Разновидностью круга в определении является  тавтология . Это определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Например, «Идеалист – это человек идеалистических убеждений».

3)  Определение должно быть ясным . Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

4)  Определение не должно быть отрицательным.  Отрицательное определение не раскрывает содержания определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таковы, например, определения: «Сравнение – это не доказательство»; «Свинья – это не корова».

Через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для     некоторых понятий этот приём неприменим. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия, так как они не имеют рода, а также единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях обращаются к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.

Через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот приём неприменим. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия, так как они не имеют рода, а также единичные понятия, поскольку они не имеют видового отличия. В этих случаях обращаются к неявным определениям, а также к приёмам, заменяющим определение.

Другой логической операцией с понятиями является  деление . Оно представляет собой   такую логическую операцию, посредством которой раскрывается  объём  понятия.   В структуру деления входят три составные части: делимое понятие, члены деления и основание деления. Делимым  называется понятие, в объёме которого выделяются возможные виды. Членами деления  называются понятия видов, на которые делится объём делимого понятия. Основанием деления  называется признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.

Другой логической операцией с понятиями является  деление . Оно представляет собой такую логическую операцию, посредством которой раскрывается  объём  понятия.

В структуру деления входят три составные части: делимое понятие, члены деления и основание деления.

Делимым  называется понятие, в объёме которого выделяются возможные виды.

Членами деления  называются понятия видов, на которые делится объём делимого понятия.

Основанием деления 

называется признак,

в соответствии с которым

выделяются члены деления.

Существуют следующие виды деления: Деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием    деления. Этот вид деления называется также дихотомическим (от греч. dicha – на две части и tome – сечение). Пример. Натуральные числа бывают чётные и нечётные. Здесь в качестве основания деления использован признак «быть чётным», который присущ всем предметам первого вида и не присущ предметам второго вида. Дихотомическое деление можно показать наглядно следующим образом:

Существуют следующие виды деления:

Деление по наличию или отсутствию признака, служащего основанием деления.

Этот вид деления называется также дихотомическим (от греч. dicha – на две части и tome – сечение).

Пример. Натуральные числа бывают чётные и нечётные. Здесь в качестве основания деления использован признак «быть чётным», который присущ всем предметам первого вида и не присущ предметам второго вида. Дихотомическое деление можно показать наглядно следующим образом:

Деление по видоизменению признака, положенного в основание этой операции.      Это такое деление, при котором признак, служащий основанием деления, присущ объектам выделяемых видов в различной степени. Пример . Различают следующие виды доверенностей: разовые, специальные и общие. Основанием деления здесь служит признак объёма полномочий, содержащихся в доверенности. В нём объём полномочий варьируется от вида к виду. Деление по видоизменению признака можно проиллюстрировать следующей схемой:

Деление по видоизменению признака, положенного в основание этой операции.  

Это такое деление, при котором признак, служащий основанием деления, присущ объектам выделяемых видов в различной степени.

Пример . Различают следующие виды доверенностей: разовые, специальные и общие. Основанием деления здесь служит признак объёма полномочий, содержащихся в доверенности. В нём объём полномочий варьируется от вида к виду. Деление по видоизменению признака можно проиллюстрировать следующей схемой:

Правила деления: 1)  Деление должно быть соразмерным.  Это означает, что сумма объёмов понятий, образующихся в результате деления, должна быть равна объёму делимого понятия. При несоблюдении этого правила могут возникать две ошибки:  неполное деление , когда пропущен один или несколько из членов деления;  излишество в делении , когда добавлен лишний член. 2)  Деление должно производиться по одному основанию.  При нарушении этого правила возникает ошибка, называемая  «сбивчивым делением» .  Пример . Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и преднамеренные. Это неправильно.

Правила деления:

1)  Деление должно быть соразмерным.  Это означает, что сумма объёмов понятий, образующихся в результате деления, должна быть равна объёму делимого понятия. При несоблюдении этого правила могут возникать две ошибки:  неполное деление , когда пропущен один или несколько из членов деления;  излишество в делении , когда добавлен лишний член.

2)  Деление должно производиться по одному основанию.  При нарушении этого правила возникает ошибка, называемая  «сбивчивым делением»Пример . Преступления делятся на раскрытые, нераскрытые и преднамеренные. Это неправильно.

3)  Члены деления должны исключать друг друга.  Они могут быть только несовместимыми, соподчинёнными понятиями. Например, если мы делим студентов на отличников, успевающих и неуспевающих, то это неправильно, так как отличники ведь тоже успевающие. 4)  Деление должно быть последовательным, непрерывным.  От рода следует сначала переходить к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам и т. д. Если это правило нарушается, то возникает ошибка –  скачок в делении .

3)  Члены деления должны исключать друг друга.  Они могут быть только несовместимыми, соподчинёнными понятиями. Например, если мы делим студентов на отличников, успевающих и неуспевающих, то это неправильно, так как отличники ведь тоже успевающие.

4)  Деление должно быть последовательным, непрерывным.  От рода следует сначала переходить к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам и т. д. Если это правило нарушается, то возникает ошибка –  скачок в делении .

Ещё одна логическая операция с понятиями –  обобщение и ограничение понятий.    Обобщить понятие  – это значит перейти от понятия с меньшим объёмом, но с большим содержанием к понятию с большим объёмом, но с меньшим содержанием. Например, «Российское государство» и «государство». Здесь мысль движется от видового понятия к родовому.

Ещё одна логическая операция с понятиями –  обобщение и ограничение понятий.

Обобщить понятие  – это значит перейти от понятия с меньшим объёмом, но с большим содержанием к понятию с большим объёмом, но с меньшим содержанием. Например, «Российское государство» и «государство». Здесь мысль движется от видового понятия к родовому.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции     обобщения.  Ограничить понятие  – значит перейти от понятия с большим объёмом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду, т.е. увеличить его содержание путём прибавления видовых признаков. Например, «преступление» и «должностное преступление».

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. 

Ограничить понятие  – значит перейти от понятия с большим объёмом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объёмом, но с большим содержанием. Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду, т.е. увеличить его содержание путём прибавления видовых признаков. Например, «преступление» и «должностное преступление».

Обобщение и ограничение понятий можно наглядно показать на следующей схеме: На этой схеме А – юрист, В – следователь, С – следователь прокуратуры, Д – следователь прокуратуры Петров. Обобщение и ограничение понятий не следует путать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого.

Обобщение и ограничение понятий можно наглядно показать на следующей схеме:

На этой схеме А – юрист, В – следователь, С – следователь прокуратуры, Д – следователь прокуратуры Петров.

Обобщение и ограничение понятий не следует путать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого.

  Понятие - мысль, отражающая предметы со стороны их существенных признаков. Каждая отрасль знаний или отдельный ее фрагмент имеют свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Овладение конкретной областью знаний предполагает прежде всего уяснение системы употребляемых в ней понятий.

Понятие - мысль, отражающая предметы со стороны их существенных признаков. Каждая отрасль знаний или отдельный ее фрагмент имеют свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Овладение конкретной областью знаний предполагает прежде всего уяснение системы употребляемых в ней понятий.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!