СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложном бессоюзном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение материала основано на самостоятельной работе учащихся. Для закрепления материала урока можно воспользоваться тестовым задание в конце презентации.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложном бессоюзном предложении»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

 Бл...стает, возр...стной,  выб...ру, выб...рать, выж...гает,  подгореть, изл...гать, изл...жение,  к...сательная, з…рница, неразб...риха,  соприк…снулись, прил…гательное,  прол...жил, р…стительность, выр…щенный,  р…сток, прил…жение, уст...лает

Бл...стает, возр...стной,

выб...ру, выб...рать, выж...гает,

подгореть, изл...гать, изл...жение,

к...сательная, з…рница, неразб...риха,

соприк…снулись, прил…гательное,

прол...жил, р…стительность, выр…щенный,

р…сток, прил…жение, уст...лает

ВЫПИСАТЬ   1вариант ССП 2 вариант – СПП 1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.  2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.  3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.  4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.  5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.  6. Рано утром в саду запел соловей от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Дождь продолжал хлестать я сильно продрог. 3, 5 1,2, 4 

ВЫПИСАТЬ

  1вариант ССП

2 вариант – СПП

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. 4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься. 5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 6. Рано утром в саду запел соловей от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать я сильно продрог.

3, 5

1,2, 4 

«Понятие о бессоюзном сложном предложении»

«Понятие

о бессоюзном

сложном

предложении»

https://www.youtube.com/watch?v=p2Oq2TxaS7Q

https://www.youtube.com/watch?v=p2Oq2TxaS7Q

СПИШИТЕ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБОЗНАЧАЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) ) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов) .

СПИШИТЕ БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВСТАВЛЯЯ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБОЗНАЧАЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  • Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький)
  • Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский)
  • Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) )
  • Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов)
  • Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов)
  • Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов) .
  Найдите среди предложений БСП. Назовите номера этих предложений. 1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.  2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.  3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.  4. Буран стих, зато установился сильный мороз.  5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.  6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.  7. Раздался крик – он бросился бежать. 1, 3, 5, 7

  Найдите среди предложений БСП.

Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе. 3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 4. Буран стих, зато установился сильный мороз. 5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо. 7. Раздался крик – он бросился бежать.

1, 3, 5, 7

КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ РАЗДЕЛЯЮТ ЧАСТИ БСП? Тире, запятая, точка с запятой, двоеточие Стало холодно, подул ветер. Стало холодно:  подул ветер. В 1 предложении говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией. - Во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно. От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении? От интонации и смысловых отношений в предложении

КАКИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ РАЗДЕЛЯЮТ ЧАСТИ БСП?

Тире, запятая, точка с запятой, двоеточие

Стало холодно, подул ветер. Стало холодно:  подул ветер.

В 1 предложении говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией.

- Во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно.

От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении?

От интонации и смысловых отношений в предложении

Виды интонации и смысловые отношения в БСП Определите, когда в бессоюзных сложных предложениях ставится:   запятая Пели птицы, бегали зайцы [  ],[  ]. Запятая меду частями БСП: - части БСП обозначают одновременность или последовательность событий, - тесно связаны между собой по смыслу, - обычно кратки, - произносятся тоном перечисления, - ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

Определите,

когда в бессоюзных сложных предложениях ставится:

запятая

Пели птицы, бегали зайцы [  ],[  ].

Запятая меду частями БСП:

- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

- тесно связаны между собой по смыслу,

- обычно кратки,

- произносятся тоном перечисления,

- ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

точка с запятой Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. [ ]; [ , ]. Бледно – серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Точка с запятой между частями БСП : - части БСП менее связаны по смыслу, - более распространены, - содержат собственные знаки, - к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

точка с запятой

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. [ ]; [ , ].

Бледно – серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.

Точка с запятой между частями БСП :

- части БСП менее связаны по смыслу,

- более распространены,

- содержат собственные знаки,

- к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

двоеточие Глухому песен не пой: не услышит. Горе как море: берегов не видно. Встарь бывало: собака с волком воевала. Двоеточие между частями БСП: 1. если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. [     ] : [причина]. БСП                    (= потому что; так как) 2. если второе предложение поясняет первое или какой –нибудь его член. [     ] : [пояснение]. БСП                (= а именно; то есть) 3. если второе предложение дополняет первое.   [     ] : [дополнение]. БСП              (= что; и увидел, что…; и понял, что...)

двоеточие

  • Глухому песен не пой: не услышит.
  • Горе как море: берегов не видно.
  • Встарь бывало: собака с волком воевала.

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

[     ] : [причина]. БСП                   (= потому что; так как)

2. если второе предложение поясняет первое или какой –нибудь его член.

[     ] : [пояснение]. БСП             

  (= а именно; то есть)

3. если второе предложение дополняет первое.

  [     ] : [дополнение]. БСП           

  (= что; и увидел, что…; и понял, что...)

тире Труд человека кормит – лень портит. Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. Раз солгал – на век лгуном стал. Я за свечку – свечка в печку! Молвит слово – соловей поет.

тире

  • Труд человека кормит – лень портит.
  • Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
  • Раз солгал – на век лгуном стал.
  • Я за свечку – свечка в печку!
  • Молвит слово – соловей поет.
Тире   между частями БСП: 1. Если в предложении содержится противопоставление. [     ] – [    ]. БСП                                 Труд человека кормит – лень портит.  (= а, но )                                               2.Если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении. [ Время, условие ] – [     ]. БСП           Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. (= если…; когда…)                      3. Если второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении. [     ] – [вывод, следствие]. БСП        Раз солгал – на век лгуном стал.  (= так что; поэтому)                         4. Если предложение рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, быстрая смена событий. [     ] – [    ]! БСП                                Я за свечку – свечка в печку!  5. Если второе предложение содержит сравнение того, о чём говорится в первом предложении. [     ] – [сравнение]. БСП                   Молвит слово – соловей поет. (= словно; как; будто; точно; что)

Тире   между частями БСП:

1. Если в предложении содержится противопоставление.

[     ] – [    ]. БСП                                Труд человека кормит – лень портит.  (= а, но )                                              

2.Если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении.

[ Время, условие ] – [     ]. БСП          Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.

(= если…; когда…)                     

3. Если второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении.

[     ] – [вывод, следствие]. БСП       

Раз солгал – на век лгуном стал.  (= так что; поэтому)                        

4. Если предложение рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, быстрая смена событий.

[     ] – [    ]! БСП                               

Я за свечку – свечка в печку! 5. Если второе предложение содержит сравнение того, о чём говорится в первом предложении.

[     ] – [сравнение]. БСП                  

Молвит слово – соловей поет. (= словно; как; будто; точно; что)

Распределите номера предложений в таблице   ЗАПЯТАЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ТИРЕ ДВОЕТОЧИЕ 1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром. 2. Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская показавшееся солнце трава блестит. 3. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. 4. Степь весело пестреет цветами ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка. 5. Проснулся пять станций убежало назад. 6. Лес рубят щепки летят. 7. Солнце дымное встаёт будет день горячий.   ЗАПЯТАЯ ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ 1 ТИРЕ 2 ДВОЕТОЧИЕ 567 34

Распределите номера предложений в таблице

  ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ТИРЕ

ДВОЕТОЧИЕ

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром.

2. Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская показавшееся солнце трава блестит.

3. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг.

4. Степь весело пестреет цветами ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

5. Проснулся пять станций убежало назад.

6. Лес рубят щепки летят.

7. Солнце дымное встаёт будет день горячий.

  ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

1

ТИРЕ

2

ДВОЕТОЧИЕ

567

34

ВЫВОД: Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: ЗАПЯТОЙ, ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕМ, ТИРЕ в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются

ВЫВОД:

Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания:

ЗАПЯТОЙ, ТОЧКОЙ С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕМ, ТИРЕ

в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются

Тестовое задание

Тестовое задание

1. Что такое бессоюзное сложное предложение? Сложное предложение, части которого соединяются при помощи интонации Сложное предложение, части которого равноправны и соединяются при помощи сочинительных союзов Сложное предложение, части которого соединяются при помощи подчинительных союзов Сложное предложение, части которого соединяются при помощи противительных союзов 2. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? Запятая, точка, знак восклицания, тире Двоеточие, тире, знак восклицания, знак вопроса Запятая, тире, двоеточие, точка с запятой Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие

1. Что такое бессоюзное сложное предложение?

  • Сложное предложение, части которого соединяются при помощи интонации
  • Сложное предложение, части которого равноправны и соединяются при помощи сочинительных союзов
  • Сложное предложение, части которого соединяются при помощи подчинительных союзов
  • Сложное предложение, части которого соединяются при помощи противительных союзов

2. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

  • Запятая, точка, знак восклицания, тире
  • Двоеточие, тире, знак восклицания, знак вопроса
  • Запятая, тире, двоеточие, точка с запятой
  • Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие
3. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Если части БСП отдалены по смыслу или осложнены Если части БСП противопоставлены по смыслу Если первая часть БСП указывает на значение причины Если вторая часть БСП указывает на значение следствия 4. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения?  Запятая  Точка с запятой  Тире  Двоеточие Между частями БСП со значением сравнения нужно ставить тире. Его можно заменить союзами «словно» или «будто».

3. Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой?

  • Если части БСП отдалены по смыслу или осложнены
  • Если части БСП противопоставлены по смыслу
  • Если первая часть БСП указывает на значение причины
  • Если вторая часть БСП указывает на значение следствия

4. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением сравнения?

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Тире
  • Двоеточие

Между частями БСП со значением сравнения нужно ставить тире. Его можно заменить союзами «словно» или «будто».

5. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения?  Запятая  Точка с запятой  Тире  Двоеточие Между частями БСП со значением пояснения нужно ставить двоеточие. Его можно заменить союзами «а именно», «то есть». 6. В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение?  Я сделал домашнее задание, но забыл тетрадь дома.  Прозвенел звонок, ребята поспешили на урок.  Витя сказал, что встречу перенесли.  Вчера весь день шел дождь, поэтому мы остались дома.

5. Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения со значением пояснения?

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Тире
  • Двоеточие

Между частями БСП со значением пояснения нужно ставить двоеточие. Его можно заменить союзами «а именно», «то есть».

6. В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение?

  • Я сделал домашнее задание, но забыл тетрадь дома.
  • Прозвенел звонок, ребята поспешили на урок.
  • Витя сказал, что встречу перенесли.
  • Вчера весь день шел дождь, поэтому мы остались дома.

Предложение со значением присоединения присоединяется при помощи тире. После тире можно употребить слова «такой», «так», «таков», «это». В предложении «Сегодня отдохнем и завтра отправимся в путь — так я решил» для присоединения части предложения со значением присоединения используется тире. После тире стоит слово «так».

7. В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение со значением присоединения?

  • Постучали в окно – Петя отвлекся от работы и выглянул во двор.
  • Читая эту книгу, Катя делала пометки на полях.
  • Сегодня отдохнем и завтра отправимся в путь – так я решил.
  • Ночью все стихает, только соловьи заводят звонкие трели.

8. В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение со значением причины?

  • Первые дни апреля ветрены — в июне будут дожди.
  • Мы рано ушли домой: лекция была очень скучной.
  • Снег растает – начнут дачники приезжать.
  • Бабушка ждала гостей: пирожки уже были испечены, суп сварен.

Часть БСП со значением причины отделяется при помощи двоеточия. Его можно заменить союзом «потому что». «Мы рано ушли домой, потому что лекция была скучной».

9. Какой знак препинания ставится в бессоюзном сложном предложении: «Легкая пыль поднимается над дорогой (?) далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.»?  Запятая  Точка с запятой  Тире  Двоеточие На месте пропуска ставится точка с запятой. Часть предложения «лошади бегут, навострив уши» осложнена деепричастным оборотом, обособленным запятыми («навострив уши»). Части БСП отделяются друг от друга точкой с запятой, если в одной из частей есть запятые. 10. В каком из бессоюзных сложных предложений ставится тире? Мужчина очнулся (?) перед ним стоял его давний знакомый. Крыши домов покрылись белым пухом (?) выпал первый снег. Одно было понятно (?) назад он не вернется. Назвался груздем (?) полезай в кузов. В первой части содержится условие. В этом случае тире можно заменить союзом «если»: «Если назвался груздем, полезай в кузов».

9. Какой знак препинания ставится в бессоюзном сложном предложении: «Легкая пыль поднимается над дорогой (?) далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.»?

  • Запятая
  • Точка с запятой
  • Тире
  • Двоеточие

На месте пропуска ставится точка с запятой. Часть предложения «лошади бегут, навострив уши» осложнена деепричастным оборотом, обособленным запятыми («навострив уши»). Части БСП отделяются друг от друга точкой с запятой, если в одной из частей есть запятые.

10. В каком из бессоюзных сложных предложений ставится тире?

  • Мужчина очнулся (?) перед ним стоял его давний знакомый.
  • Крыши домов покрылись белым пухом (?) выпал первый снег.
  • Одно было понятно (?) назад он не вернется.
  • Назвался груздем (?) полезай в кузов.

В первой части содержится условие. В этом случае тире можно заменить союзом «если»: «Если назвался груздем, полезай в кузов».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!