СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложноподчиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подготовка к ОГЭ»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  дать понятие о сложноподчиненном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненном предложении»

Открытый урок по теме «Понятие о сложноподчиненном предложении».

Тема урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подготовка к ОГЭ»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  дать понятие о сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: осознание ценности

- знаний о сложноподчиненном предложении;

-умения правильно употреблять сложноподчиненные предложения в речи;

ценностное отношение

- к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

  • предметные:

-знание понятия «сложноподчиненное предложение», цели использования сложноподчиненных предложений в тексте, отличий сложных предложений друг от друга.

-умение отличать союзы и союзные слова;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

  • метапредметные:

  • регулятивные универсальные учебные действия:

1)  владение всеми видами речевой деятельности:

•   адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

•   владение разными видами чтения;

•   способность извлекать информацию из различных источников (работа со словарем);

•  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)

•   способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

•   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • познавательные:

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, краеведения, истории и др.);

  • коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;

- умение работать в малой группе;

- умение взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.












Ход урока

1.Организационный момент. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях учителя нашей школы. Надеюсь, наше занятие будет всем интересно и полезно.

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели): -Начать урок я хотела бы с загадок…

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (дедушка)


- Как вы думаете, почему я начала урок с обращения к образам дедушки и бабушки? - В России с 2009 года 28 октября отмечается День бабушек и дедушек. Эта дата выбрана не зря, ведь именно в конце октября у древних славян отмечались Осенние ДедЫ – праздник, призванный укрепить связь с предками и объединить все поколения. Для очень многих людей бабушка и дедушка – это неотъемлемая часть жизни. А детские годы и воспоминания невозможны без того, чтобы перед глазами не оказался образ доброй бабушки или доброго дедушки, которые многое прощали, на многое смотрели проще, и оттого время, которое мы проводили или проводим вместе с ними, кажется беззаботным. А что может быть лучше, чем беззаботное детство? - Все задания на уроке так или иначе будут связаны с образами бабушки и дедушки.

- Перед вами на столах листы самоконтроля. Подпишите их в правом верхнем углу. На этих листах вы будете выполнять всю самостоятельную работу на протяжении всего урока, по окончании работы листы сдадите мне на проверку.


3. Актуализация знаний. «Пятиминутка ОГЭ».

- С каким разделом науки о языке мы сейчас работаем? (Синтаксис)

- Что изучает синтаксис? (Словосочетание и предложение)

- Что такое словосочетание? (Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

- Какие способы подчинительной связи в словосочетании вам известны? (Согласование, управление, примыкание)

- Перед вами на доске словосочетания, определите тип подчинительной связи. (обратная сторона)

Любимая бабушка (согласование), приехать в гости (управление), бабушка и дедушка (это однородные члены предложения), радостно встретить (примыкание.

- Молодцы, вспомнили, теперь я предлагаю вам выполнить задание ОГЭ. Работу выполняете на листах самоконтроля.

1. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: превосходство души.

2. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: самовар из меди.

3. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: стоять с гордостью|с гордостью стоять.

- Проверим…

Оцените свою работу, если вы справились без ошибок поставьте себе «5», если одна ошибка, то «4», если две ошибки – «3».


II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

- Мы с вами продолжаем изучение темы «Сложное предложение».

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Для этого проанализируйте предложения, записанные на доске, дайте их характеристику.

1. Бабушка всегда помогает мне с уроками, а с дедушкой мы часто играем в развивающие игры.

2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.

- Прочитаем первое предложение.

1. Бабушка всегда помогает мне с уроками, а с дедушкой мы часто играем в развивающие игры.

- К какому виду оно относится? (Это сложносочиненное предложение).

- Докажите. (в данном предложении две грамматические основы «бабушка помогает» и «мы играем», которые связаны при помощи сочинительного союза А).

- Нарисуйте схему этого предложения. […], а […].

- Молодцы, особенности ССП вам хорошо известны.

- Прочитаем второе предложение.

2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.

- Что это за предложение? Знаем ли мы его особенности? Да, но не все…

- Итак, о каких СП мы сегодня будем говорить? (Сложноподчиненное предложение).

- Откройте тетради, запишите дату, Классная работа и тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении».


3. Объяснение нового материала.

- О СПП вам уже кое - что известно. Поэтому новый материал мы будем изучать с вашей помощью.

- Давайте вспомним, чем отличается СПП от других сложных предложений? (простые предложения в составе СПП соединяются при помощи подчинительных союзов. В СПП одна часть подчиняется другой)

- Как называются части СПП? (главная и придаточная)

- Как вы думаете, что ещё мы можем узнать о СПП, учитывая аналогию с ССП?

ответы
- Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?
- Какие средства связи в СПП?

- Чему мы должны научиться?
Возможные ответы учащихся:
- Отличать СПП от других предложений.
- Выделять части СПП.
- научиться определять средства связи СПП.


4. Изучение нового материала.
- Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.

- Рассмотрим наше предложение. Выпишите его в тетради и выделите грамматическую основу.

2. Когда я прихожу к ним в гости, дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.

- Назовите части. Какая главная, какая придаточная? Как определили? (главная часть – это та, от которой вы задаем вопрос, придаточная – та, к которой задаем вопрос)

- Задаём вопрос. (достаёт когда? Когда я прихожу в гости)

- Следует отметить, что вопрос вы можете задать как от одного слова или словосочетания в главной части, так и от всей главной части.

- В какой части находится союз? (в придаточной)

- Составьте его схему. (когда …), […].

- Как вы думаете, какую роль играет придаточная часть? (Поясняет то, о чем говорится в главной)
– Перед нами СПП.
- Сделаем вывод:

- Что такое СПП? (СПП - вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную.)

- Из каких частей оно состоит?

- Какую роль играет придаточная часть в СПП? (Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном.)

- В какой части предложения находится подчинительный союз? (Подчинительный союз относится к придаточной части.)


- А теперь давайте поработаем конструкторами.

- Перестройте предложение, поменяйте местами главное и придаточное.
Дедуля достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками, когда я прихожу к ним в гости.

[…], (Когда …).
- Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.
Дедуля, когда я прихожу к ним в гости, достаёт коробку со светлыми и тёмными квадратиками.

[…, (когда…), …].
- Сделайте вывод, каково место придаточного по отношению к главному?
Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

- А сейчас мы более подробно поговорим о способах связи частей СПП.

- Что служит средством связи простых предложений в главном? (подчинительный)

-  В качестве средства связи главной и придаточной частей в сложноподчинённом предложении могут выступать союзы и союзные слова: местоимения и наречия.
- Как же отличить союзное слово от союза?

Прочитаем предложения. Запишите их в тетрадь. Определите, в каком предложении слово ЧТО является союзом, а в каком союзным словом.

  1. Я знаю, что бабушка придёт ко мне в гости на День рождения.

  2. Я знаю, что подарит мне дедушка на День рождения.

В первом предложении слово ЧТО не является членом предложения, во втором выполняет синтаксическую функцию дополнения. В таком случае очевидно, что это слова разных частей речи.

  - Чтобы разграничить омонимичные слова, можно использовать следующие способы:

1.  Расчлените!   То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
 2. Уберите!   Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
   То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените!   Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово.   К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.

- Нарисуем схемы предложений.

1. […], что (…).
2. […], (что …).

- Почему я в первом случае «что» вынесла за скобку, а во втором – нет?


- Памятка с данными способами разграничения союзов и союзных слов лежит у вас на партах, в конце урока возьмите её с собой, я думаю, что она не раз вам поможет.
5. Закрепление нового материала.
- А теперь давайте попрактикуемся, перед вами пары предложений. Определите в каком из них части СПП связаны союзом, а в каком союзным словом.


    1.  «Я увидел, как дед рассматривал фотоальбом» слово «как» не является членом предложения, значит это союз.

    2.  «Я не знаю, как мне поступить» слово «как» является обстоятельством, значит это союзное слово.


  1. «Я думаю, что бабушке нужно подарить книгу» без «что» значение предложение не изменится: «Я думаю, маме нужно подарить книгу». Значит, «что» – это союз.

  2. «Я решаю, что подарить дедушке» мы не можем удалить слово «что»: смысл теряется. Значит, перед нами союзное слово.


-Вывод по данной теме я предлагаю вам сделать самостоятельно, заполните второй столбик таблицы разграничение союзов и союзных слов.

- Проверим… хором.

Разграничение союзов и союзных слов

Союзы

Союзные слова

Не являются членами предложения

Являются членами предложения

Можно убрать из предложения

Нельзя убрать из предложения

Не могут быть выделены логическим ударением

Выделяются логическим ударением

Заменяются другим союзом

Заменяются словом самостоятельной части речи

К ним нельзя присоединить частицы же или именно

К ним можно присоединить частицы же или именно


- Молодцы. Откройте учебник параграф 12, стр. 67 Прочитайте теоретический материал. Скажите, о чём мы не поговорили. (о роли указательных слов в СПП и постановке знаком препинания)

- Эти темы мы затронем на следующих уроках.

6. Самостоятельная работа. Работа с текстом.

Бабушки и дедушки прошлого и современности

1) Во все века семья всегда была самым главным в жизни каждого человека.  2) Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших.

3) Семья – это не только родители и дети. 4) Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки.

5) Так, в прошлых веках было принято, что бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей. 6) Бабушка присматривала за внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. 7) Дед маленькими детьми занимался редко, потому что его роль заключалась в изготовлении игрушек.

8) Сегодня работающие дедушки и бабушки чаще помогают молодой семье тем, что подкидывают денег на нужды, видясь со своими внуками исключительно по торжественным и праздничным дням.  

9) Подводя итог, хотелось бы заметить, что роль бабушек и дедушек в воспитании детей бесспорно важна и довольно значительна. 10) Хотелось бы, вернуть те традиции, которые существовали в прошлые столетия. 11) Но, увы, в современное время это достаточно сложно.

- Прочтите про себя текст.

- Как бы вы озаглавили текст? (бабушки и дедушки прошлого и современности.)
- Какую проблему поднимает автор? (роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка).

- Согласны ли вы с мнением автора.
Самостоятельная работа. (выполняется на листах индивидуального контроля)

- А теперь поработайте самостоятельно. Перед вами на листах индивидуального контроля текст. Выполните работу на ту оценку, которую хотите получить.

На «3» - Укажите номера сложноподчиненных предложений.

На «4» - Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы.

На «5» -. Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы. Укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова), графически укажите связь предложений в СПП.

7. Подведение итогов:
- Вернёмся к началу урока.
- Вспомните, какие мы задачи себе поставили?
- Всё ли получилось?
- Вы довольны собой?
- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?
8. Домашнее задание.

Знать теоретический материал параграфа 12, стр. 67 -69
- В качестве подготовки к итоговому собеседованию предлагаю вам написать повествовательный текст на тему «Человек, которому хочется сказать «спасибо». В вашем высказывании обязательна должны присутствовать СПП.

РЕЗЕРВ.

Установите соответствие между союзными словами и их частью речи.

  • Она не могла понять, чего не хватает новому дому.

  • Я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие.

  • Он до сих пор не определился, кем станет в будущем.

  • Ей так хотелось узнать, куда ведет эта дорога.

  • Он всегда знает, где можно найти нужную информацию.

  • Он подошел к человеку, который его интересовал.

Наречие

Местоимение


Ответ:

  • Она не могла понять, чего не хватает новому дому. - Местоимение

  • Я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие. - Наречие

  • Он до сих пор не определился, кем станет в будущем. - Местоимение

  • Ей так хотелось узнать, куда ведет эта дорога. - Наречие

  • Он всегда знает, где можно найти нужную информацию. - Наречие

  • Он подошел к человеку, который его интересовал. – Местоимение






Лист самоконтроля.


Ученика _______________________________________________


Задание 1. «Пятиминутка ОГЭ».

1. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

______________________________________________________

2. Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_______________________________________________________

3. Замените словосочетание «гордо стоять», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

___________________________________________________

Оценивание: если вы справились без ошибок поставьте себе «5», если одна ошибка, то «4», если две ошибки – «3».

Оценка _________________


Задание 2. Прочитайте текст.

1) Во все века семья всегда была самым главным в жизни каждого человека.  2) Именно в семье мы учимся любить, понимать друг друга, заботиться о близких, прощать обиды, уважать старших.

3) Семья – это не только родители и дети. 4) Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки.

5) Так, в прошлых веках было принято, что бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей. 6) Бабушка присматривала за внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. 7) Дед маленькими детьми занимался редко, потому что его роль заключалась в изготовлении игрушек.

8) Сегодня работающие дедушки и бабушки чаще помогают молодой семье тем, что подкидывают денег на нужды, видясь со своими внуками исключительно по торжественным и праздничным дням.  

9) Подводя итог, хотелось бы заметить, что роль бабушек и дедушек в воспитании детей бесспорно важна и довольно значительна. 10) Хотелось бы, вернуть те традиции, которые существовали в прошлые столетия. 11) Но, увы, в современное время это достаточно сложно.


Выполните работу на ту оценку, которую хотите получить.

На «3» - Укажите номера сложноподчиненных предложений.

На «4» - Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы.

На «5» -. Укажите номера сложноподчиненных предложений, составьте схемы. Укажите, чем связаны простые предложения (союзы или союзные слова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Способы разграничения омонимичных слова:

1.  Расчлените!   То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
 2. Уберите!   Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
   То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените!   Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово.   К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.


Разграничение союзов и союзных слов

Союзы

Союзные слова

Не являются членами предложения



Можно убрать из предложения



Не могут быть выделены логическим ударением



Заменяются другим союзом



К ним нельзя присоединить частицы же или именно





--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Способы разграничения омонимичных слова:

1.  Расчлените!   То есть разберите предложение по составу. Союзное слово является членом предложения, а союз нет.
 2. Уберите!   Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.
3. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!
   То есть логическое ударение. Оно может падать только на союзное слово. А на союз – не может.
4. Замените!   Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом или самостоятельной часть речи. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.
5. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, «же» или «именно» и посмотрите, как себя поведет слово.   К союзным словам такие частицы добавляются легко. А рядом с союзом они будут выглядеть чужеродно.


Разграничение союзов и союзных слов

Союзы

Союзные слова

Не являются членами предложения



Можно убрать из предложения



Не могут быть выделены логическим ударением



Заменяются другим союзом



К ним нельзя присоединить частицы же или именно





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!