1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях.
2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненном предложении»
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении.
Дата проведения урока: 16.10.2023 г.
Класс: 9
ОУ: МКОУ СОШ № 6
Учитель-предметник: Шокаева Р. Б.
УМК: Русский язык: учебник для 9 класса образовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-10-е изд.-М: Просвещение, 2013 г.
Цели для ученика Обучающие: 1.Дать понятие о сложноподчиненном предложении, его особенностях. 2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. 3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике. Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса . Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе. | Цели для учителя Образовательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» Развивающие: 1. Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления; 2. Способствовать обучению самостоятельно работать с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, толерантность. |
Тип урока Урок-изучение нового материала. | Форма урока Комбинированная. |
Опорные понятия, термины Сложное предложение Подчинительные союзы Сложноподчиненное предложение Главное предложение Придаточное предложение Синтаксические признаки | Новые понятия Сложноподчиненное предложение Главное предложение Придаточное предложение |
Формы контроля: Фронтальный опрос Индивидуальная работа | Домашнее задание Параграф 18. Повторить изученные термины, выписать из художественной литературы 7 СПП, сделать графический разбор. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация. 4 минуты. | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. . | Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний о сложном предложении, видах союзов, связи простых предложений в составе сложного. | Словесная форма. Фронтальный опрос. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний. 5 минут. | Объяснение целеполагания урока. Организация работы со справочником. | Определение цели учебной деятельности. Запись темы в тетрадь. Создание опорных записей в справочник. | Индивидуальная работа. Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Отработка умений определять сложноподчиненные предложения, выделяя главное и придаточное. |
III. Работа по теме урока Работа со схемой. 3минуты. Выборочно-распределительный диктант. 3минуты. Индивидуальная работа. 10минут. | Распределение заданий. Создание проблемной ситуации. Корректировка выполнения задания. | Умение работать в группах. Умение презентовать свою работу. ( Приложение 1) (.Приложение2) Самостоятельное конструирование предложений ( Приложение 3.) | Групповая работа. Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах. |
V. Актуализация знаний. Работа по развитию речи. 7 минут. | Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение. Организация деятельности по применению полученных знаний. | Самостоятельная работа . Решение пунктуационной задачи. (упр. 85) ( Приложение 4. ) | Взаимопроверка Игра «Я редактор». | Личностные: самопроверка и взаимопроверка регулятивные : контроль, оценка, коррекция ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Умение грамотно строить предложения Видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным построением СПП. |
VI. Повторение сведений о СПП и пунктуации при них. Тестовая работа. 10 минут. | Установление осознанности восприятия. Организация деятельности по применению полученных знаний. | ( Приложение 5) | Самостоятельная работа, взаимопроверка. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. | Организация рефлексии.. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотношение цели, результата, степень их соответствия. | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | Умение оценивать себя. |
VIII. Домашнее задание. 1 минута. | Объяснение домашнего задания . | Запись в дневник. | | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. | |
Приложение 1.
Задание.
Рассмотреть примеры предложений. Сравнить предложения , сделать вывод, что общего и чем различаются эти предложения .
ССП | СПП |
Утром еще лежал вчерашний снег, а к вечеру солнце его растопило., Схема | Мне рассказывали, что лесник живет неподалеку. Схема |
Допевают свои весенние песни соловьи, и где-то под кустом белеет ландыш. Схема. | Когда мы вошли в дом, хозяин предложил еду и ночлег. Схема. |
Приложение 2.
Задание.
Прочитать предложения , записанные на доске, выписать №№ предложений:
1вариант-ССП
2вариант-СПП
1) Вдруг стемнело, и он потерял дорогу. 2) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен 3) Неожиданно тропа выскочила на трассу, и пришлось затормозить. 4) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. 5) Вспышка померкла на горизонте, и стало темно. 6) Солнце приближалось к горизонту, и стало прохладно. 7) Вечерело, и с наступлением сумерек пустели улицы города.
8) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 9) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 10) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.
Приложение 3.
Задание.
Списать, на месте пропуска вставить подходящий по смыслу подчинительный союз, пользуясь словами для справки.
1) Знаю я … не цветут там чащи. (Есенин)
2) И слышно было до рассвета…. ликовал француз. (Лермонтов)
3) Все кажется мне…. в тряском беге по мерзлой пашне мчусь я на телеге. (Пушкин)
4) Я боялся только… что-нибудь не испортило моего счастья.
2) В последний раз мы встретились тогда на набережной… всегда встречались.
Слова для справок: как, будто, что, чтобы, где
Приложение 4.
Приложение 5.
Тест. Сложноподчиненное предложение.
Вариант I
1. Укажите верное утверждение.
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2.Расставьте знаки препинания.
1) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
2) Мы узнали когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3) Я помню тот день когда впервые побывал в театре.
3. Найдите предложение с речевой ошибкой.
1) Надо дать жизнь такой книге, которая бы звучала и жила долго.
2) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о писателе, который жил в нашем городе.
3) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер.
2) Ветер утих, и дождь перестал, когда мы были уже в пути.
3) Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
5. Составьте схему предложения.
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
6. Расставьте в предложении знаки препинания.
Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в эти годы в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется создается множество нового и все требует новых словесных форм.
7. Расставьте знаки препинания. Как нужно переделать предложение, чтобы его пунктуация изменилась?
Я заметил что куда ни придешь найдешь что-нибудь замечательное.