СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для изучения темы "СПП с двумя или несколькими придаточными". Представлен теоретический материал и задания для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ

ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 1.Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.  2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.  3. Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.  4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.  5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

1.Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

2. Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

3. Несмотря на то что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел.

4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.

5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.  7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.  8. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.  9. Где тонко, там и рвётся.  10. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.  11. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

6. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

7. Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

8. Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем.

9. Где тонко, там и рвётся.

10. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

11. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ И ПУНКТУАЦИЯ В НИХ

ПОНЯТИЕ

О

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

И

ПУНКТУАЦИЯ В НИХ

Учебник. Страница 92

Учебник.

Страница 92

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. [ ], (потому что….), (что….). СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:  первое придаточное относится к главному предложению (придаточное  первой степени ), второе – к этому придаточному (придаточное  второй степени ) и т.д. 

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

[ ], (потому что….), (что….).

СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное  первой степени ),

второе – к этому придаточному (придаточное  второй степени ) и т.д. 

Главное предложение Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите. чтобы [ ], (чтобы … ), (как … ). как

Главное предложение

Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите.

чтобы

[ ], (чтобы … ), (как … ).

как

Соподчинение - подчинение двух или нескольких придаточных одному и тому же главному предложению. Главное предложение Однородное соподчинение Неоднородное соподчинение

Соподчинение - подчинение двух или нескольких придаточных одному и тому же главному предложению.

Главное предложение

Однородное соподчинение

Неоднородное соподчинение

ОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ Между двумя однородными придаточными, соединенными союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится. Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов) Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин). И И

ОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ

Между двумя однородными придаточными, соединенными союзом И, ИЛИ, ЛИБО, запятая не ставится.

Слышно было, как в саду шагал дворник как скрипела его тачка. (А.Чехов)

Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели.(Пришвин).

И

И

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) [ ], (что … ), (что … ), (что…) .

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.)

[ ], (что … ), (что … ), (что…) .

НЕОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ (параллельное) Чтобы  скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету. (чтобы … ), [ ], (что…) .

НЕОДНОРОДНОЕ СОПОДЧИНЕНИЕ (параллельное)

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету.

(чтобы … ), [ ], (что…) .

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СПП Чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо: Найти сложное предложение. Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным. Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное подчинение. Если это разные вопросы от главного, то параллельное. Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.

АЛГОРИТМ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВИДА ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СПП

  • Чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо:
  • Найти сложное предложение.
  • Выделить в нем главное предложение и задать вопросы к придаточным.
  • Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное подчинение.
  • Если это разные вопросы от главного, то параллельное.
  • Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему — последовательное.
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПОДЧИНЕНИЯ Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.  (Однородное подчинение) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.  (Последовательное подчинение) Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.  (Параллельное подчинение) Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.   (Последовательное подчинение) Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.  (Параллельное подчинение)

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПОДЧИНЕНИЯ

Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как ярко светило солнце, как я нашёл грибное место.  (Однородное подчинение)

Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы там переночевать.  (Последовательное подчинение)

Когда мне захотелось пить, я нагнулся к ручью, в водах которого увидел резвящихся рыбёшек.  (Параллельное подчинение)

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.  

(Последовательное подчинение)

Когда Ваня рассказывал свою историю, я внимательно слушал, хотя был очень расстроен.  (Параллельное подчинение)

Укажите вид подчинения в следующем СПП когда? Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. о чём? когда?

Укажите вид подчинения в следующем СПП

когда?

Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.

о чём?

когда?

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПП с различными видами подчинения: когда? о чём? когда? ( Когда …), [ ], ( что …), ( что …), ( когда …). параллельное подчинение (неоднородное) последовательное подчинение однородное подчинение

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПП с различными видами подчинения:

когда?

о чём?

когда?

( Когда …), [ ], ( что …), ( что …), ( когда …).

параллельное

подчинение

(неоднородное)

последовательное

подчинение

однородное

подчинение

 Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И? Когда шуршат в овраге лопухи  И никнет гроздь рябины желто-красной,  Слагаю я веселые стихи  О жизни тленной, тленной и прекрасной  (А. Ахматова). 1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.  2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна   2

Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной  (А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна. 2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна

  2

Определить вид связи придаточного с главным, укажите соответствия: А) последовательное подчинение Б) однородное подчинение В) параллельное (неоднородное) подчинение 1 .Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.(А. Прокофьев) 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина) 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков) 4.Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А Чуркин) 5.Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С. Маршак) 6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться. 7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человеческий род свою судьбу устроит на планете. (А. Сурков)

Определить вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:

А) последовательное подчинение

Б) однородное подчинение

В) параллельное (неоднородное) подчинение

1 .Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.(А. Прокофьев)

2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)

3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков)

4.Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А Чуркин)

5.Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С. Маршак)

6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.

7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человеческий род свою судьбу устроит на планете. (А. Сурков)

КЛЮЧ 1-в; 2-а; 3-а; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в.

КЛЮЧ

1-в;

2-а;

3-а;

4-а;

5-б;

6-а;

7-в.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 21, стр. 92-93. Стр. 95 – самостоятельное изучение теоретического материала. 3. Выполнить тестовое задание из файла. 4. Изучить материал видеоурока по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K2iee1BXQK4

ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

  • Параграф 21, стр. 92-93.
  • Стр. 95 – самостоятельное изучение теоретического материала.

3. Выполнить тестовое задание из файла.

4. Изучить материал видеоурока по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=K2iee1BXQK4


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!