СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает развивать умения понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненного предложения.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.»

Конспект урока русского языка в 9 классе учителя

надомного обучения Прониной Лидии Владимировны

Тема: Понятие о сложносочиненном предложении, его строении.

Цели урока :развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочиненного предложения.

Задачи урока: 
Предметные: 
обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения отличать ССП от других видов предложений, составлять схемы ССП, расставлять знаки препинания в ССП.
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности.
развитие интереса учащихся к предмету

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.
Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная работа .

Использованная литература: учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.



Ход занятия

I. Организационный этап.



  1. Орфографическая разминка.

О…бежать, пр…ехать, бе…вкусный,.. .делать, пр…милый, во…хождение

(проверка)

-Что объединяет эти слова? -Какое правило нужно знать, чтобы правильно их написать?


II. Актуализация опорных знаний.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о сложном предложении.

Что такое сложное предложение?

Какие типы сложных предложений мы знаем?



III. Постановка проблемы урока. Мотивация учебной деятельности.

Предложения на карточке

  1. Определи тип предложения.



  1. Люблю немолчный говор твой 
    И поэтические слезы.


(Простое, односоставное, определенно – личное)

Какую функцию выполняет союз и?

(соединяет однородные члены)




  1. Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


- Какое это предложение? Простое или сложное?

-Из скольких частей оно состоит?

- Как соединены простые предложения в составе сложного?

- Союз и это какой союз?

- Определи вид сложного предложения?

(ССП)

-Итак, как ты думаешь, какова будет тема нашего урока?

-Правильно. Понятие о сложносочиненном предложении, его строение.

- Ключевые понятия, с которыми мы работаем сегодня: 

Сложное предложение

Сложносочиненное предложение

Пунктуация



-Какую же роль играют сложносочиненные предложения в речи?

Сложносочиненные предложения наиболее употребительны в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-воспринимаемой картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они могут сообщать о явлениях, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, а также чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые явления.

На карточке  

Роль сложносочиненных предложений в речи?

  • ССП в художественном описании, повествовании усиливают связь между картинами, фактами, чувствами, придают речи плавность, музыкальность;

  • Союз И в ССП выражает разнообразные оттенки значений: одновременность и последовательность действий, противопоставление, причину, условие, равенство; ( Чеховская грусть осталась и живет она в глубине сыроватых аллей в пустых комнатах большого дома…)

  • с помощью союзов А, НО ССП могут образовывать стилистическую фигуру антитезу, что усиливает выразительность речи, представляет резкое противопоставление образов, состояний, понятий; (Свободные и ловкие движения. Точный и нежный профиль… Чуть -чуть горбится, но это у нее прекрасно. )

  • использование в ССП многосоюзия придает предложениям особую интонацию, позволяет выделить детали, единство перечисления, показать широту описания, его “незавершенность”; одиночный союз, наоборот, показывает конечность действия, завершенность описания.( Мы шли лесом, впереди все светлело, светлело, потом деревья разбежались по сторонам, и нам открылось большое, неправдоподобно гладкое, розовое под зарею озеро.)




 IV. Изучение нового материала.

    1. Работа с учебником. Прочитать правило на стр.28.

Давай вспомним, какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

(на столе таблица с сочинительными союзами)

Сочинительные  союзы


Группы

Союзы

Значение предложений



1. Соединительные


и, да (= и), да и, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий



2. Противительные


а, но, да (= но), зато, 

однако (же, только)


противопоставление явлений, событий



3. Разделительные


или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли, 

ни – ни

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких

-Строить сложные предложения и ставить знаки препинания в них помогает умение строить схемы сложных предложений и читать их.

Попробуй прочитать схемы ССП.

 [-=],но [-=]

 [-=], и [-=] 

 То [-=], то [-=] 

 [ = - ],и [ - = ],и [ = - ] 


V .Закрепление изученного материала.


1. Выполнение упражнения 39.Переписать предложения, вставляя сочинительные союзы и недостающие знаки препинания. Указать разряд союза.

2. Из данных предложений найти и выписать только ССП. Начертить схемы. (на карточке)

Он не решился на эту поездку, и я отказался в ней участвовать.

Знаю я, что в той стране не будет этих нив.

Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.

Облако переглянулось со степью и нахмурилось.

Так как шторм не утихал весь день, корабль не мог выйти в море.

Был бы покос, да пришёл мороз.



3.Практическая работа творческого характера с конструированием ССП

Письменно:

образовать из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения записать, расставляя знаки препинания. Объяснить устно, какие значения передают союзы, связывающие предложения.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Тихо. Чувствуется приближение грозы. 5) Листок не пошевелится. Птица не пропоёт.

VI. Этап контроля знаний.


Тестирование.

1. Части ССП являются

1. равноправными

2. неравноправными

2. Найти сочинительный союз:

1)Едва, 2) зато, 3) словно, 4) когда

3. Найти сложносочинённое предложение (запятые не расставлены).

  1. Была зима но все последние дни стояла оттепель.

  2. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.

  3. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

4. Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.

  2. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

  3. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5.Предложение Небо заволокло тучами, и ,наверное, сейчас начнётся дождьсоответствует схеме:

а) [ = ], и [ - = ].

б) [ - = ],и [ = - ].

в) [ = ], и [ = - ].

6. Предложение Давно наступили долгие весенние сумерки, а тяжёлый вагонгрохотал в голом прохладном поле соответствует схеме:

а) [ = ],а [- = ].ССП с противительным союзом

б) [ = ],и [ = -]. ССП с соединительным союзом

в) [ - =],а [ - =]. ССП с разделительным союзом

7.Схеме [ = - ],и [ - = ],и [ = - ] соответствует предложение:

а) Город за эти апрельские дни стал чист, сух, а камни побелели, и по ним легко и приятно идти.

б) Шестая неделя, а ещё совсем зима, и я встал рано.

в) Иногда перестаёт дождь, и тогда мокрый снег оживает, и поют дрозды.




VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

В чем же своеобразие ССП? Ответы.

VIII.Домашнее задание

Параграф 6, упражнение 40.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс