Урок русского языка.
Тема: Формирование понятия у учащихся о сложных словах.
Цель:
Познакомиться со сложными словами с применением технологии критического мышления;
Формировать умение образовывать сложные слова.
Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально
4) Формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания).
Оборудование: карточки знаки ! - +, карточки: знаю, хочу узнать, узнал, карточки – сталь варит, вода падает. (О,А,И,Е) Водопад, пылесос, самокат, сталевар, кашевар, птицелов, лежебок
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Формула удачи нашего урока: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
И тогда всё получится.
- Почему именно этот девиз
Девиз:
Не позволяй душе лениться!
И у тебя обязательно всё получится!
1стадия – вызов.( пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
- Верите ли вы, что:
1. Корень – это часть речи. (-)
2. Слова водить и вода родственные. (-)
3. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
5. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)
6. Суффикс – это часть слова, который стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(-)
7. Приставка помогает образовывать новые слова (+)
8. Корень – это общая часть родственных слов (+)
9. В слове луноход корень – лун и ход. (+)
10 В слове землекоп – корень землекоп (-)
11. В слове листопад соединительная гласная А?
А)- Во всех ли высказываниях у вас не было затруднения? (Просигнальте, у кого были затруднения).
- Мы сейчас проверим и выясним, где у вас встретились затруднения?
(Проверяем и сигналим).
-Почему в этих высказываниях возникли проблемы? (мы ещё это не изучали)
- Как, по- вашему мнению, называются такие слова? (сложные слова)
- Так какое знание мы сегодня будем открывать? (Сложные слова)
КАРТОЧКА – СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Б) - Возьмите, пожалуйста, карточки (знаю, хочу узнать, узнал) и запишите всё, что вы знаете о сложных словах.
В) Кластер «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
-Поделитесь знаниями, что вы записали, что знаете о сложных словах, и мы составим КЛАСТЕР.
-если первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук, то пишется соединительная гласная О
-если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, то пишется соединительная гласная Е
- если первый корень оканчивается на непарный твёрдый согласный звук Ж,Ш,Ц, то пишется Е)
- состоят из двух корней
- способ, при помощи они которого они образуются, называется сложением.
-корни соединяются при помощи соединительной гласной
-соединительными гласными являются О, Е.
-соединительными гласными являются А,И.
- А чтобы, бы вы хотели узнать? ( уметь находить сложные слова, уметь образовывать сложные слова, уметь правильно писать сложные слова (Соединительную гласную).
- Вы, ребята, по ходу урока записывайте, всё то, что вы узнаете, что-то новое.
II стадия – Осмысление содержания (получение новой информации)
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
-Итак, нам предстоит решить проблему – «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
А для этого образуем группы, и каждая группа посмотрит на эту проблему своим «цветным» взглядом. Ровно 5 минут вам дано на рассмотрение проблемы, а затем, надевая шляпу, каждая группа поделится своими находками.
1 группа – БЕЛАЯ ШЛЯПА – сбор информации (правила)
1) Ющенко Максим 2) Захарченко Данил
3) Лучникова Алиса 4) Красикова Анна
- Какие слова называются сложными?
-Как они образуются?
- При помощи каких гласных соединяются корни?
Учитель:
- Слушаем 1 группу. Наденьте свою белую шляпу и поделитесь своими находками.
- Какие слова называются сложными?
-Как они образуются?
- При помощи каких гласных соединяются корни?
Слушаем 1 группу (БЕЛАЯ ШЛЯПА).
Учитель:
-А ребята, у которых ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА, посмотрели на эту проблему своим «цветным» взглядом и составили сложные слова.
- А какие, они нам сейчас покажут?
(На доску прикрепляю два слова: 1 желтая шляпа выходят к доске и прикрепляют новые слова )
вода падает
сталь варить
2 желтая шляпа выходят к доске и прикрепляют новые слова )
Сам катится
Пыль сосёт
3) 3 группа ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА – выявление позитивных сторон.
1) Ротько Лера 3) Ельчанинов Михаил
2) Вергунов Богдан 4) Балбуков Лёша
- Составить из двух слов сложные слова.
( Можно сгибать)
Вода падает О,А,Е,И (водопад) Сам катится О,А,И,Е (самокат)
Сталь варит О,А,И,Е (сталевар ) Пыль сосёт О,А,И,Е (пылесос)
4).4 группа ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА – выявление позитивных сторон.
1) Вивдыч Карина 3) Праскова Алиса 5) Часовская Мария
2) Литвинов Иван 4) Жанов Михаил 6) Алоян Арсэн
- Составить из двух слов сложные слова.
( Можно сгибать)
Вода падает О,А,Е,И (водопад) Сам катится О,А,И,Е (самокат)
Сталь варит О,А,И,Е (сталевар ) Пыль сосёт О,А,И,Е (пылесос)
Учитель:
- Ребята, у которых ЧЕРНАЯ ШЛЯПА, наденьте её, какие могут быть проблемы при написании сложных слов, озвучьте их.
Ученики:
- Соединительная гласная безударная, поэтому опасное место.
Какую надо писать букву О илиА, И или Е?
- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?
Учитель:
- Ребята, наденьте, пожалуйста, белую шляпу и ещё раз озвучьте, какие соединительные гласные могут только быть? (О,Е других не может быть)
2) 2 группа ЧЁРНАЯ ШЛЯПА
1) Хмелев Михаил 3) Перехожева Настя
2) Власенко Лера 4) Сафонов Андрей
– Какие ошибки могут допустить ребята в данной орфограмме? Какие опасные места могут быть в сложных словах?
Вод.пад, пыл.сос, сам.кат, стал.вар.
- Соединительная гласная безударная, поэтому опасное место.
Какую надо писать букву О илиА, И или Е?
- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?
Учитель:
- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?
Поделятся своими находками ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА
5) 5 группа – ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА – это новые предложения, идеи, наблюдения
1) Адамчук Полина 3) Севостьянова Катя
2) Шинкевич Саша 4) Копчиков Никита
- По наблюдайте и сделайте вывод, когда пишется соединительная гласная О, а когда Е ?
- Раздели слова на две группы: с соединительной гласной О и с соединительной гласной Е.
Водопад, пылесос, самокат, сталевар, кашевар, птицелов, лежебок.
Алгоритм действий при написании соединительной гласной О или соединительной гласной Е.
Прочитай ( произнеси) слово.
Убедись, что оно сложное, найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
Если слово сложное, посмотри, на какой согласный (твёрдый или мягкий) оканчивается первый корень.
Сделай вывод:
- Если первый корень оканчивается на твердый согласный звук, значит пишется соединительная гласная …….
- Если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, значит пишется соединительная гласная …….
- А также после непарных твёрдых согласных ….., ……, ….. пишется соединительная гласная …..
Учитель:
- Ребята, у которых СИНЯЯ ШЛЯПА сделайте вывод,
-Какие слова называются сложными?
- Какие соединительные гласные пишутся?
- Когда пишется соединительная гласная О, а когда Е?
6) 6 группа – СИНЯЯ ШЛЯПА – контролируют мыслительный процесс и делают вывод.
-Какие слова называются сложными?
- Какие соединительные гласные пишутся?
- Когда пишется соединительная гласная О, а когда Е?
Учитель:
- Группа распалась и все сели на свои места.
III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Учитель:
1) -Возвращаемся к высказывания «Верите ли вы?
9. В слове луноход корень – лун и ход. (+)
10 В слове землекоп – корень землекоп (-)
11. В слове листопад соединительная гласная А?
2) Возвращаемся к КЛАСТЕРУ
- Какую информацию мы должны убрать, так как она недействительна?
- А какой информации не хватает? ( когда пишется О,Е)
3) Сделаем вывод, глядя на КЛАСТЕР:
СЛОЖНЫЕ СЛОВА –это
4)Что вы записали в третьей колонке УЗНАЛ
Озвучьте.
Учитель:
5) - А сейчас, работаем в паре, у каждого на столе карточка -слово, нужно вставить соединительную гласную и выйти к доске и поместить это слово под соответствующую схему: ____ О_____, _____Е____
Карточки:
Сердцеед, землемер, скороход, овцевод, водолаз, овощевод, снегопад, мухомор, носорог, садовод, вездеход, змеелов, камнепад, пешеход, книголюб.
6) Синквейн
1. Слово
2. Сложное, слитное
3. называет, объясняет, обозначает
4. состоит из двух корней
5. название (сложение)
Рефлексия
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
6