СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложных словах.

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка проведён с использованием технологии критического мышления. Приём шести шляп мышления.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложных словах.»

Урок русского языка.

Тема: Формирование понятия у учащихся о сложных словах.

Цель:

  1. Познакомиться со сложными словами с применением технологии критического мышления;

  2. Формировать умение образовывать сложные слова.

  3. Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально

4) Формировать коммуникативные умения учащихся ( включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос, делать выводы, применять на практике полученные знания).



Оборудование: карточки знаки ! - +, карточки: знаю, хочу узнать, узнал, карточки – сталь варит, вода падает. (О,А,И,Е) Водопад, пылесос, самокат, сталевар, кашевар, птицелов, лежебок



Ход урока:

1. Психологический настрой.

Формула удачи нашего урока: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

И тогда всё получится.

- Почему именно этот девиз

  • Я желаю тебе добра.

  • Ты желаешь мне добра.

  • Мы желаем друг другу добра.

  • Если будет трудно, я тебе помогу

Девиз:

Не позволяй душе лениться!

И у тебя обязательно всё получится!

1стадия – вызов.( пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

- Верите ли вы, что:

1. Корень – это часть речи. (-)

2. Слова водить и вода родственные. (-)

3. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова. (+)

6. Суффикс – это часть слова, который стоит перед корнем и служит для образования новых слов.(-)

7. Приставка помогает образовывать новые слова (+)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. В слове луноход корень – лун и ход. (+)

10 В слове землекоп – корень землекоп (-)

11. В слове листопад соединительная гласная А?


А)- Во всех ли высказываниях у вас не было затруднения? (Просигнальте, у кого были затруднения).

- Мы сейчас проверим и выясним, где у вас встретились затруднения?

(Проверяем и сигналим).

-Почему в этих высказываниях возникли проблемы? (мы ещё это не изучали)

- Как, по- вашему мнению, называются такие слова? (сложные слова)

- Так какое знание мы сегодня будем открывать? (Сложные слова)

КАРТОЧКА – СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Б) - Возьмите, пожалуйста, карточки (знаю, хочу узнать, узнал) и запишите всё, что вы знаете о сложных словах.

В) Кластер «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

-Поделитесь знаниями, что вы записали, что знаете о сложных словах, и мы составим КЛАСТЕР.

-если первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук, то пишется соединительная гласная О

-если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, то пишется соединительная гласная Е

- если первый корень оканчивается на непарный твёрдый согласный звук Ж,Ш,Ц, то пишется Е)

- состоят из двух корней

- способ, при помощи они которого они образуются, называется сложением.

-корни соединяются при помощи соединительной гласной

-соединительными гласными являются О, Е.

-соединительными гласными являются А,И.


- А чтобы, бы вы хотели узнать? ( уметь находить сложные слова, уметь образовывать сложные слова, уметь правильно писать сложные слова (Соединительную гласную).


- Вы, ребята, по ходу урока записывайте, всё то, что вы узнаете, что-то новое.


II стадия – Осмысление содержания (получение новой информации)

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ


-Итак, нам предстоит решить проблему – «СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

А для этого образуем группы, и каждая группа посмотрит на эту проблему своим «цветным» взглядом. Ровно 5 минут вам дано на рассмотрение проблемы, а затем, надевая шляпу, каждая группа поделится своими находками.


1 группа – БЕЛАЯ ШЛЯПА – сбор информации (правила)

1) Ющенко Максим 2) Захарченко Данил

3) Лучникова Алиса 4) Красикова Анна


- Какие слова называются сложными?

-Как они образуются?

- При помощи каких гласных соединяются корни?


Учитель:

- Слушаем 1 группу. Наденьте свою белую шляпу и поделитесь своими находками.

- Какие слова называются сложными?

-Как они образуются?

- При помощи каких гласных соединяются корни?



Слушаем 1 группу (БЕЛАЯ ШЛЯПА).


Учитель:

-А ребята, у которых ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА, посмотрели на эту проблему своим «цветным» взглядом и составили сложные слова.

- А какие, они нам сейчас покажут?

(На доску прикрепляю два слова: 1 желтая шляпа выходят к доске и прикрепляют новые слова )

вода падает

сталь варить

2 желтая шляпа выходят к доске и прикрепляют новые слова )

Сам катится

Пыль сосёт


3) 3 группа ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА – выявление позитивных сторон.

1) Ротько Лера 3) Ельчанинов Михаил

2) Вергунов Богдан 4) Балбуков Лёша


- Составить из двух слов сложные слова.

( Можно сгибать)

Вода падает О,А,Е,И (водопад) Сам катится О,А,И,Е (самокат)

Сталь варит О,А,И,Е (сталевар ) Пыль сосёт О,А,И,Е (пылесос)


4).4 группа ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА – выявление позитивных сторон.

1) Вивдыч Карина 3) Праскова Алиса 5) Часовская Мария

2) Литвинов Иван 4) Жанов Михаил 6) Алоян Арсэн


- Составить из двух слов сложные слова.

( Можно сгибать)

Вода падает О,А,Е,И (водопад) Сам катится О,А,И,Е (самокат)

Сталь варит О,А,И,Е (сталевар ) Пыль сосёт О,А,И,Е (пылесос)



Учитель:

- Ребята, у которых ЧЕРНАЯ ШЛЯПА, наденьте её, какие могут быть проблемы при написании сложных слов, озвучьте их.


Ученики:

- Соединительная гласная безударная, поэтому опасное место.

Какую надо писать букву О илиА, И или Е?

- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?


Учитель:

- Ребята, наденьте, пожалуйста, белую шляпу и ещё раз озвучьте, какие соединительные гласные могут только быть? (О,Е других не может быть)


2) 2 группа ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

1) Хмелев Михаил 3) Перехожева Настя

2) Власенко Лера 4) Сафонов Андрей


– Какие ошибки могут допустить ребята в данной орфограмме? Какие опасные места могут быть в сложных словах?


Вод.пад, пыл.сос, сам.кат, стал.вар.


- Соединительная гласная безударная, поэтому опасное место.

Какую надо писать букву О илиА, И или Е?

- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?


Учитель:

- А когда пишется соединительная гласная О? А когда Е?

Поделятся своими находками ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА



5) 5 группа – ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА – это новые предложения, идеи, наблюдения

1) Адамчук Полина 3) Севостьянова Катя

2) Шинкевич Саша 4) Копчиков Никита


- По наблюдайте и сделайте вывод, когда пишется соединительная гласная О, а когда Е ?

- Раздели слова на две группы: с соединительной гласной О и с соединительной гласной Е.


Водопад, пылесос, самокат, сталевар, кашевар, птицелов, лежебок.


Алгоритм действий при написании соединительной гласной О или соединительной гласной Е.


  1. Прочитай ( произнеси) слово.

  2. Убедись, что оно сложное, найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный (твёрдый или мягкий) оканчивается первый корень.

  4. Сделай вывод:

- Если первый корень оканчивается на твердый согласный звук, значит пишется соединительная гласная …….

- Если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, значит пишется соединительная гласная …….

- А также после непарных твёрдых согласных ….., ……, ….. пишется соединительная гласная …..


Учитель:

- Ребята, у которых СИНЯЯ ШЛЯПА сделайте вывод,

-Какие слова называются сложными?

- Какие соединительные гласные пишутся?

- Когда пишется соединительная гласная О, а когда Е?



6) 6 группа – СИНЯЯ ШЛЯПА – контролируют мыслительный процесс и делают вывод.


-Какие слова называются сложными?

- Какие соединительные гласные пишутся?

- Когда пишется соединительная гласная О, а когда Е?


Учитель:

- Группа распалась и все сели на свои места.







III стадия Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)


Учитель:

1) -Возвращаемся к высказывания «Верите ли вы?

9. В слове луноход корень – лун и ход. (+)

10 В слове землекоп – корень землекоп (-)

11. В слове листопад соединительная гласная А?


2) Возвращаемся к КЛАСТЕРУ

- Какую информацию мы должны убрать, так как она недействительна?

- А какой информации не хватает? ( когда пишется О,Е)

3) Сделаем вывод, глядя на КЛАСТЕР:

СЛОЖНЫЕ СЛОВА –это


4)Что вы записали в третьей колонке УЗНАЛ

Озвучьте.


Учитель:

5) - А сейчас, работаем в паре, у каждого на столе карточка -слово, нужно вставить соединительную гласную и выйти к доске и поместить это слово под соответствующую схему: ____ О_____, _____Е____


Карточки:

Сердцеед, землемер, скороход, овцевод, водолаз, овощевод, снегопад, мухомор, носорог, садовод, вездеход, змеелов, камнепад, пешеход, книголюб.


6) Синквейн


1. Слово

2. Сложное, слитное

3. называет, объясняет, обозначает

4. состоит из двух корней

5. название (сложение)


Рефлексия

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Мне показалось важным …

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!