СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие об обособлении. Обособленные определения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает усвоить учащимся правила на обособление определений и приложений.

Просмотр содержимого документа
««Понятие об обособлении. Обособленные определения»»

Урок-исследование на тему

«Понятие об обособлении. Обособленные определения»

(8-й класс)

На уроке используются приемы технологий развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, а также проблемный, эвристический, исследовательский, творческий методы обучения.

Цели и задачи:

  • вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения;

  • дать понятие об обособлении;

  • разобраться в случаях обособления определений; систематизировать полученные знания;

  • формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями;

  • развивать письменную и устную речь учащихся;

  • развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, навыки работы в группе;

  • воспитывать самостоятельность учащихся при работе над новой темой;

  • формировать эстетические чувства учащихся.

Оборудование: раздаточный материал; фотография «Родные просторы» (Горшеченский район); презентация материалов урока.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами повторения предыдущего материала.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, поисковый, творческий.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Формы, приемы и методы работы: психологическая, практическая подготовка учеников к учебной деятельности.

Учитель:

- Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем совместный урок.

Что я хочу от вас: я прошу, чтобы вы только со мной думали. Не будет ничего сверхсложного, сверхнепонятного. Просто мы посмотрим на некоторые вещи в рамках темы нашего занятия немножко по-другому.

(обращаю внимание на раздаточный материал…)

- Для дальнейшей работы я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека, с той целью, чтобы вы сами могли оценивать свою работу на протяжении всего урока. У каждого из вас «Оценочная карта». Запишите на ней свою фамилию. За правильный ответ, или письменное задание (+), если не ответили, потому что не знали или неправильно выполнили большую часть письменного задания – (-). Если вы знали ответ, поднимали руку, но вас не спросили - тоже (+). Таким образом, к концу занятия будет видно, какая группа работала наиболее активно. На основании ваших индивидуальных результатов, посовещавшись, вы выставите себе отметки за работу на уроке.



II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Цель: воспроизвести знания, умения учеников, необходимые для овладения новым материалом; проверить готовность к восприятию новой информации.

Учитель:

- Какой сегодня день (число и т.д.)?

запись числа в тетради

- Итак, мы зафиксировали дату нашего занятия.

- Скажите, какими важными юбилейными датами ознаменован 2013 год для всех нас, жителей Курского края?

(слайд 2)

Ответы учеников

Учитель:

- Молодцы! Вы помните эти даты. Это значит, что события, которые происходили на Курской земле ещё до вашего рождения не оставили вас равнодушными. И великие победы и достижения наших предков вы воспринимаете как свои собственные. Люди, которые вершили историю нашего края, являются примером для нас и для будущих поколений.

- Журналист и писатель М. Дудин сказал по этому поводу:

(слайд 3):

«Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего»

- Мне бы хотелось услышать, как вы понимаете эти слова?

Выслушиваются ответы учеников (Людям, которые ничего не знают о своих корнях, не пользуются опытом предыдущих поколений, зачастую приходится тяжело в жизни…)

- Пусть слова М.Дудина станут лейтмотивом нашего сегодняшнего занятия.

- Обратимся к языковой стороне этого высказывания. Ведь с точки зрения русского языка оно является, прежде всего, предложением.

- Мотивируйте знаки препинания в этом предложении

Ответы учеников

- Все знаки мотивированы, а, значит, вы непроизвольно включились в усвоение новой темы нашего занятия.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: дать понятие об обособлении, рассмотреть случаи обособления определений; развивать умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов, совершенствовать навыки работы в группе.



1.Целеполагание (слайд 3):

- Сегодня мы с вами приступим к изучению раздела «Обособленные члены предложения».

- Нам предстоит познакомиться с понятием «обособление» и рассмотреть случаи обособления некоторых второстепенных членов предложения. Каких именно членов, вы сами догадаетесь в ходе нашей работы.

- Какие главные члены предложения вы знаете ещё с начальной школы?

- Назовите второстепенные члены?

Отмечу, что обособленными могут быть только второстепенные члены.

- Итак, обратимся к понятию «ОБОСОБЛЕНИЕ»

2.Словарная работа

Учитель:

- Чтобы узнать точное значение слова или определения к чему мы должны обратиться?

- Заглянем в толковый словарь и найдем значение слова «ОБОСОБИТЬ»:

1) что-кого. Выделить из общего, создав особое от других положение. О.небольбшой участок в саду.

2) что. В грамматике: сделать самостоятельной (по интонации) составной часть предложения. О.определение

- Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия «обособление».

Ответы учеников

3.Работа с учебником

Учитель:

- Откройте учебник на странице 135, §47. Прочитайте, что такое обособление.

Один из учеников читает определение вслух

Учитель:

- Кстати, впервые термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский. В своей книге «Русский синтаксис в научном освещении», изданной ещё в 1914 году, отметил, что основным условием обособления является интонация.

4.Краткие сведения об Александре Матвеевиче Пешковском (слайд 4)

5. Приведение доказательства к словам ученого.

- Подтвердим это мнение на практике. Запишем предложение.

Ответы учеников, запись предложений:

Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

Наконец выплыл месяц,/тусклый и красный.



- Назовите главные члены в этом предложении.

- Есть ли здесь слова, поясняющие главный член - подлежащее?

- Поставьте «крестик» над подлежащим. Задайте вопрос от подлежащего.

- Как называется второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос (какой?)

- Что обозначает определение?

- Какой частью речи выражено?

- Как подчеркиваем определение?

Учитель:

- Посмотрите на слайд. Еще раз прочитайте, записанное нами предложение:

Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

- Менялась ли интонация в ходе чтения, приходилось ли делать паузы, повышать или понижать голос?

- А теперь посмотрите на второе предложение (слайд 5)

Наконец выплыл месяц, / тусклый и красный.

- Прочитайте предложение. Что происходит с интонацией в этом случае?

(мы интонационно выделяем определения (делаем паузу) На письме в этом случае мы ставим запятую, т.е. обособляем определения).

- Подтвердили ли мы утверждение А.М. Пешковского, что основным условием обособления является интонация?

6. Случаи обособления определений

Учитель:

- Разложите перед собой карточки из конверта «Случаи обособления определений», карточку №2

- Будем размышлять далее. Перед вами предложения с обособленными определениями. Попробуем выяснить причины обособления определений в каждом из них. Воспользуемся памяткой, которая подскажет, на что нужно обратить внимание

Памятка:

  • выясните, чем выражено определяемое слово и определение;

  • распространено ли определение ;

  • какое место занимает определение по отношению к определяемому слову;

  • каково значение определения

Карточка №2

1. Солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени (А.С. Пушкин)

(определяемое слово выражено сущ. в Р.п., определение – причастием с зависимыми словами; определение стоит после опрд-го слова, распространяет и поясняет определяемое слово, указывая на его признак)

Карточка

  1. Обособляются и выделяются на письме запятыми

распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого слова

2. Ветер, холодный, пронизывающий, засвистал на корме (Ф. Панферов)

Узорчатые края облаков, пушистые и легкие, изменялись с каждым мгновением (И. Тургенев)

(в 1-м предлжении определяемое слово выражено им. сущ.; опредления –прилаг. , причастием; стоят после определяемого слова, поясняя его, указ. на признаки)



Карточка

  1. Обособляются и выделяются на письме запятыми

одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение

3.Усталая, она не могла идти дальше.

Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. (Л. Толстой)

Карточка

  1. Обособляются и выделяются на письме запятыми

одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению

4.Вошёл человек, лет шестидесяти, в коричневом фраке, и сел рядом с Иваном.

Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. (Д. Гранин)

Карточка

  1. Обособляются и выделяются на письме запятыми

Несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений



IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Работа в группах



Задания для 1-й группы (Выписать предложения, которые иллюстрируют первый случай обособления определений: распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова)

1. Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом

(М.Ю. Лермонтов)

2. Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на жёлтом песке аллей

(А.П. Чехов)

3. Рассвет сопровождается дождем; мелкий, холодный, он иголками колет лицо.(Е. Федоров)

Задания для 2-й группы (одиночные согласованные определения, если их два и больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ними уже есть определение)

1.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю (А.П. Чехов)

2.Молодому человеку, влюблённому, невозможно не проболтаться

(А.П. Чехов)

3.Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить (М.А. Шолохов)

Задания для 3-й группы (одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению)

1.А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой

(М.Ю. Лермонтов)

2.Рослый широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову

(М.А. Шолохов)

3.Ветер, сырой, холодный и пронизывающий, стучит в окно (А.П. Чехов)

Задания для 4-й группы (несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже; или сочетанием существительного с прилагательным или существительного с числительным, если они имеют характер дополнительных разъяснений)

1.Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал эту книгу.

2.Маша, в ярком, сверкающем костюме, выделялась в толпе гостей.

3.Всегда уверенная в себе, на этот раз она испугалась.

Задание для 5-й группы=3

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ



V.РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Учитель:

- Привнесем лирическую нотку! Вернемся к близкой всем нам теме….

- Каждому из нас этот край по-своему дорог. Ведь Горшеченские просторы порой поражают своей красотой.

Задание. Посмотрите на фотографию: это один из уголков нашей родной земли. Прочитайте отрывок из стихотворения, посвященного Курскому краю.

- Какие мысли и чувства вложил автор в эти строки?

Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения. Если вы разделяете эмоции автора, постарайтесь передать это , подбирая нужную интонацию при чтении (в этом вам помогут и знаки препинания)

Выразительное чтение стихотворения вслух (1 – 2 уч.)

Учитель:

- Обратимся к языковой стороне стихотворения.

- Назовите определения, при помощи которых автор характеризует любимый край: «Мой район Горшеченский равнинный! –определение имеет тесную смысловую связь с определяемым словом, интонационно строка произносится на одном дыхании, нет пауз; здесь каждое слово без другого теряет часть смысла – нет обособления.

VI. ОБЩИЙ ВЫВОД. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

- Что повторили? Что нового узнали?...

- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения.

3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!