Трофимюк Алла Константиновна
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
АННОТАЦИЯ
Целью методической разработки является знакомство студентов с понятием и типами темперамента, а также с проявлением индивидуальных психологических особенностей детей различных типов темперамента в процессе воспитания и обучения.
Данная разработка может быть использована студентами СПОУ при подготовке к семинарским занятиям по данной теме.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми. Темперамент человека выражается через скорость мышления, качество запоминания, остроту восприятия, богатство воображения; проявляется в активности поведения и эмоциональности индивида.
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он впервые описал основные типы темперамента, дал им характеристики и связал с соотношением различных жидкостей - крови, желчи, лимфы. Отсюда латинское название "temperamentum" – "соотношение".
И.П.Павлов объяснил четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют описанным древнегреческими мыслителями четырем типам темперамента, особенностями протекания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Для описания и исследования типов темперамента И.П.Павлов использовал три основные характеристики:
1. Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От интенсивности этих процессов зависит работоспособность нервных клеток и всей нервной системы человека, способность выдерживать физические и нервные нагрузки, а также активно заниматься какой-либо деятельностью. Сила процессов возбуждения проявляется в способности человека прикладывать усилия к решению определенной задачи. Сила процессов торможения – в способности длительное время сосредотачиваться на определённой деятельности;
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
Эти процессы могут быть между собой уравновешены или один процесс (возбуждение или торможение) преобладать над другим;
3. Подвижность процессов возбуждения и торможения определяется скоростью смены одного процесса другим. Благодаря подвижности процессов возбуждения и торможения человек легко переключается с одного вида деятельности на другой.
В зависимости от сочетания этих трех характеристик между собой Иван Петрович Павлов выделил три сильных и один слабый тип высшей нервной деятельности. Сильные: холерик, сангвиник и флегматик, слабый - меланхолик.
1. Сангвинический тип темперамента (sangva – кровь)– сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно, уравновешены между собой и быстро сменяют друг друга.
Людям данного типа темперамента присущи высокая нервно-психическая активность, эмоциональность (но переживания относительно неглубоки, неудачи переживаются достаточно легко), гибкий ум. Они хорошо приспосабливаются к смене ситуации, оптимистичны, общительны, обладают чувством юмора, однако, остро реагирует на критику. Отличаются подвижностью и выразительностью мимики и речи.
Сангвиники легко обучаются, чувствуют себя уверенно, если деятельность носит творческий характер, любят, чтобы их хвалили, привыкают к хорошим оценкам; однако, испытывают недостаток терпения и настойчивости, стремятся к частой смене впечатлений, поэтому однообразие в обучении может привести к потере интереса. На музыкальных занятиях дети с преобладанием сангвинического типа темперамента, не любят работать над техникой исполнения, в следствии невнимательности, разучивают произведение с ошибками. Имеют хорошее чувство ритма, однако, темп не выдерживают, стремясь ускорить его; любят разучивать произведения яркие, но не хватает глубины и основательности в исполнении.
Педагогу желательно поощрять настойчивость и стремления учеников данного типа темперамента, строить с ними доверительные и уважительные отношения, но быть требовательными в процессе обучения.
К данному типу темперамента относят итальянского композитора Джоаккино Антонио Россини (1792 —1868 гг.). Он искренне радовался успехам, как своих друзей, так и врагов, которых никогда не воспринимал всерьёз. В своей жизни Россини не имел внутренних разладов, и самобичевания. "Он твёрдо знал – если произведение терпит неудачу, то виноваты в этом либо публика, которая не смогла понять его музыкальных мыслей, либо он сам, если музыка была им написана без увлечения. А это, по его мнению, не является поводом для уныния" [10, с.255].
2. Холерический тип темперамента (hole – желчь)– сильный, неуравновешенный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно, при абсолютном преобладании возбуждения. У людей холерического типа темперамента высокий уровень нервно-психической активности. Холерику присущи глубокие эмоциональные переживания, высокая восприимчивость, самоотдача, открытость, и вместе с тем, прямолинейность, горячность, несдержанность, вспыльчивость, конфликтность, быстрая и резкая смена настроений.
Холерики отличаются хорошими организаторскими способностями, склонностью к лидерству, стремлением достичь результата любыми способами. Высокая работоспособность имеет цикличный характер: периоды подъема резко могут сменяться периодами спада. Ребёнка с холерическим темпераментом переполняют эмоции, для него характерно критичное отношение к окружающим, поэтому в общении с ним нужно быть ровным, искренним, нельзя провоцировать на грубость.
В процессе обучения ребенок-холерик трудолюбив, настойчив, начальный этап обучения проходит за короткий срок. Упорно работает над техникой исполнения музыкального произведения. Исполнение отличается музыкальностью, страстностью и образностью.
Необходимо организовать обучение так, чтобы развивать в ребенке умение спокойно, обдуманно, полно отвечать на вопрос. В поведении необходимо требовать спокойствия, аккуратности, обязательности, и вместе с тем поощрять активность, желание двигаться вперед, стремление к новизне, всяческие попытки к творчеству.
3. Флегматический тип темперамента (flegma – слизь)– сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены сильно с преобладанием торможения, процессы сменяют друг друга медленно. У людей с данным типом темперамента наблюдается неумение переключаться с одного вида деятельности на другой, склонность к консерватизму, к однообразию. У них низкий уровень эмоциональности, поэтому невыразительность мимики, речи и движений. Флегматики способны к длительному напряжению, долгой, скрупулезной работе, обладают умением обдумывать свои решения. Им присущи такие качества как рассудительность, терпение, спокойствие и уравновешенность, они строго придерживаются определённых правил.
В общении - доброжелательны, бесконфликтны, имеют устойчивые интересы, постоянны в дружбе, однако, проявляют недостаточную гибкость в отношениях с людьми. Поэтому педагог должен проявлять по отношению к ученику активную заинтересованность, сопереживание и постоянно активизировать работу, воодушевлять его на учебный процесс.
Состояние спокойной сдержанности флегматиков благотворно влияет на сценические выступления. Исполнение характеризуется точностью воспроизведения музыкальных элементов. Благодаря этому музыка в исполнении флегматиков интересна, но несколько грубовата и прямолинейна, нет ощущения целостности.
Характерные для флегматического темперамента черты преобладали у русского поэта, баснописца Ивана Андреевича Крылова; русского писателя и литературного критика Ивана Александровича Гончарова; у великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
4. Меланхоличный тип темперамента (melanhole – черная желчь) - слабый тип высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения выражены слабо, с преобладанием торможения, психические процессы сменяют друг друга медленно. У людей меланхолического типа темперамента низкий уровень нервно-психической активности, низкая работоспособность, высокая утомляемость, сложная и недоступная наблюдению внутренняя жизнь, повышенная тревожность. Им характерна стойкость чувств, при слабом внешнем их проявлении. Меланхолики склонны к глубоким внутренним переживаниям, к самоанализу, преувеличению проблем, к занижению самооценки. У них наблюдается невыразительность мимики, речи, приглушенность моторики, замкнутость, недоверчивость. Высокая восприимчивость красоты природы, способность к сопереживанию, мягкость и деликатность меланхолика создают условия для тонкого понимания искусства и художественно-творческой деятельности.
Дети меланхолического типа темперамента чуткие, доброжелательные, однако очень ранимы и обидчивы. Поэтому для обучения – самый сложный тип темперамента. Этот ребенок испытывает страх перед учителем. У меланхоликов преобладают негативные эмоции, причём, они глубоки и устойчивы. Таким детям постоянно нужны поощрения. Во время занятий музыкой не любят заниматься техникой. Их больше привлекают лирические произведения. На уроках бывают всплески – появляется заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие.
Учащимся с данным типом темперамента присуще хорошее чувство ритма, выразительность исполнения. Меланхолики любят всё фантастическое. Таких детей характеризует низкий темп деятельности. Они тонко чувствует музыку. Преподавателям необходимо правильно дозировать нагрузки, имея в виду, что меланхолики не выносят больших перегрузок и длительного напряжения.
К данному типу темперамента относят выдающегося композитора и исполнителя Фредерика Шопена (1810-1849гг.). "По воспоминаниям современников Шопен был очень чувствителен, хрупок и раним. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента" [10, с.246]. Он не любил большие многолюдные аудитории и в полной мере раскрывался в игре перед небольшим количеством близких друзей. "Черты меланхолического темперамента с присущими ему переживаниями грусти, склонностью к одиночеству, деликатностью и простотой в общении мы находим в личности П.И.Чайковского" [там же, с.251].
Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, человек c холерическим темпераментом может быть несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни
У большинства людей наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Каждый тип темперамента проявляется в определенных ситуациях, однако, не определяет содержательную сторону личности, он не может быть оценен как хороший или плохой, однако, влияет на становление личности в условиях тех или иных воспитательных воздействий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСтОЧНИКОВ
1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
2. Котова И.А. Психология. Серия «Среднее профессиональное образование» / И.А. Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 480с.
3. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. / В. И. Петрушин - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. - 400 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е 1946 г. /С.Л.Рубинштейн - СП-б.: Питер, 2002. - 720 с. – (электронный ресурс) – Режим доступа: rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf