СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие как форма усвоения знаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогике понятие-это «форма научного знания, отра­жающая объективно существенное в вещах и явлениях и закреп­ляемая специальными терминами или обозначениями. В отли­чие от чувственных образов (ощущений и восприятия) понятие не есть нечто непосредственное, взятое во всем многообразии его качественных особенностей. Из всего этого многообразия понятие отвлекает существенное и тем самым получает значе­ние; всеобщности, в чем и состоит его главная отличительная черта». В системе знаний об объектах и явлениях окружающего ми­ра понятия играют важную роль, так как они служат опорным моментом в познании реальной действительности и являются своеобразным итогом познания ее.

В школьном курсе начального природоведения формируются в основном первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опи­раются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечи­вают переход от понятия явления к его сущности. Первичные наблюдения за различным состоянием воды, например, еще не позволяют  установить  осознанно    причины    изменения   воды.

Школьники не могут объяснить характерных признаков воды, снега, тумана, льда, так как у них сформированы только обоб­щенные представления. В процессе дальнейшей практической работы и наблюдений накапливаются знания о том, что эти объекты состоят из одного вещества, имеют различное состоя­ние в зависимости от разной температуры среды. После этого на основе представлений формируются первоначальные науч­ные понятия о свойствах воды.

Главная особенность первоначальных понятий состоит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется перво­начальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школь­ников чувственной основе. Например, до II класса учащиеся уже имеют определенные представления о природе, о многооб­разии ее представителей. Но только во II классе они изучают первоначальные научные понятия «природа неживая», «приро­да живая», т. е. впервые начинают осознавать, что все много­образие предметов природы можно четко разделить на две ка­тегории: неживое и живое. Таким образом, усвоение первона­чальных научных понятий обусловливает переход младших школьников к научному познанию объектов и явлений реальной действительности.

К первоначальным научным понятиям о природе и ее ис­пользовании человеком в начальной школе можно отнести та­кие: «неживая природа», «живая природа», «сезонные измене­ния в природе», «части растения», «карта», «полезные ископае­мые», «почва», «смена дня и ночи», «смена времен года», «фор­мы поверхности».

Природоведческие понятия в зависимости от различного ко­личества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями имеют свою характеристику: для них ха­рактерно содержание, объем, связи и отношения с другими по­нятиями.

Под содержанием понятия подразумевается совокупность существенных свойств класса предметов и явлений, отражае­мых в сознании с помощью данного понятия. По содержанию понятия в науке делятся на простые и сложные. В применении к начальному природоведению простые понятия включают в себя один элемент знания о предмете или явлении природы. Так, понятие «линия горизонта» характеризуется как вообра­жаемая линия кажущегося соединения неба с землей. Каждое понятие постепенно развивается, усложняется. Простое, началь­ное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми элементами (понятиями), образует сложное.