СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Семейное воспитание и характер ребенка"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для общешкольного родительского собрания на тему : "Семейное воспитание и характер ребенка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Семейное воспитание и характер ребенка"»

             Родительское собрание  Педагог-психолог: Буздина Н.В.   2013 г. «Семейное воспитание и характер ребенка»

Родительское собрание

Педагог-психолог: Буздина Н.В.

2013 г.

«Семейное воспитание и характер ребенка»

Семья – это место рождения и основная среда обитания ребенка.

Семья – это место рождения и основная среда обитания ребенка.

 В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это первая школа отношений с людьми.  Семья основывается на чувстве любви: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать.

В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья - это первая школа отношений с людьми.

Семья основывается на чувстве любви: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать.

Чувство любви сопровождает ребенка начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство надежности, защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей. Благоприятная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Важна мера проявления чувства.
  • Чувство любви сопровождает ребенка начиная с внутриутробного существования до взрослости.
  • Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему чувство надежности, защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
  • Благоприятная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Важна мера проявления чувства.
Ребенок недополучивший родительской любви -  вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда, наоборот, замкнутым, чрезмерно застенчивым.

Ребенок недополучивший родительской любви -

вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда, наоборот, замкнутым, чрезмерно застенчивым.

Ребенок выросший в атмосфере чрезмерной любви заласконности, благоговения и почитания -  развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.  Если в семье нет должной гармонии чувств, то семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Ребенок выросший в атмосфере чрезмерной любви заласконности, благоговения и почитания -

развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет должной гармонии чувств, то семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Что значит любить своего ребенка?   Кто-то скажет, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи… А в последнее время все чаще говорят, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю».  Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни и не раз.

Что значит любить своего ребенка?

  • Кто-то скажет, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи… А в последнее время все чаще говорят, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю».
  • Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни и не раз.
Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания. Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей. Приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего ребенка. Избалованность, изнеженность. Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей. Авторитаризм, безнаказанность, всепрощенство. Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семьи. Отсутствие нормального психологического климата в семье. Отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий Противоправное поведение взрослых.

Наиболее распространенные негативные факторы семейного воспитания.

  • Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей. Приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего ребенка.
  • Избалованность, изнеженность.
  • Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей.
  • Авторитаризм, безнаказанность, всепрощенство.
  • Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семьи.
  • Отсутствие нормального психологического климата в семье.
  • Отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий
  • Противоправное поведение взрослых.
Два известных психолога А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.  Гипопротекция Доминирующая гиперпротекция  Потворствующая гиперпротекция  Симбиоз Эмоциональное отвержение  Жестокие взаимоотношения Повышенная моральная ответственность

Два известных психолога А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

  • Гипопротекция
  • Доминирующая гиперпротекция
  • Потворствующая гиперпротекция
  • Симбиоз
  • Эмоциональное отвержение
  • Жестокие взаимоотношения
  • Повышенная моральная ответственность
Гипопротекция -  недостаток опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Ему уделяют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. Это приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

Гипопротекция -

недостаток опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. Ему уделяют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность. Это приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

Доминирующая гиперпротекция – это повышенное, обостренное внимание и забота о ребенке, чрезмерная опека и контроль поведения, запреты, ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. При взаимодействии родителя и ребенка бросается в глаза обилие требований, указаний, наставлений. В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается, стремится задействовать ребенка как исполнителя. Это приводит к безынициативности ребенка, неумению постоять за себя, ребенок часто несамостоятелен, нерешителен, либо к протестным реакциям со стороны ребенка.

Доминирующая гиперпротекция

  • это повышенное, обостренное внимание и забота о ребенке, чрезмерная опека и контроль поведения, запреты, ограничения.
  • Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. При взаимодействии родителя и ребенка бросается в глаза обилие требований, указаний, наставлений. В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается, стремится задействовать ребенка как исполнителя.
  • Это приводит к безынициативности ребенка, неумению постоять за себя, ребенок часто несамостоятелен, нерешителен, либо к протестным реакциям со стороны ребенка.
Потворствующая гиперпротекция – Так называется воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. При взаимодействии родителя с ребенком часты суетливость вокруг ребенка: «Хочешь конфетку», «Давай разденемся», «Возьми с собой пенал», «Ты не устал», «Тебе не холодно» и т.д. При столкновении интересов родителя и ребенка, родитель склонен уступать ребенку. Результат такого воспитания, стремление ребенка к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. Ребенок недостаточно уверен в себе, самооценка неадекватно завышена. Ребенок может испытывать сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Потворствующая гиперпротекция

  • Так называется воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.
  • При взаимодействии родителя с ребенком часты суетливость вокруг ребенка: «Хочешь конфетку», «Давай разденемся», «Возьми с собой пенал», «Ты не устал», «Тебе не холодно» и т.д.
  • При столкновении интересов родителя и ребенка, родитель склонен уступать ребенку.
  • Результат такого воспитания, стремление ребенка к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы. Ребенок недостаточно уверен в себе, самооценка неадекватно завышена. Ребенок может испытывать сложности во взаимоотношениях со сверстниками.
Симбиоз – это разновидность гиперопеки. Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать рядом, лишить самостоятельности. Он преуменьшает способности и потенциал ребенка, что приводит к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни. Мать испытывает тревогу, если у нее возникает ощущение, что ребенок отдаляется от нее или в чем-то может обходиться самостоятельно. Ребенок, как правило, часто слишком привязан к своему родителю, не может принимать самостоятельные решения, избегает контактов с другими людьми, довольствуясь обществом родителя. Эту разновидность взаимодействия легко узнать по частому «мы», произносимому родителем (а иногда и ребенком). В совместной работе родитель и ребенок часто понимают друг друга без слов. Дети таких родителей обычно тяжело переносят разлуку с матерью. Бывают случаи, что ребенок необщителен, что у него нет друзей.

Симбиоз

  • это разновидность гиперопеки.
  • Родитель стремится привязать ребенка к себе, удержать рядом, лишить самостоятельности. Он преуменьшает способности и потенциал ребенка, что приводит к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни.
  • Мать испытывает тревогу, если у нее возникает ощущение, что ребенок отдаляется от нее или в чем-то может обходиться самостоятельно.
  • Ребенок, как правило, часто слишком привязан к своему родителю, не может принимать самостоятельные решения, избегает контактов с другими людьми, довольствуясь обществом родителя. Эту разновидность взаимодействия легко узнать по частому «мы», произносимому родителем (а иногда и ребенком). В совместной работе родитель и ребенок часто понимают друг друга без слов.
  • Дети таких родителей обычно тяжело переносят разлуку с матерью. Бывают случаи, что ребенок необщителен, что у него нет друзей.
Эмоциональное отвержение – Ребенок тяготит родителей. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Родитель часто раздражается, когда ребенок обращается к нему: «Отстань, делай как знаешь, сколько можно меня дергать.» Зачастую родитель избегает телесного контакта с ребенком. Родитель часто отрицательно оценивают то, что делает ребенок. Дети по-разному могут реагировать на такой тип родительского отношения: одни протестуют и устойчиво нарушают поведение, другие замыкаются в себе и уходят в мир фантазий, третьи, проводят много времени вне семьи, избегая контакта с родителем. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. У ребенка в этой ситуации фрустрирована потребность в любви, что приводит в дальнейшем к неумению устанавливать теплые и доверительные отношения с окружающими.

Эмоциональное отвержение

  • Ребенок тяготит родителей. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Родитель часто раздражается, когда ребенок обращается к нему: «Отстань, делай как знаешь, сколько можно меня дергать.» Зачастую родитель избегает телесного контакта с ребенком. Родитель часто отрицательно оценивают то, что делает ребенок.
  • Дети по-разному могут реагировать на такой тип родительского отношения: одни протестуют и устойчиво нарушают поведение, другие замыкаются в себе и уходят в мир фантазий, третьи, проводят много времени вне семьи, избегая контакта с родителем.
  • Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка. У ребенка в этой ситуации фрустрирована потребность в любви, что приводит в дальнейшем к неумению устанавливать теплые и доверительные отношения с окружающими.
Жестокие взаимоотношения – могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

Жестокие взаимоотношения

  • могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытым, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Повышенная моральная ответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми. Дети по-разному реагируют на такой стиль отношения. ребенок не выдерживает бремени ответственности, что приводит к появлению у него различных затяжных невротических реакций и иногда к полному отказу брать на себя какую бы то ни было ответственность за свое поведение. Ребенок становится агрессивным по отношению к объекту опеки (к матери или младшему ребенку) или к окружающим. Часто испытывают возмущение или ненависть.

Повышенная моральная ответственность

  • от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности ребенка возлагают на него ответственность за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи». Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или престарелыми.
  • Дети по-разному реагируют на такой стиль отношения. ребенок не выдерживает бремени ответственности, что приводит к появлению у него различных затяжных невротических реакций и иногда к полному отказу брать на себя какую бы то ни было ответственность за свое поведение.
  • Ребенок становится агрессивным по отношению к объекту опеки (к матери или младшему ребенку) или к окружающим. Часто испытывают возмущение или ненависть.
Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать.  Конфликтная, напряженная обстановка между родителями делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным.  Трения между супругами травмирующе влияют на ребенка.

Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать.

Конфликтная, напряженная обстановка между родителями делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным.

Трения между супругами травмирующе влияют на ребенка.

 Выделяют 4 детские роли:   «Козел отпущения» - когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.  «Бэби» - В этой роли ребенок отдален от родителей. Он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель» - ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Выделяют 4 детские роли:

  • «Козел отпущения» - когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
  • «Бэби» - В этой роли ребенок отдален от родителей. Он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
  • «Примиритель» - ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Анкета

Анкета

Выделяют 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей. Авторитарные родители  Снисходительные родители  Снисходительные родители

Выделяют 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

  • Авторитарные родители
  • Снисходительные родители
  • Снисходительные родители
Авторитарные родители –  раздражительные, склонные к конфликтам дети.  Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Авторитарные родители

раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители –  импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

Снисходительные родители

импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

Авторитетные родители –  инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям, им легче наладить хорошие отношения со сверстниками.

Авторитетные родители

инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям, им легче наладить хорошие отношения со сверстниками.

Принципы семейного воспитания.   Методы воспитания у матерей и отцов должны быть согласованны. Они должны придерживаться четкой воспитательной позиции. Родители должны оказывать влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Родители должны стараться, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность. Родители должны стремиться обосновывать свою точку зрения и одновременно быть готовыми обсудить ее с детьми, выслушать их аргументацию. родители должны уметь выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку, испытывать удовлетворение и гордость от успехов детей.

Принципы семейного воспитания.

  • Методы воспитания у матерей и отцов должны быть согласованны. Они должны придерживаться четкой воспитательной позиции.
  • Родители должны оказывать влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них.
  • Родители должны стараться, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.
  • Родители должны стремиться обосновывать свою точку зрения и одновременно быть готовыми обсудить ее с детьми, выслушать их аргументацию.
  • родители должны уметь выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку, испытывать удовлетворение и гордость от успехов детей.
Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего. Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Уважение к личности должно быть положено в основу семейного воспитания. Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей. Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
  • Уважение к личности должно быть положено в основу семейного воспитания.
  • Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!