СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портрет в изобразительном искусстве. Презентация к уроку»

Портрет в изобразительном искусстве

Портрет в

изобразительном искусстве

Портрет — это антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.  Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. В старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Название жанра происходит от старофранцузского слова portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Франс Хальс «Смеющийся кавалер»

Портрет — это антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера.

Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. В старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность».

Название жанра происходит от старофранцузского слова portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту».

Франс Хальс «Смеющийся кавалер»

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров в эпоху ренессанса. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.   Диего Веласкес «Папа Иннокентий Х»

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров в эпоху ренессанса.

Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии.

Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Диего Веласкес «Папа Иннокентий Х»

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена — историк Андре Фелибьен). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, отделив от него изображения животных и растений.   Валентин Серов «Девочка с персиками»

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена — историк Андре Фелибьен).

Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, отделив от него изображения животных и растений.

Валентин Серов

«Девочка с персиками»

Классификация — какими бывают портреты?

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный . Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.   Жан-Марк Натье «Портрет Екатерины I»

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный .

Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Жан-Марк Натье

«Портрет Екатерины I»

Камерные портреты более лиричны, интимны. Владимир Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Владимир Боровиковский

«Портрет М. Лопухиной»

Среди парадных выделяют: - коронационные и их разновидность — тронные; - придворные; - конные; - военные (они тоже могут быть конными).   Жак-Луи Давид «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»

Среди парадных выделяют:

- коронационные и их разновидность — тронные;

- придворные;

- конные;

- военные (они тоже могут быть конными).

Жак-Луи Давид

«Бонапарт на перевале Сен-Бернар»

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей. Тициан. «Портрет Федерико II Гонзага, герцога Мантуи»

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный.

Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Тициан.

«Портрет Федерико II Гонзага,

герцога Мантуи»

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.   Питер Пауль Рубенс. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Парадные картины писались, как правило, в полный рост.

Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными.

Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Питер Пауль Рубенс.

«Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма. Пармиджанино. «Автопортрет в зеркале» («Автопортрет в выпуклом зеркале»)

Особый вид — портретная миниатюра.

Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Пармиджанино. «Автопортрет в зеркале» («Автопортрет в выпуклом зеркале»)

Виды портрета (поджанры) Портретный жанр включает около десяти поджанров, выделившихся в различные эпохи. Основные из них:

Виды портрета

(поджанры)

Портретный жанр включает около десяти поджанров, выделившихся в различные эпохи.

Основные из них:

Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.   Зинаида Серебрякова. «Автопортрет в костюме Пьеро»

Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.

Зинаида Серебрякова.

«Автопортрет в костюме Пьеро»

Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.   Рембрандт. «Саския в образе Флоры»

Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже.

В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.

Рембрандт. «Саския в образе Флоры»

Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Иногда, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими .   Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний.

Иногда, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими .

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»

Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.   Ян ван Эйк. «Мадонна канцлера Ролена»

Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.

Ян ван Эйк.

«Мадонна канцлера Ролена»

Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц. Диего Веласкес. «Менины»

Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.

Диего Веласкес. «Менины»

Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами. Ян ванн Эйк. «Чета Арнольфини»

Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.

Ян ванн Эйк. «Чета Арнольфини»

Пьеро делла Франческа. «Герцог и герцогиня Урбинские» («Федериго да Монтефельтро с супругой», пандан) Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.

Пьеро делла Франческа.

«Герцог и герцогиня Урбинские»

(«Федериго да Монтефельтро

с супругой»,

пандан)

Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов.

(Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.

Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.   Диего Веласкес. «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского»

Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи.

Есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.

Диего Веласкес. «Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского»

Томас Гейнсборо. «Мистер и миссис Эндрюс» Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).

Томас Гейнсборо. «Мистер и миссис Эндрюс»

Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).

Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы. Владимир Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида.

Представляет прогуливающегося на фоне природы.

Владимир Боровиковский.

«Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ. Иван Крамской. «Портрет крестьянина»

Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.

Иван Крамской. «Портрет крестьянина»

Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.   Иван Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского.

Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Иван Аргунов.

«Портрет неизвестной крестьянки

в русском костюме»

Автопортрет — изображение художником самого себя. Альбрехт Дюрер. «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Автопортрет — изображение

художником самого себя.

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.   Караваджо. «Больной Вакх» («Автопортрет в зеркальном отражении»)

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

Караваджо. «Больной Вакх»

(«Автопортрет в зеркальном отражении»)

История портретного жанра

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным. В Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.   Джотто. «Портрет Данте Алигьери»

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным.

В Средневековье вообще практически сошло со сцены.

Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Джотто. «Портрет Данте Алигьери»

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в три четверти.   Рафаэль Санти. «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне»

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах.

Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в три четверти.

Рафаэль Санти.

«Портрет графа Бальдассаре Кастильоне»

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.   Луи Токке. «Портрет дофина Людовика»

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты.

Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Луи Токке. «Портрет дофина Людовика»

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм. Рембрандт. «Портрет старика»

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Рембрандт. «Портрет старика»

Франсуа Буше. «Портрет мадам Помпадур» Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Франсуа Буше.

«Портрет мадам Помпадур»

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.   Орест Кипренский. «Портрет А. С.Пушкина»

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

Орест Кипренский.

«Портрет А. С.Пушкина»

Василий Перов. «Портрет Достоевского» С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции. Портрет. Василий Перов. «Портрет Достоевского»

Василий Перов.

«Портрет Достоевского»

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции. Портрет. Василий Перов. «Портрет Достоевского»

Берта Моризо. «Эжен Мане с дочерью в Буживале» Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Берта Моризо.

«Эжен Мане с дочерью

в Буживале»

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Гюстав Курбе «Отчаяние. Автопортрет» Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Гюстав Курбе

«Отчаяние. Автопортрет»

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, искажали пропорции, создавали образы из кубических форм   Борис Григорьев. «Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда»

Другие экспериментировали с цветом, искажали пропорции, создавали образы из кубических форм

Борис Григорьев. «Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда»

Брайан Орган «Чарльз, принц Уэльский» Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Брайан Орган

«Чарльз, принц Уэльский»

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами. Великолепные образцы жанра созданы: Леонардом да Винчи; Рафаэлем Санти; Тицианом; Рембрандтом; Питером Паулем Рубенсом; Диего Веласкесом; Карлом Павловичем Брюлловым; Ильёй Репиным; Валентином Александровичем Серовым; Винсентом ван Гогом Илья Репин. «Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

Леонардом да Винчи;

Рафаэлем Санти;

Тицианом;

Рембрандтом;

Питером Паулем Рубенсом; Диего Веласкесом;

Карлом Павловичем Брюлловым;

Ильёй Репиным;

Валентином Александровичем Серовым;

Винсентом ван Гогом

Илья Репин. «Портрет композитора

Модеста Петровича Мусоргского

Джон Сингер Сарджент. «Мадам X» («Портрет мадам Икс»). Скандальная первоначальная и исправленная версии Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента.

Джон Сингер Сарджент. «Мадам X»

(«Портрет мадам Икс»).

Скандальная первоначальная

и исправленная версии

Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например: нидерландцы Ян ван и Ян Вермеер; французы Жан-Марк Натье и Луи Токке; англичанин Томас Гейнсборо; русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий, Орест Адамович Кипренский, Владимир Лукич Боровиковский, Василий Андреевич Тропинин.   Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой»

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области.

Например: нидерландцы Ян ван и Ян Вермеер; французы Жан-Марк Натье и Луи Токке; англичанин Томас Гейнсборо; русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий, Орест Адамович Кипренский, Владимир Лукич Боровиковский, Василий Андреевич Тропинин.

Ян Вермеер.

«Девушка с жемчужной серёжкой»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!