Обучающий семинар на тему:
«Портфолио как форма презентации опыта профессиональной деятельности педагогического работника»
Заведующий учебно-методическим кабинетом Юсупова-Вельгорская Л.А.,
методист Яйлонова Л.В.
Портфолио педагогического работника – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который может рассматриваться как форма оценки работы педагогического работника при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории или занимаемой должности.
ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
формирование профессиональных характеристик педагогического работника;
развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций;
повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности;
содействие профессиональному росту педагогических работников.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)
- личные данные;
- копия диплома об образовании;
- копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии грамот и дипломов и т.д.
1. Общие сведения о педагогическом работнике
2. Акмеологиче-ская карта профессиональ-ной деятельности педагогического работника.
Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: методические рекомендации, сектор аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров МОН ДНР, 2015. – 104 с. (Приложение 19)
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 1 Результативность формирования профессиональных компетенций
№ №
п/п
Достижения в аттестационный период
1
1.1
2015-2016
Результаты комплексных контрольных работ (аккредитация, самоанализ), директорских контрольных работ:
2016-2017
Качество знаний %
1.2
2017-2018
Успеваемость %
2
2018-2019
Результаты итогового контроля, результаты годового оценивания, государственной итоговой аттестации:
2.1
2019-2020
2.2
Качество знаний %
3
Успеваемость %
Результаты защиты курсовых проектов
3.1
Качество знаний %
3.2
4
Успеваемость %
Результаты защиты дипломных проектов
4.1
4.2
Качество знаний %
Успеваемость %
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 1.1 - Официально зафиксированные достижения студентов в олимпиадах, конкурсах, конференциях:
1.1.1. олимпиады:
Дата
Название олимпиады
Фамилия, имя участника
Группа
Уровень проведения
Результат
1.1.2. конкурсы:
Дата
Название конкурса
Фамилия, имя участника
Группа
Уровень проведения
Результат
1.1.3. конференции:
Дата
Название конференции
Фамилия, имя участника
Группа
Тема
работы
Уровень
проведения
Результат
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 1.2 - Организация просветительско-воспитательной работы со студентами, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни
Дата
Группа
Название мероприятия
Место проведения
Результат
Таблица 1.3 - Наличие системы работы с одаренными студентами (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Группа
Ф.И.О. обучающегося
Вид деятельности
Тема работы
Сроки выполнения, результат
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 1.4 - Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности
Год
Группа
Кол-во часов
Название кружка, клуба, спецкурса и т.д.
Направленность
Таблица 1.5 - Организация воспитательной работы по предмету (дисциплине) в рамках предметных недель и месячников
Дата
Группа
Название мероприятия
Место проведения
Итоги, результат
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 2 – Результативность в учебно-методической работе
Таблица 2.1 - Наличие персонально разработанных программ учебных курсов, прошедших рецензирование. Разработка авторских программ, научно-методических материалов
№
п/п
Дата
Название разработки
Основная цель разработки
Дисциплина
Специаль-ность
Кем утверждена, рекомендована, апробирована, внедрена (Ф.И.О., название организации)
Таблица 2.2 - Разработка заданий к проведению контрольных работ (директорских, комплексных, текущих, итоговых и пр.)
№
Дата
Вид контроль-ной
работы
Дисциплина
Специальность
Рецензенты, кем рассмотрена и утверждена, дата утверждения
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 2.3 - Разработка заданий, методических рекомендаций к курсовому, дипломному проектированию
№
п/п
Дата
Название рекомендаций
Дисциплина
Специальность
Кем утверждены, рекомендованы, дата утверждения
Таблица 2.4 - Разработка заданий к Государственному квалификационному комплексному экзамену, составление экзаменационных билетов
№
п/п
Дата
Название дисциплины
Специальность
Кем утверждены, рекомендованы, дата утверждения
Таблица 2.5 - Разработка и внедрение программ, рекомендаций к семинарским занятиям; инструкций к проведению лабораторных практических работ; разработка лекций
№
п/п
Дата
Вид занятия
Название дисциплины
Специальность
Кем утверждены, рекомендованы, дата утверждения
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 2.6 - Создание электронных средств обеспечения образовательного процесса (электронной поддержки)
№ п/п
Дата
Наименование, краткая характеристика
Название дисциплины
Специальность
Кем утверждена, рекомендована, апробирована, внедрена (Ф.И.О., название организации)
Таблица 2.7 - Разработка средств диагностики качества преподаваемой дисциплины (составление тестов, заданий и пр.)
№ п/п
Дата
Вид средства диагностики
Тема
Дисциплина
Специальность
Кем утверждены, рекомендованы, апробированы, внедрены (Ф.И.О., название организации)
Таблица 2.8. - Использование интерактивных возможностей информационного пространства (в том числе участие в форумах, онлайн-конференциях и др.)
№ п/п
Название и адрес сайта
Вид участия
Тема (результат)
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 2.9 - Разработка и внедрение учебно-наглядных пособий (стенды, макеты, модели, приборы для проведения опытов и лабораторных работ, компьютерные презентации и т.д.)
№ п/п
Дата
Наименование, краткая характеристика
Название дисциплины
Специальность
Таблица 2.10 - Методическая подготовка и проведение открытых занятий, воспитательных мероприятий
№ п/п
Дата
Наименование темы, краткая характеристика
Название дисциплины
Специальность
Таблица 2.11 - Разработка нормативно-методической базы к проведению олимпиад, профессиональных (творческих) конкурсов, конференций
№ п/п
Дата
Вид документа, краткая характеристика
Уровень (олимпиады, конкурса, конференции)
Дисциплина
Специальность
Кем утверждены, рекомендованы, дата утверждения
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 2.12 - Разработка, составление, написание методических разработок, рекомендаций по внедрению, применению конкретных
педагогических методик
№ п/п
Дата
Название методики
Основная цель методики
Дисциплина
Специальность
Кем утверждена, рекомендована
Таблица 2.13 - Применение современных образовательных технологий (проблемного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, имитационного моделирования, кейс-методики и др.).
Название используемых технологий
Тема
Обоснование применения
Имеющийся или прогнозируемый результат
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 3 - Участие в мероприятиях по распространению научно-педагогического опыта работы
Таблица 3.1 - Педагогическая мастерская. Демонстрация своих достижений через систему открытых занятий, мастер-классов (за анализируемый период)
Дата
Группа
Тема занятия
Дисциплина
Специальность
Место проведения
Уровень (организация, региональный, республиканский)
Таблица 3.2 - Наставническая работа (для преподавателей-методистов)
№ п/п
Ф.И.О. преподавателя, с которым работает наставник
Место работы
Квалификационная категория
Контактный телефон
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 3.3 - Подготовленные продукты учебно-методической, экспериментальной и исследовательской деятельности:
Собственные методические разработки, опыт работы, прошедшие апробацию или распространение
№ п/п
Дата
Название методической разработки, опыта работы
Основная цель внедряемой разработки, опыта работы
Дисциплина
Специальность
Кем утверждена, рекомендована, апробирована, внедрена (Ф.И.О. преподавателя, категория, конт. телефон, назв. организации)
Таблица 3.4 - Статьи в изданиях ВАК, сборниках материалов научно-методических конференций. Публикации в периодических изданиях
Дата
Название издания
(с выходными данными/адресами сайтов)
Название публикации
Уровень СМИ
(организация, региональный, республиканский и др.)
Описание
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 3.5 - Рецензирование и экспертиза научно-методических материалов, участие в жюри профессиональных (творческих) конкурсов
№ п/п
Дата
Рецензирование
Наименование отрецензированного документа
Экспертиза научно-методической документации
Автор (Ф.И.О., организация)
Краткое описание
Наименование документа, прошедшего экспертизу
Участие в жюри профессиональных (творческих) конкурсов
Автор (Ф.И.О., организация)
Краткое описание
Название мероприятия
Место проведения мероприятия
Уровень
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 3.6 - Работа в методических советах организации
№ п.п.
Дата
Название совета (педсовет, методсовет и пр.)
Название мероприятия (доклад, выступление, участие в семинаре, конференции и пр.)
Тема/название выступления
Таблица 3.7 - Работа в методических объединениях
№ п.п.
Дата
Название совета (педсовет, методсовет и пр.)
Название мероприятия (доклад, выступление, участие в семинаре, конференции, в проведении олимпиады и пр.)
Тема/название выступления
Уровень (региональный, республиканский)
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 3.8 - Работа в цикловой (предметной) комиссии
№
п.п
Дата
Название мероприятия (доклад, выступление, проведение, участие в семинаре, конференции, конкурсе, неделе цикловой цикловой комиссии и пр.
Тема/название выступления
Таблица 3.9 – Участие в составлении стандарта образования (отраслевой, локальный)
№ п/п
Название
Вид стандарта
Реквизиты учреждения
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 4 - Уровень профессионально-личностного роста в течение аттестационного периода
Таблица 4.1 - Личное участие в профессиональных конкурсах (за анализируемый период).
Дата
Название конкурса
Место проведения
Уровень проведения (региональный, республиканский…)
Результат
Таблица 4.2 - Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).
№ п/п
Дата
Место выступления
Название мероприятия (семинар, конференция, МО и пр.
Тема/ название выступления
Уровень (региональный, республиканский)
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Таблица 4.3 - Осуществление дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка) по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий
Дата (сроки)
Вид дополнительного образования
Где проводилось (полное наименование учреждения)
Проблема/тема
Объем часов
Наличие документа, подтверждающего прохождение курсов
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
САМОАНАЛИЗ ИТОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
Самоанализ достижения цели и выполнения задач аттестационного периода
Преподаватель ________________________
СТРУКТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ОТЗЫВ
в отношении профессиональной деятельности аттестуемого
педагогического работника (отзыв обосновывает характеристику педагогического работника и предоставляется на рассмотрение аттестационной комиссии)
Директор ____________________
Методист ______________________
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА (ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ)
1. Общие сведения о педагогическом работнике
- личные данные;
- копия диплома об образовании;
- копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии грамот и дипломов и т.д.
2. Мониторинг профессиональ-ной деятельности педагогического работника.
Методические рекомендации по применению экспертного инструментария оценки
результатов практической деятельности руководящих работников образовательных
учреждений СПО [Текст] / сост. М. Н. Заболотная, Е.А. Коровка. – Донецк: РИПО ИПР,2017. – 53 с.
СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКТОРА ОУ СПО В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1. Общий менеджмент в образовательной организации
3.Кадровый менеджмент
2.Менеджмент информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Сопровождение инновационной деятельности
4. Результаты личного профессионального самосовершенствования аттестуемого
СТРУКТУРА МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОУ СПО В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
1.Общий менеджмент в образовательной организации
3. Результаты работы со студенческим коллективом
2.Менеджмент информационно-методического обеспечения образовательного процесса. Сопровождение инновационной деятельности
4. Кадровый менеджмент
5. Результаты личного профессионального самосовершенствования аттестуемого заместителя директора
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА (ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ ДОЛЖНОСТИ ЗАВЕДУЮЩИХ БИБЛИОТЕКОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ, УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ МАСТЕРСКИМИ, ЛАБОРАТОРИЯМИ, МЕТОДИСТА ОТДЕЛЕНИЯ)
1. Общие сведения о педагогическом работнике
- личные данные;
- копия диплома об образовании;
- копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- копии грамот и дипломов и т.д.
2. Самоанализ профессиональной деятельности педагогического работника.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.
СУЩНОСТЬ САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности в межаттестационный период.
Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы:
- За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности?
- Какие задачи и как решались для достижения данных результатов?
- Какие компетентности педагогического работника были усовершенствованы?» и др.
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
1. Анализ владения современными образовательными технологиями и методиками и эффективности применения их в практической профессиональной деятельности
2. Анализ личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания:
а) методической деятельности;
б)инновационной деятельности;
в) непрерывного саморазвития как важнейшего условия совершенствования мастерства педагога;
г) распространения собственного педагогического опыта.
3. Наличие стабильных результатов освоения обучающимися образовательных программ, результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
4. Перспективы личностно-профессионального развития.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ДОПУСТИТЬ ПЕДАГОГ ПРИ НАПИСАНИИ САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
Важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности.
Непосредственно факты и цифры никак не участвуют ни в оценке ситуации - важно, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, как их использование повлияло на конечный результат.
2. Избыток фактов и цифр.
3.Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.
Педагог-профессионал должен уметь видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации.
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, АТТЕСТУЕМЫХ НА СООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ: ЗАВЕДУЮЩИХ БИБЛИОТЕКОЙ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ, УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ МАСТЕРСКИМИ, ЛАБОРАТОРИЯМИ, МЕТОДИСТА ОТДЕЛЕНИЯ
- Анализ владения современными технологиями, методами, приемами ведения профессиональной деятельности и эффективности применения их на практике.
2. Анализ ведения документации.
3. Анализ л ичного вклада в повышение эффективности профессиональной деятельности.
4. Наличие стабильных положительных результатов деятельности согласно должностной инструкции.
5. Перспективы личностно-профессионального развития.
Выводы:
- Для успешной самопрезентации при подготовке к аттестации педагогическим работникам необходимо портфолио.
- Портфолио предназначено для оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности педагогических работников.
- Подготовка самоанализа в структуре портфолио предполагает аналитическую деятельность, требующую глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.
Спасибо
за внимание !