СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Портфолио как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»

ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Одной из образовательных технологий, поддерживающей системно – деятельностный подход в образовании в условиях реализации стандарта второго поколения (ФГОС), является развитие самостоятельности через применение технологии работы с портфолио.

В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Работа с портфолио в начальной школе ведётся с учётом возрастных особенностей. На первом месте стоит учебная деятельность, поэтому в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников.

Основными целями и задачами введения портфолио в начальных классах являются выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка, создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных силах. Возможность включить механизмы самооценки ученика повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. Одной из самых универсальных технологий для работы с младшими школьниками является портфолио («Портфель достижений»). С помощью нее можно отследить меру продвижения ученика в период обучения в начальной школе.

Портфолио представляется следующими разделами:

• визитная карточка

• я и моя семья

• я и мои друзья

• я ученик

• мои любимые предметы

• книги, которые я прочитал

• моя общественная работа

• моё творчество

• работы, которыми я горжусь

• мои увлечения

• мои впечатления (отзывы об экскурсиях, посещениях музеев, просмотров спектаклей)

• мои достижения (грамоты, похвальные листы, результаты марафонов, олимпиад).

Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и на‑ правлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, спортивных и художественных мероприятиях. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – помощники создания портфолио, так как у детей данного возраста нет умения оформления работы, но постепенно эта помощь сводится к минимуму. Работа должна быть красиво оформлена, ребёнок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Безусловная ценность заключается в том, что оно способствует росту самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Важен сам процесс деятельности или творческой работы. Практика нашей работы показывает, что портфолио ученика отражает систему работы школы. Технологию можно изменить в зависимости от направления, в котором работает учебное заведение. Таким образом, опыт работы даёт возможность к числу достоинств отнести следующее:

• В работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания своего стиля работы.

• Портфолио позволяет сохранить индивидуальность обучающегося, придаёт особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля.

• Процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать её.

• Создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность вы‑ бора, воображение, открытие, поиск.

На последнем родительском собрании мы проводим презентацию портфолио каждого ре‑ бёнка. Разрабатывается сценарий, оформляется кабинет, идёт подготовка каждого фрагмента будущей презентации. Главное условие – каждый учащийся должен продемонстрировать свои личные достижения в том, в чём он чувствует себя уверенно, исходя из общего сценария мероприятия. Публичное представление личных достижений учащихся позволяет раскрыть разнообразие различных видов школьной деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.).

Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен.

Портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфель достижений в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации тестирования.

Профессиональный долг классного руководителя состоит в том, чтобы стимулировать активность ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать честолюбие и осознанное стремление к успеху.

Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

•  сформированности универсальных учебных действий (УУД) и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе

•  сформированности умения учиться, как это требует ФГОС, способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач

•  индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности-мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляционной.

Создание «Портфолио» направлено на содействие личностному росту ученика. А роль учителя помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха.

2