Цель: - знакомство с жанром портрета на примере произведений из сокровищницы Мировой художественной культуры.
Задачи: - формировать графические умения через работу над портретом по памяти или по представлению;
- развивать эмоциональную отзывчивость детей через знакомство с творчеством великих мастеров, интерес к МХК, наблюдательность;
- воспитывать внимательное и чуткое отношение к людям.
Оборудование: альбом А4, кисти, краски, компьютер, мультимедийный проектор.
Зрительный ряд: портреты, таблицы-схемы, иллюстрации.
Музыкальный ряд: спокойная мелодия.
Литературный ряд: стихотворение М. Яснова.
Ход урока.
Организационный момент.
Совместное целеполагание.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в воображаемый зал картинной галереи, посвящённой лишь одному жанру ИЗО. Какому? Вы скажете сами.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется …..
- Портрет – это картина, на которой изображён человек.
- А кто знает, как зовут художника, пишущего портрет? (Портретист).
Эвристическая беседа.
- Вообще, искусство портрета очень древнее. (Слайд) Издавна люди пытались изображать друг друга. Они оставили нам изображения своего времени на камнях, скалах. Сейчас мы имеем возможность познакомиться с их творчеством, посетив библиотеку. (Слайд) Не менее интересны фаюмские портреты, которые очень разнообразны по содержанию. Девушки внимательно смотрят на нас, будто что-то хотят спросить или сказать о чём-то. В больших открытых глазах можно увидеть жизнь прошлых столетий. (Слайд) Особое место в живописи занимают портреты, изображающие величественных особ: королей и королев, царей и цариц. Гордо поднята голова, целеустремлённый взгляд, пронизывающий насквозь, порой испепеляющий. И портрет этой прекрасной египетской царицы Нефертити занял особое место в ряду поэтических женских образов. (Слайд) И в наши дни портретисты изображают людей, которые им интересны. Ведь каждый человек интересен по-своему, в каждом из нас есть что-то особенное, выделяющее из общего числа людей. Именно эту особенность художник ищет в нас и старается передать в своей работе.
- А что именно старается передать художник в портрете какого-либо человека? (Внешнее сходство).
- А это ли главная задача портретиста? Главная задача – передать не столько внешнее сходство человека, сколько раскрыть его характер и душевное состояние и, как правило, своё отношение к этому человеку. Когда мы смотрим на человека, то сразу обращаем внимание на его лицо. Если он улыбается, значит, у него хорошее, радостное, весёлое настроение. Если вдруг слёзы на глазах – случилась беда. А сможем ли мы с вами определить настроение человека? Давайте попробуем это сделать на примере героев известных вам сказок.
Спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.
(Анализ просмотренных иллюстраций.)
Диагностика творческих предпочтений.
- На примере иллюстраций вы поняли, что художник изображает человека через цвет, мимику, фон, выражает состояние его души и характер.
Физминутка для глаз.
Планирование творческой деятельности.
- Я предлагаю вам поработать художниками-портретистами и сделать рисунок на тему «Портрет моего друга».
- Могут ли портреты быть грустными или весёлыми?
- Какие цвета фона и одежды вы бы заказали художнику для своего портрета? Почему?
- Вот такие портреты получились у меня. А чтобы получить их, я провела следующую работу.
Реализация творческой деятельности.
(Объяснение нового материала с использованием схемы последовательного изображения лица человека).
- А вот сейчас у художника-портретиста самый ответственный момент: при помощи красок нужно показать характер человека, его настроение. И ваша задача – через несколько минут представить свои портреты в нашей галерее. Постарайтесь выполнить работу так, чтобы мы могли увидеть и понять настроение вашего друга.
Закрепление содержания материала.
- Итак, к какому жанру живописи относятся ваши работы?
- В чём особенность жанра портрета? (Передать внешнее сходство, через цвет выразить характер, настроение и отношение к человеку).
Выставка работ детей.
- Скажите, чьи работы можно соотнести с таким чувством, как грусть, радость, печаль, ярость, доброта, веселье, удивление, спокойствие и т.д.?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Я довольна вашей работой на уроке. У вас получились замечательные портреты.
- Хотите ли вы, чтобы ваши работы увидели другие ребята вашей школы? Я предлагаю вместе с учителем оформить выставку в фойе.