Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
Еременко Л.Е.,
учитель изобразительного искусства
1 квалификационной категории
Барабинск
Цель: познакомить учащихся с жанром живописи портрет.
Задачи:
-эмоционально откликаться на явления окружающей среды, видеть красоту людей, их поступков;
-формирование художественно-творческой активности: творчески включаться в процесс обсуждения выставок собственных работ;
-формирование художественных знаний, умений и навыков: учиться изображать человека во взаимодействии с природой, выражение характера линией и цветом.
Оборудование:
бумага формата А-4, акварель, кисти разной толщины, иллюстрации к детским сказкам.
Зрительный ряд:
В. Серов «Девочка с персиками»,
В. Серов «Портрет М. Н. Ермоловой»,
А. Мыльников «Верочка»,
С. Чуйков «Дочь Советской Киргизии»,
Ф. Богородский «Братишка»,
А. Венецианав «Захарка»,
В. Тропинин «Портрет сына»,
Е. Репин «Осенний букет»,
О. Кипренский Девочка в маковом венке»,
В. Боровиковский «Портрет М. И. Лопихиной».
Литературный ряд:
Сказки разных писателей с яркими иллюстрациями, точно передающими образы героев;
Книги из серии «Растем и развиваемся»;
А.Лопатина «Краски рассказывают сказки».
Музыкальный ряд:
Спокойная классическая музыка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Поприветствуем гостей в нашем классе. Проверим свое рабочее место.
2. Вводная беседа.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в зал картинной галереи, где находится множество картин, внимательно рассмотрите их.
Кого изображали художники ?- Людей, детей.
-Изображение образа человека- называется такое искусство как портрет. Искусство портрета очень древнее. Почти в каждом музее можно увидеть живописные портреты. К этому жанру относятся картины, в которых запечатлены внешние черты человека, его духовный образ. Портретисты, рисуя людей, передают их характер и душевное состояние.
3. Анализ художественных произведений.
- А сможем ли мы с вами определить характер какого-нибудь человека, понять его душевное состояние?
Как вы думаете, цвет красок влияет на наше настроение?
Если бы вам захотелось иметь свой портрет, какие цвета фона и одежды вы бы заказали художнику? Почему?
4. Прослушивание сказки(читает учитель).
Чтобы понять, послушайте сказку «Мамин портрет».
А. Лопатина «Краски рассказывают сказки», стр. 136.
-Как вы думаете, почему краски спорили друг с другом?
Вывод: каждая краска необходима и важна.
-От каких красок в большей маре зависит настроение портрета (теплые-холодные)?
В этом нам помогут разобраться художники, которые выполнили иллюстрации к сказкам. Думаю, вы легко определите характер каждого героя.
5. Работа в группах.
Задание: охарактеризовать увиденного человека(настроение, волосы. глаза, брови и губы). Когда смотрите на человека, то сразу обращаете внимание на его лицо (мимику). Если у человека хорошее настроение, то он улыбается, глаза сияют, так и веет теплом. Если плохое настроение, то наоборот. Давайте попробуем определить настроение человека. Работа с иллюстрациями к сказкам.
Вывод: сегодня на примере иллюстраций вы правильно поняли, что художник, изображая человека через цвет, мимику выражает состояние его души, его характер.
Физминутка.
6. Изображение портрета.
Я хочу. чтобы вы сегодня стали художниками-портретистами и изобразили портрет своего друга(подруги), выразив через краски его характер, настроение.
Показ с последующим изображением учащимися в альбоме.
Индивидуальная помощь учащимся.
7. Выполнение в цвете.
Порядок выполнения работы.
Проявление учащимися инициативы при раскрашивании портрета.
8. Выставка работ учащихся.
Замечательные портреты получились сегодня у вас.
Молодцы.