СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация разработан специально для удаленного образования. Прекрасно проиллюстрирован. Даны четкие инструкции ребёнку для выполнения работы.

Просмотр содержимого документа
«Портрет в изобразительном искусстве ХХ века»

XXIV урок изобразительного искусства  (19 – 26 марта 2021 г.)   Портрет  в изобразительном искусстве  ХХ века Подготовила Мамедова Надежда Александровна

XXIV урок изобразительного искусства (19 – 26 марта 2021 г.)

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века

Подготовила

Мамедова

Надежда

Александровна

 В начале XX в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила свое значение. Однако, напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу. Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели.  Искусство XX в. — это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания.

В начале XX в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила свое значение. Однако, напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу. Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели.

Искусство XX в. — это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания.

 Особое место в искусстве XX в. занимают П. Пикассо и А. Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир. П. Пикассо Плачущая женщина. 1937 г. Анри Матисс. Мадам Матисс. 1910 г.

Особое место в искусстве XX в. занимают П. Пикассо и А. Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир.

П. Пикассо

Плачущая женщина.

1937 г.

Анри Матисс.

Мадам Матисс.

1910 г.

Кубизм

Кубизм

 В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

П. Пикассо Девушка с мандолиной. 1910 П. Пикассо Женщина, сидящая в кресле. 1910 П. Пикассо Портрет Амбруаза Воллара. 1910

П. Пикассо

Девушка с мандолиной.

1910

П. Пикассо

Женщина, сидящая в кресле. 1910

П. Пикассо

Портрет Амбруаза Воллара.

1910

Пабло Пикассо Авиньонские девицы. 1907

Пабло Пикассо

Авиньонские девицы.

1907

Фовизм

Фовизм

 Фови́зм  (  fauve  — дикий). Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение  светотени и линейной перспективы, дикие, кричащие цвета.

Фови́зм  (  fauve  — дикий).

Характерный приём фовизма — обобщение формы и пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение  светотени и линейной перспективы, дикие, кричащие цвета.

https://youtu.be/GUfA9laPRqI

https://youtu.be/GUfA9laPRqI

Анри Матисс за работой.

Анри Матисс за работой.

Анри Матисс. Танец и Музыка.

Анри Матисс.

Танец и Музыка.

Портреты Анри Матисса

Портреты Анри Матисса

Портреты Анри Матисса  В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию карнавала; здесь переплетается не просто реальность с выдуманным, но и возвышенное с низменным, доброе со злым. Именно поэтому идет разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.

Портреты Анри Матисса

В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию карнавала; здесь переплетается не просто реальность с выдуманным, но и возвышенное с низменным, доброе со злым. Именно поэтому идет разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.

Сюрреализм

Сюрреализм

Сюрреализм отличается использованием аллюзий и  парадоксальных с очетаний форм, совмещение сна и реальности

Сюрреализм отличается использованием аллюзий и  парадоксальных с очетаний форм,

совмещение сна и реальности

 В картинах знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь, образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна. С. Дали. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты). 1935 Мягкая конструкция с вареными бобами. Предчувствие Гражданской войны. 1936 Галатея со сферами. 1952

В картинах знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь, образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна.

С. Дали. Лицо Мэй Уэст

(в качестве сюрреалистической комнаты).

1935

Мягкая конструкция с вареными бобами.

Предчувствие Гражданской войны. 1936

Галатея со сферами. 1952

Сальвадор Дали. Постоянство памяти» 1931

Сальвадор Дали.

Постоянство памяти»

1931

Поп-Арт

Поп-Арт

 Поп-а́рт  (сокращение от  popular art  — популярное или естественное искусство) — направление, возникшее как реакция отрицания на  абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.  Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст.

Поп-а́рт  (сокращение от  popular art  — популярное или естественное искусство) — направление, возникшее как реакция отрицания на  абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст.

«Две банки» Д.Джонс интересное здесь: http :// www.fiveplus.org.ua/pop-art-kratkaya-istoriya  «М-Может быть», Рой Лихтенштейн  Во второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт — «общедоступное искусство», такое, которое теперь пришло к каждому. «Натюрморт» Т. Вессальман

«Две банки» Д.Джонс

интересное здесь: http :// www.fiveplus.org.ua/pop-art-kratkaya-istoriya

«М-Может быть», Рой Лихтенштейн

Во второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт — «общедоступное искусство», такое, которое теперь пришло к каждому.

«Натюрморт»

Т. Вессальман

Э. Уорнол. Мерилин Монро. Диптих. Шелкография. США. XX в.  Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приемом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.

Э. Уорнол. Мерилин Монро. Диптих. Шелкография. США. XX в.

Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приемом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.

«Две банки» Д.Джонс «Натюрморт» Т. Вессальман «М-Может быть», Рой Лихтенштейн

«Две банки» Д.Джонс

«Натюрморт»

Т. Вессальман

«М-Может быть», Рой Лихтенштейн

Соцреализм

Соцреализм

 Социалистический реализм  (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в  искусстве СССР  и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Основная тематика работ: Революция, Великая отечественная война, жизнь рабочего или колхозника.

Социалистический реализм  (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в  искусстве СССР  и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Основная тематика работ: Революция, Великая отечественная война, жизнь рабочего или колхозника.

 В России XX в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выходит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

В России XX в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выходит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым.

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

 Так, гepoй картины B.C. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель, он соотносит свою и отцовскую судьбы, ставит философскую проблему связи времен, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряженный колорит тревожных раздумий, вопросительный жест... При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.

Так, гepoй картины B.C. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель, он соотносит свою и отцовскую судьбы, ставит философскую проблему связи времен, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряженный колорит тревожных раздумий, вопросительный жест... При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.

Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928

Кузьма Петров-Водкин.

Смерть комиссара.

1928

Борис Неменский. На безымянной высоте.

Борис Неменский. На безымянной высоте.

Михаил Савицкий. Поле.

Михаил Савицкий. Поле.

 Внимательно рассмотри представленные репродукции работ мастеров портрета. Запомни фамилии художников. Их творчество сыграло большую роль в становлении нашего современного видения мира.

Внимательно рассмотри представленные репродукции работ мастеров портрета. Запомни фамилии художников. Их творчество сыграло большую роль в становлении нашего современного видения мира.

Задание на оценку:  Нарисовать портрет красками в стиле «ФОВИЗМ» или «КУБИЗМ», стараясь передать характер натуры (человека),  его индивидуальность нарисуй, подпиши своё имя и класс, сфотографируй и вышли мне на WhatsApp +7924хххххххх  и/или  Решить тест: https://forms.gle/DnbWb3b4wDVRwVхххххххх  Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)

Задание на оценку:

Нарисовать портрет красками в стиле «ФОВИЗМ» или «КУБИЗМ», стараясь передать характер натуры (человека),

его индивидуальность

нарисуй, подпиши своё имя и класс, сфотографируй

и вышли мне на WhatsApp +7924хххххххх

и/или

Решить тест:

https://forms.gle/DnbWb3b4wDVRwVхххххххх

Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!