Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вновь затронем два вида искусства, о которых начали говорить во втором полугодии. - Можете мне их назвать? На протяжении прошлых уроков мы пришли к выводу, что для того, чтобы понять музыку ее нужно не только услышать, но и увидеть. Ведь немецкий архитектор, художник Карл Фри́дрих Ши́нкель говорил: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…» - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто эти люди? - А чем они занимаются? Что их связывает? - Как в изобразительном искусстве называются эти изображения? В каких видах искусства можно встретить портрет? Каждый из них написал музыку для одного из самых красивых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого удивительного инструмента и назовите его. - Как называется инструмент, который вел мелодию? - Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поет? - Как вы уже догадались сегодняшний урок мы посвятим чему? - Как мы сформулируем тему нашего урока? - Теперь давайте определим цель нашего урока Задачи нашего урока: И еще ответим на один вопрос: - Может ли скрипка быть современной в 21 веке? Давайте откроем учебники на стр.112 Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. - Как вы думаете, почему голос скрипки часто сравнивают с человеческим? Рассмотрим три картины на стр.112 и определим к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат? Внимательно посмотрите на первую иллюстрацию – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» - К какому жанру можно ее отнести? - Скажите, какую музыку можно представить глядя на играющего ангела? Также посмотрите фрагмент второй картины Яна Ван Эйка «музицирующие ангелы» - Здесь чем отличается картина от предыдущей? - А музыка какая может звучать? - А к какому жанру теперь будет относиться, не просто портрет? И последний фрагмент представлен перед нами Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист» Мы видим, что здесь музыкант играет один, его окружают неодушевленные предметы. Это… Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр? - Какая музыка может звучать с этой картины? Теперь я предлагаю перелистнуть учебник на стр.114. Поработайте с текстом - Когда и где появилась скрипка? - У кого скрипка была любимым инструментом? - В каких странах до сих пор скрипка сохранилась как народный инструмент? А теперь я попрошу выполнить задание. Поработайте в парах. Перед вами таблица. Я буду ставить небольшие фрагменты сочиненные для скрипки композиторами разных времен. - О чем рассказала вам эта музыка? Ваша задача изобразить музыку графически и определить характер звучания. | Музыка и изобразительное искусство Композиторы, музыканты Их связывает музыка Портрет Скульптура, живопись, литература, музыка Слушание: «Вокализ» С.В. Рахманинова Скрипка Да Портрету скрипки Портрет в музыке и изобразительном искусстве Как портрет скрипки изображен в музыке и изобразительном искусстве - познакомиться со скрипкой - узнать самых выдающихся мастеров скрипки - открыть имя самого выдающегося в истории скрипача, композитора Открывают учебник стр.112 Потому что скрипка может петь, плакать, говорить… - портрет Ангельскую, нежную, мелодичную, светлую… Здесь намного больше ангелов Более насыщенная, т.к. инструментов больше Жанровые сценки с музыкантами Растения, стол, футляр, окно… Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой Может современная, мелодичная, нежная Работа с текстом. Учебник стр.114 В Европе, в конце 15 века У бродячих музыкантов В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии Работа с таблицей 1. | |
Физкультминутка Физкультминутка («струнные») Струнным так в оркестре трудно! Отдохнуть бы надо струнным… Надо грифами встряхнуть Надо струны подтянуть И колками покрутить И смычками поводить Вот огромный контрабас Ниже всех звучит сейчас Вот виолончель мы слышим Тоже низко, но повыше Ну, а альт не растерялся И ещё чуть-чуть поднялся Ну, а скрипка – вот успех! Зазвучала выше всех. Для того, чтобы скрипка красиво пела, мастера вкладывали в нее свою душу. Они правильно подбирали дерево, форму, лак, клей. Они разрабатывали собственные технологии. И самые лучшие скрипки были созданы великими скрипичными мастерами. Их скрипки до сих пор ценятся. Выполните следующее задание и назовите из фамилии. | (наклон , опустить расслабленные руки вниз и потрясти) (выпрямиться, потянуться вверх) (крутят кистями рук перед собой) (водят руками на уровне плеч) (развести руки в стороны) (приседают на корточки) (встают, руки вытягивают вперед) (нагибаются вперед, руки вниз) (распрямиться) (руки в стороны на уровне плеч) (руки вверх) (подпрыгивают) Работа с таблицей 2. | |
Таблица 3. Никколо Паганини (1782-1840) – итальянский композитор и скрипач-виртуоз | | В 11 лет Никколо Паганини дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. | | Однажды Антонио, играя на мандолине, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь… Стерпев упрёк сынишки он протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи, как надо здесь играть». Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо. | | С 16 летнего возраста, Никколо начал выступать самостоятельно (без отца) с неизменным успехом как скрипач- виртуоз. Это звание сохраняется за ним до сих пор. | | Отец купил Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнах, он в остальном положился на природные данные сына. | | Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры. | | Уходя на работу, отец запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой без еды и голодом вынуждал удваивать страдания. Никколо пришлось много физически страдать, и это сказалось на его здоровье. | | Один из его приёмов была игра на одной струне. Он не только применял его сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми. | | В 8 лет Никколо написал первую сонату. | | Никколо Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений). | | Для Никооло нанимали учителей музыки, но они особо мальчику были не нужны. Один из них, послушав его игру, развёл руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребёнком. | | Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А.Страдивари. | | Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Никколо раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег. | | Личность Никколо Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими» порождали многочисленные легенды о нём. | | До сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за 18 млн. долларов. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини. На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой. Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта. Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в 3 млн. долларов. |
Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24» «Каприс» - в переводе с французского – прихоть, каприз. Давайте послушаем с вами фрагмент этого произведения. - Как звучит мелодия? Мелодию каприса №24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. - Посмотрите на доску, вы знаете, кто это? Ванесса Мей (р.27 октября 1978 года) – известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «скрипичный техно-акустический фьюжн» или «эстрадная скрипка». Послушайте - Что изменилось в исполнении Ванессы Мей? Рефлексия: Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времен до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка. - А теперь давайте вспомним, достигли ли мы цели, что узнали на уроке? - Можем ли мы ответить на наш вопрос: Может ли скрипка быть современной в 21 веке? Домашнее задание: (на выбор) Прочитать рассказ К. Паустовского «Струна» и подумать, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока. или создать портрет скрипки или натюрморт, или массовые сцены (на выбор) | Слушание: «Каприс №24» Н.Паганини - быстро, отрывисто, словно кто-то капризничает Ванесса Мей – британская скрипачка, композитор, певица Видео прослушивание Ванесса Мей «Каприс №24 Паганини» Ответы детей - Познакомились со скрипкой, - узнали имена выдающихся мастеров скрипки: Амати, Страдивари, Гварнери, - познакомились и узнали о выдающемся скрипаче-виртуозе и композиторе Никколо Паганини, - узнали, что художники писали портреты скрипок Да | |