СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Портрет в музыке и изобразительном искусстве" - конспект урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Портрет в музыке и изобразительном искусстве" Конспект урока по музыке для 5 класса по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская".

Знакомит учащихся с биографией и творчеством скрипача-виртуоза Н.Паганини.  Урок можно поделить на две части.

Просмотр содержимого документа
«"Портрет в музыке и изобразительном искусстве" - конспект урока»

5 класс


Тема урока: Портрет в музыке и изобразительном искусстве


Тип урока: изучение нового материала


Цель: способствовать формированию у обучающихся интереса к классическому искусству


Задачи:

Образовательная:

- познакомить с биографией и музыкой великого итальянского композитора и скрипача-виртуоза 19 века Никколо Паганини;

- освоить и уметь объяснить понятия «портрет», «каприс»

- расширить запас музыкальных впечатлений;

Развивающая:

Способствовать развитию средствами творческого потенциала обучающихся, их познавательной деятельности;

- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;

Воспитательная:

- воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального и изобразительного искусства;

- формирование слушательской музыкальной культуры


Планируемые результаты:

Предметные: знать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Метапредметные: уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.


Оборудование: Мультимедийная презентация


Раздаточный материал: таблицы для творческих заданий


Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран

















Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность детей





Здравствуйте, ребята!


Сегодня мы вновь затронем два вида искусства, о которых начали говорить во втором полугодии.

- Можете мне их назвать?



На протяжении прошлых уроков мы пришли к выводу, что для того, чтобы понять музыку ее нужно не только услышать, но и увидеть.

Ведь немецкий архитектор, художник Карл Фри́дрих Ши́нкель говорил: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой…»


- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто эти люди?


- А чем они занимаются? Что их связывает?


- Как в изобразительном искусстве называются эти изображения?


В каких видах искусства можно встретить портрет?


Каждый из них написал музыку для одного из самых красивых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого удивительного инструмента и назовите его.



- Как называется инструмент, который вел мелодию?


- Можно ли сказать, что в этом произведении скрипка поет?


- Как вы уже догадались сегодняшний урок мы посвятим чему?


- Как мы сформулируем тему нашего урока?



- Теперь давайте определим цель нашего урока




Задачи нашего урока:







И еще ответим на один вопрос:

- Может ли скрипка быть современной в 21 веке?


Давайте откроем учебники на стр.112


Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой.

- Как вы думаете, почему голос скрипки часто сравнивают с человеческим?



Рассмотрим три картины на стр.112 и определим к какому жанру изобразительного искусства они принадлежат?

Внимательно посмотрите на первую иллюстрацию – это фрагмент из картины Франческо Боттичини «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах»

- К какому жанру можно ее отнести?


- Скажите, какую музыку можно представить глядя на играющего ангела?



Также посмотрите фрагмент второй картины Яна Ван Эйка «музицирующие ангелы»

- Здесь чем отличается картина от предыдущей?


- А музыка какая может звучать?



- А к какому жанру теперь будет относиться, не просто портрет?



И последний фрагмент представлен перед нами Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Альтист»

Мы видим, что здесь музыкант играет один, его окружают неодушевленные предметы. Это…


Если в картине присутствуют растения и другие неодушевленные предметы, значит это какой жанр?



- Какая музыка может звучать с этой картины?



Теперь я предлагаю перелистнуть учебник на стр.114.

Поработайте с текстом


- Когда и где появилась скрипка?


- У кого скрипка была любимым инструментом?


- В каких странах до сих пор скрипка сохранилась как народный инструмент?



А теперь я попрошу выполнить задание. Поработайте в парах. Перед вами таблица. Я буду ставить небольшие фрагменты сочиненные для скрипки композиторами разных времен.

- О чем рассказала вам эта музыка?


Ваша задача изобразить музыку графически и определить характер звучания.








Музыка и изобразительное искусство











Композиторы, музыканты



Их связывает музыка




Портрет


Скульптура, живопись, литература, музыка





Слушание: «Вокализ»

С.В. Рахманинова



Скрипка



Да



Портрету скрипки



Портрет в музыке и изобразительном искусстве



Как портрет скрипки изображен в музыке и изобразительном искусстве


- познакомиться со скрипкой

- узнать самых выдающихся мастеров скрипки

- открыть имя самого выдающегося в истории скрипача, композитора





Открывают учебник стр.112










Потому что скрипка может петь, плакать, говорить…










- портрет



Ангельскую, нежную, мелодичную, светлую…






Здесь намного больше ангелов


Более насыщенная, т.к. инструментов больше



Жанровые сценки с музыкантами







Растения, стол, футляр, окно…




Натюрморт, а в данный момент натюрморт со скрипкой



Может современная, мелодичная, нежная



Работа с текстом. Учебник стр.114


В Европе, в конце 15 века



У бродячих музыкантов



В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии










Работа с таблицей 1.


Таблица 1.

Композитор, произведение

Характер музыки

Графическая запись музыки

И.С. Бах «Чакона», 18 век

Величаво, взволнованно, торжественно

волны

П.И.Чайковский «Мелодия», 19 век

Мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано

Дугообразные линии

А.Шнитке, «Concerto grosso», 20 век

Тревожный, напряженный, отчаянный

Ломаные линии





Физкультминутка

Физкультминутка («струнные»)


Струнным так в оркестре трудно! Отдохнуть бы надо струнным…

Надо грифами встряхнуть



Надо струны подтянуть


И колками покрутить


И смычками поводить


Вот огромный контрабас

Ниже всех звучит сейчас

Вот виолончель мы слышим


Тоже низко, но повыше


Ну, а альт не растерялся

И ещё чуть-чуть поднялся


Ну, а скрипка – вот успех!

Зазвучала выше всех.



Для того, чтобы скрипка красиво пела, мастера вкладывали в нее свою душу. Они правильно подбирали дерево, форму, лак, клей. Они разрабатывали собственные технологии.

И самые лучшие скрипки были созданы великими скрипичными мастерами. Их скрипки до сих пор ценятся. Выполните следующее задание и назовите из фамилии.







(наклон , опустить расслабленные руки вниз и потрясти)

(выпрямиться, потянуться вверх)

(крутят кистями рук перед собой)

(водят руками на уровне плеч)

(развести руки в стороны)

(приседают на корточки)

(встают, руки вытягивают вперед)

(нагибаются вперед, руки вниз)

(распрямиться)

(руки в стороны на уровне плеч)

(руки вверх)

(подпрыгивают)













Работа с таблицей 2.


Таблица 2.


Вычеркни в таблице все буквы Э, Ф, О, Б и назови фамилии известных скрипичных мастеров.


Э

Ф

О

А

Э

Ф

Б

О

М

Ф

Э

А

О

Ф

Т

О

И

Б

С

О

Т

Э

Р

А

Ф

Д

Б

И

О

В

Э

А

Ф

Р

О

И

Э

Г

О

В

Ф

А

Б

Э

Р

О

Н

Б

Е

О

Р

Э

И

Б




- Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с великим итальянским скрипачом-виртуозом, который как раз играл на скрипке известного мастера Андреа Гварнери.

Я предлагаю вам подробнее узнать о жизни и творчестве этого музыканта. На ваших партах лежит текст-таблица, где нужно напротив каждого предложения поставить знаки: + знаю, - не знаю,

! удивило.

Амати, Страдивари, Гварнери











Работа с текстом-таблицей 3.


Таблица 3.


Никколо Паганини (1782-1840) – итальянский композитор и скрипач-виртуоз


В 11 лет Никколо Паганини дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой.


Однажды Антонио, играя на мандолине, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь… Стерпев упрёк сынишки он протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи, как надо здесь играть». Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо.


С 16 летнего возраста, Никколо начал выступать самостоятельно (без отца) с неизменным успехом как скрипач- виртуоз. Это звание сохраняется за ним до сих пор.


Отец купил Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнах, он в остальном положился на природные данные сына.


Он играл не только в Италии, но и по всей Европе. Яркостью исполнения и техническим блеском музыкант открыл новую эру в искусстве скрипичной игры.


Уходя на работу, отец запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой без еды и голодом вынуждал удваивать страдания. Никколо пришлось много физически страдать, и это сказалось на его здоровье.


Один из его приёмов была игра на одной струне. Он не только применял его сам, но и ввёл в собственные сочинения. Многие из них из-за технических трудностей считались долгое время неисполнимыми.


В 8 лет Никколо написал первую сонату.


Никколо Паганини писал для скрипки, которой владел в совершенстве, а также для гитары (около 200 произведений).


Для Никооло нанимали учителей музыки, но они особо мальчику были не нужны. Один из них, послушав его игру, развёл руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя…» И отказался от занятий с чудо-ребёнком.


Досконально изучив скрипичное искусство, Паганини собрал целую коллекцию скрипок знаменитых итальянских мастеров: Д. Амати, А.Страдивари.


Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Никколо раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег.


Личность Никколо Паганини, его необыкновенные способности, считавшиеся «сверхчеловеческими» порождали многочисленные легенды о нём.



До сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за 18 млн. долларов. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.


На своем инструменте Паганини мог подражать звучанию гитары, флейты, труб, голосам птиц и зверей. Излюбленным его трюком стало исполнение сложнейших вариаций на только лишь двух или даже одной струне скрипки, производившее впечатление, что где-то спрятана вторая скрипка, звучащая одновременно с первой.

Но никакие слухи не помогли бы Паганини стать великим, если бы не исключительный музыкальный талант и трудолюбие музыканта.

Свою скрипку Паганини перед смертью завещал родному городу Генуе. Стоимость хранящегося в музее инструмента оценена в 3 млн. долларов.


Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24»

«Каприс» - в переводе с французского – прихоть, каприз.


Давайте послушаем с вами фрагмент этого произведения.


- Как звучит мелодия?



Мелодию каприса №24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты.


- Посмотрите на доску, вы знаете, кто это?



Ванесса Мей (р.27 октября 1978 года) – известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «скрипичный техно-акустический фьюжн» или «эстрадная скрипка».


Послушайте



- Что изменилось в исполнении Ванессы Мей?


Рефлексия:

Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времен до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.


- А теперь давайте вспомним, достигли ли мы цели, что узнали на уроке?











- Можем ли мы ответить на наш вопрос: Может ли скрипка быть современной в 21 веке?



Домашнее задание: (на выбор)

Прочитать рассказ К. Паустовского «Струна» и подумать, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока.

или

создать портрет скрипки или натюрморт, или массовые сцены (на выбор)







Слушание: «Каприс №24» Н.Паганини


- быстро, отрывисто, словно кто-то капризничает







Ванесса Мей – британская скрипачка, композитор, певица








Видео прослушивание Ванесса Мей «Каприс №24 Паганини»



Ответы детей


















- Познакомились со скрипкой,

- узнали имена выдающихся мастеров скрипки: Амати, Страдивари, Гварнери,

- познакомились и узнали о выдающемся скрипаче-виртуозе и композиторе Никколо Паганини,

- узнали, что художники писали портреты скрипок




Да




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!