ТЕМА:
« ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ »
Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Виды скульптуры
Скульптура малых форм
Станковая скульптура
Монументальная
и монументально-декоративная скульптура
Основной жанр станковой скульптуры – портрет - изображение человека или группы людей,
дающее представление о внешности,
внутреннем мире портретируемого.
Два основных вида скульптуры
Круглая
скульптура
Рельеф
Для создания скульптуры, художники используют различные материалы
МРАМОР, ИЗВЕСТНЯК, ГИПС, БРОНЗА, ДЕРЕВО, ГЛИНА
ЛЕД, СНЕГ
ПЕСОК
Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской скульптуре.
Скульптурный портрет Нефертити, жены Эхнатона,
в высоком головном уборе
(кварцит, мастерская Тутмоса в Тель-эль Амарна.1360 г. до н.э.)
В древней Греции портрет индивидуален
Сократ III в. до нашей эры
Перикл 450 г. до нашей эры
Следующим этапом в развитии портрета стал римский скульптурный портрет
Риму свойственен интерес к конкретному человеку. В эпоху Римской республики и империи интерес представляла личность государственная и общественная
Цицерон
2 век до нашей эры
Марк Аврелий
2 век нашей эры
Марк Тулий Цицерон
Септимий Север
Впервые человек общественный был поднят на такой высокий пьедестал. Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.
Гай Юлий Цезарь
Октавиан Август
Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора. Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.
Гай
Юлий Цезарь
прижизненный портрет
Во времена средневековья человека воспринимали как низкое, грязное, недостойное участия и внимания создание.
Однако, посмотрите на эти лица…
Скульптура маркграфини Уты и маркграфа Эккехарда в Наумбургском соборе, XIII век
Перелом в портретном искусстве наступил в эпоху Ренессанса. Человек Возрождения стал считать себя мерой всех вещей —
и поэтому он вышел на первый план в искусстве.
Микеланджело Буонарроти
(1475-1564)
Донателло
Статуя кондотьера Гаттамелаты
Bust of Cardinal
Armand de Richelieu
Портрет
ЛюдовикаXIV. (1665 г.)
Бернини Джованни Лоренцо (1598-1680)
крупнейший представитель римского и итальянского барокко
Жан Антуан Гудон.
Статуя Вольтера (1781, мрамор)
Бюст Л.Броньяр
Портрет жены
«Основное значение этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны»,
- говорил Роден о портретах Гудона .
Этьен Морис Фальконе
Одно из лучших произведений русской скульптуры 18 века - монумент гениального полководца А.В.Суворова отлит по модели, созданной скульптором М.И.Козловским в 1799 году. Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерами
Шубин Федот Иванович
(1740-1805 )
Русский скульптор и художник. Прославился прежде всего как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе.
Екатерина II
Н.В. Репнин
А.М. Голицин
Екатерина II
Иван Прокофьевич Прокофьев - русский скульптор. 1758-1828
Серге́й Тимофе́евич Конёнков
(1874-1971)
Филипп Фараут
Голова Экорше (голова Гудона )
Детскую забаву – лепку из пластилина, художница Карен Колдикотт (Karen Caldicott) превратила в отдельное направление искусства.
Карен лепит бюсты знаменитостей.
Процесс создания скульптурного произведения (лепка) связан с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском.
В процессе лепки придается большое значение пластике формы, которая выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной ее части к другой.
Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов
Основные приемы лепки
Приемы лепки
Описание действий
Отщипывание
Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
Сплющивание
Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами – большим и указательным. Средний кусочек – придавливаем с помощью ладошки к плоской поверхности.
Скатывание
Вдавливание
Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом
Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек пластилина (глины), делается небольшое углубление
Заострение
Одним или двумя-тремя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца
Раскатывание
Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом
Соединение
Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения
Прищипывание
Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ПОРТРЕТА
ПАМЯТКА «ПРОПОРЦИИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА»
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ЗА ПОНИМАНИЕ!