СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посели добро в своем сердце

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у обучающихся представлений о милосердии и благотворительности

Просмотр содержимого документа
«Посели добро в своем сердце»

«Посели добро в своем сердце»


Цель:

- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;

- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;

- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.

Минимакс: каждый ученик должен уметь объяснить, почему важно быть милосердным.

Задачи:

Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; воспитывать доброжелательность и сострадание к людям; развивать навыки трудолюбия и помощи близким; формировать желание быть милосердным и терпимым к окружающим.

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятиядолг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, просмотр презентации ,устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Методическое обеспечение:

  • учебник «Основы православной культуры» А.В. Кураева;

  • учебная презентация по теме.

























































ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

1.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, возможность создать на занятие такую атмосферу, в которой вы могли бы чувствовать себя «как дома» А как вы себя чувствуете дома? Вам и всем гостям, присутствующих сегодня, я желаю комфортной обстановки. (Слайд 1)



II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Начать наши занятия я хотела бы со стихотворения, которое прочтет Чепелава С.

1. Чтение стихотворения под тихую музыку.

В глаза свои попробуй загляни
И стук сердечный свой послушай,
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.


Когда ребенок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.

Глаза ты прячешь, молча уходя...
И не понятно твое сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя-
Ты больше всех заслуживаешь жалость.

Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слез своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь...Не можешь.



2. Определение темы и целей урока.



Учитель: О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение? К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?

/ответы учеников/

Учитель: Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие» и мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. (Слайд 3)

Как вы ребята понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы детей)



  1. Работа над материалом урока

1. Словарная работа

Учитель:

Милосердие – милое сердце, милующее сердце.

Сострадание – умение переживать за другого человека.

Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работаем по группам: 1 группа работает со значением слова «милосердие»,

2 группа – со значением слова «сострадание». Зачитайте значения слов

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека). (Слайд 2)

Учитель:

Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

Учитель:

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?». Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос:

«А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

Учитель:

Сначала ребята, чтобы все вам было понятно, мы проговорим с вами все незнакомые слова:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник-священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком

Леви́ты - часть евреев, из левитов набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.(Слайд 3)



2. Чтение учителем притчи.



Притча о добром самарянине. (Слайд 4)

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг».

3. Беседа по содержанию притчи.

Учитель:

--Как вы поняли притчу Христа о добром самаритянине?

--В чем смысл саморянина, ведь он же не получает ничего в замен?

--Кто из этих троих, думаете вы, был ближний избитому?





Ученик-(Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.)

Ученик

Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.

Учитель. Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.



А сейчас мы поиграем в игру «Волшебная рука».

-Обведите на листе свою руку, напишите на пальчиках продолжение предложения

«Как милостливый человек, я готов: …



Творческая работа в группах (2 группы). Слайд 7

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка. 1 группа

  2. Вы нашли у своего дома маленького котенка (1 группа)

  3. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия? ( 2 группа)

  4. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия? (2 группа)



Интерактивное упражнение

-Какие добрые действия можно совершить с помощью этих предметов:

книга, цветок, хлеб, улыбка. (Слайд 8)










2.Синквейн.

На заключительном этапе нашего урока я предлагаю написать вам синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство). Ключевым словом мы возьмем - милосердие.

/Учащиеся под руководством учителя в парах пишут синквейны, затем их читают. После ответов учащихся учитель представляет свой синквейн слайд 10/.

милосердие

бескорыстный, добрый

помогать, дружить, любить

Дарить людям добро.

счастье



1.Милосердие.

2. Добрый переживающий.

3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

5. Забота. слайд





Выводы,

Учитель: Итак, ребята, давайте сделаем вывод:

Истинное милосердие – это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. Слайд

/ответы учащихся/.

Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:

Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.

Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. (слайд 14)

VI. Заключительный этап урока.

Ребята, вам было заданно домашнее задание. Вы должны были написать на своих сердечках-шаблонах «Что нужно делать для того, чтобы поселить добро в свое сердце» Прикрепите это с нашим большим сердцем.



Было ли вам комфортно на занятии?

Итоговое слово.

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши сердца, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!