СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательность операций при выполнении лепки игрушки

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Последовательность операций при выполнении лепки игрушки»

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
ЛЕПКИ ИГРУШКИ

Задание: расставить операции по порядку.

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Ее белили мелом, разведенным на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу.

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом.

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками.

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню: сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-головку, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму – сгибали к талии. Затем барыню наряжали.

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи: это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности.

История дымковского промысла*

Дымковский промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

Свистунья

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.

Будучи очевидцем, вятский писатель В. В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…»

Старейшая мастерица дымковской игрушки Е. И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми – три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице – и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью, бывало, тоже продает свои глиняные игрушки – сунет нам денег на сласти – конфеты, пряники, а пряники были особенные – привозили их из Архангельска – больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...» К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI века.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!