СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие "фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал носит исследовательский характер, собран из разных источников (использованная литература прилагается). Используется учителем при подготовке учащихся к олимпиадам, экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Пособие "фразеологизмы"»

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»

1.ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ». Задания для 6-9 классов

ТЕСТ 1Фразеологическая антонимия

Прочитайте следующие фразеологические единицы и заме­ните их фразеологическими единицами с противоположным значением.

  1. Трудиться до седьмого пота

  2. Кровь с молоком

  3. Во весь опор

  4. Кот наплакал

  5. Дать волю сердцу

  6. Дать волю языку

  7. Пойти навстречу

  8. Тянуть кота за хвост

  9. Легок на подъем

  10. Тугая мошна

  11. У черта на куличках

  12. Семи пядей во лбу

  13. Не храброго десятка

  14. Заваривать кашу

  15. Капля в море



ТЕСТ 2

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

  1. важная птица, птица высокого полета

  2. в мгновение ока, в два счёта

  3. во всю ивановскую, во время оно

  4. сломя голову, что есть мочи

Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

  1. вывести на чистую воду, вывести в люди

  2. вставлять палки в колёса, перебегать дорогу

  3. втирать очки, водить за нос

  4. гнуть спину, проливать пот


Какой фразеологический оборот имеет значение «безобид­ный, кроткий»?

  1. волк в овечьей шкуре

  2. тише воды, ниже травы

  3. вольная птица

  4. заячья душа

Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?

  1. тришкин кафтан

  2. прокрустово ложе

  3. дамоклов меч

  4. пиррова победа

Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

  1. грустно

  2. вредно

  3. мало

  4. Глупо

Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

  1. выделить

  2. уважать

  3. отказаться

  4. Подозревать

ТЕСТ 3

Именные фразеологические единицы

Прочитайте следующие именные фразеологические единицы. Не пользуясь словарем, прокомментируйте их значения.

  1. Дубовая башка

  2. Мелкая сошка

  3. Своему слову хозяин

  4. Каланча пожарная

  5. Змея подколодная

  6. Искра божья

  7. Светлая голова

  8. Старая карга

  9. Тепличное растение

  10. Длинный язык

  11. Старая дева

  12. Коптитель неба

  13. Отставной козы барабанщик

  14. Пуп земли

  15. Звезда первой величины

  16. Гусь лапчатый

  17. Ахиллесова пята

  18. Шарашкина контора

  19. Синий чулок

20. Медвежий угол

ТЕСТ 4

Глагольные фразеологические единицы

Прочитайте следующие глагольные фразеологические едини­цы. Не пользуясь словарем, прокомментируйте их значения.

  1. Бить баклуши

  2. Огород городить

  3. Ломать подушку

  4. Жить как птица небесная

  5. Как сыр в масле кататься

  6. Перебиваться с хлеба на квас

  7. Чесать язык (ом)

  8. Ломать комедию

  9. Бросаться словами

  10. Кривить душой

  11. Валять дурака

  12. Труса праздновать

  13. Волком выть

  14. Не разгибать спины

  15. Пустить в расход

  16. Дать дуба

  17. Заморить червячка

  18. Прикусить язык


ТЕСТ 5

Фразеологическая синонимия

Прочитайте следующие фразеологические единицы и заме­ните их фразеологическими единицами с тем же значением.

  1. В чем душа держится

  2. Держать себя в руках

  3. Пускать пыль в глаза

  4. Даром хлеб есть

  5. Ползать на брюхе

  6. Быть бойким на слова

  7. Протянуть ноги

  8. Бить баклуши

  9. Седьмая вода на киселе

  10. Перебиваться с гроша на копейку

  11. Убей меня Бог

  12. Хоть убей

  13. Носом к носу

  14. Оставлять с носом

  15. Делать нечего


2. ТЕМА «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ». Тестовые задания для подготовки к ОГЭ (9 класс).

А. 1. Укажите значение фразеологизмов:

Домоклов меч, класть под сукно, Пиррова победа, перейти Рубикон, дело табак, кричать во всю Ивановскую, заруби себе это на носу, у меня денег куры не клюют, клевать носом.

2. Среди представителей каких профессий появились эти выражения?

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, в час по чайной ложке, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, попасть в ловушку, закусить удила, ход конём, сгущать краски.

3. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

  1. важная птица, птица высокого полёта

  2. в мгновение ока, в два счёта

  3. во всю ивановскую, во время оно

  4. сломя голову, что есть мочи.

4.Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

      1. вывести на чистую воду, вывести в люди

      2. вставлять палки в колеса, перебегать дорогу

      3. втирать очки, водить за нос

      4. гнуть спину, проливать пот

5.Какой фразеологический оборот имеет значение “безобидный, кроткий”?

  1. волк в овечьей шкуре

  2. тише воды, ниже травы

  3. вольная птица

  4. заячья душа

6.Какой фразеологический оборот имеет значение “мера, под которую насильственно подгоняют что-то”?

  1. тришкин кафтан

  2. прокрустово ложе

  3. дамоклов меч

  4. пиррова победа

7.Какое из данных слов является синонимом фразеологизма кот наплакал?

  1. грустно

  2. вредно

  3. мало

  4. глупо

8.Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

  1. выделить

  2. уважать

  3. отказаться

  4. подозревать.

  5. Б. Укажите предложение с фразеологизмом.

  6. 1. a) Я всегда делаю уроки самостоятельно

  7. б) Не делай большие глаза, не притворяйся удивленной

  8. в) У нее красивые голубые глаза

  9. г) Говорят, что глаза отражают душу человека

  10. 2. а) Я сегодня свалился с горки, решив проехать по ней на велосипеде

  11. б) В русских сказках обычно на распутье стоит большой камень, на котором написано, что ожидает героя

  12. в) У меня свалился камень с души: все обошлось благополучно

  13. г) В душе он очень добрый человек

  14. 3. а) Сегодня такое чистое небо!

  15. б) Я попал в мишень только с третьего раза

  16. в) У тебя длинные музыкальные пальцы

  17. г) Ты в этот раз попал пальцем в небо

  18. 4. а) Преступника обнаружили по горячим следам

  19. б) Я давно мечтаю о чашке горячего чая

  20. в) Загадочные следы привели меня на опушку леса

  21. г) Странный след отпечатался на песке…

  22. Б. Укажите предложение с фразеологизмом.

  23. 1. а) Я люблю наблюдать за поведением моего кота

  24. б) У кота был огромный пушистый хвост

  25. в) Что ты тянешь кота за хвост, говори, что случилось

  26. г) Я начал медленно тянуть ветку к себе

  27. 2. а) От смущения он ежеминутно хватается руками за очки

  28. б) Мне нравится пить сок через соломинку

  29. в) Я сам однажды участвовал в спасении утопающего

  30. г) Говорят, утопающий хватается за соломинку

  31. 3. а) Из какого тонкого фарфора этот китайский сервиз?

  32. б) Между друзьями можно обходиться и без китайских церемоний

  33. в) В восточной культуре особое место занимает чайная церемония

  34. г) Я научился обходиться без лишнего

  35. 4. а) Шпаргалка может стать яблоком раздора в вашем споре по поводу отметки

  36. б) Яблоки очень полезны, в них много железа

  37. в) Раздоры в стране прекратились, когда к власти пришел новый правитель

  38. г) Скоро поспеют первые яблоки

  39. В. Укажите предложение с фразеологизмом

  40. 1. а) Его волнение сразу бросилось в глаза

  41. б) Волнение обычно мешает работе

  42. в) Побыстрее бросай курить, это дурная привычка

  43. г) В маминых глазах я увидел радость

  44. 2. а) Кто не любит праздники!

  45. б) Моя улица носит имя великого Пушкина

  46. в) Весь класс принял участие в литературном празднике

  47. г) Вот закончу 9 класс с отличием, будет и на моей улице праздник!

  48. 3. а) Каждый человек готов поверить в чудо

  49. б) Мы не поверили своим ушам, услышав такие объяснения

  50. в) У слона очень большие уши

  51. г) Главное – верить в себя, в свои силы

  52. 4. а) Ты способен кого угодно вывести из себя

  53. б) Селекционер мечтает вывести новый сорт пшеницы

  54. в) Она слишком себя любит

  55. г) Долгий путь проделан не ради себя

  56. Г. Укажите предложение с фразеологизмом

  57. 1. а) Старушка жаловалась, что у нее болит голова

  58. б) У меня просто голова идет кругом

  59. в) Слышны тихие шаги: кто-то идет по коридору

  60. г) Лошади бежали кругом

  61. 2. а) Нас с другом не разлить водой

  62. б) Река разлилась широко

  63. в) Вода затопила все прибрежные луга

  64. г) Неси ведро аккуратно, не разлей воду

  65. 3. а) Принимать таблетки нужно строго по часам

  66. б) Котенок растет не по дням, а по часам

  67. в) Дни проходят за днями, время летит

  68. г) Твои часы правильно идут?

  69. 4. а) Хозяин заваривает очень вкусный чай

  70. б) Варить кашу по утрам приходится бабушке

  71. в) Ты заварил кашу, тебе ее и расхлебывать

  72. г) Чем больше кладешь масла в кашу, тем она вкуснее

3. Упражнения для учащихся 5-9 классов (разноуровневые)

Задание 1

    1. Что такое фразеологизм?

    2. Отгадайте загадку:

  1. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

  1. Фальшивят, путают слова.

Поют кто в лес, … .

  1. Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши ... .

Задание 2

Найдите фразеологизм, объясните его значение

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой! (Б. Заходер)

Задание 3

Найдите объяснение каждому фразеологизму

Фразеологизмы: клевать носом; идти нога в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.

Слова для справок: трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

4.КУЛЬТУРА РЕЧИ. БЕРЕГИСЬ – ОШИБКИ!

  1. нельзя сказать: вместо «раскинуть мозгами» - «разбросать мозги» или «раскинуть головой»;

  2. неуместно включение нового слова во фразеологизм: потупить взор – потупить усталый взор;

  3. фразеологизмам не свойственно изменение грамматического строения: фраза «бить баклуши» не может быть произнесена как «бить баклушу: в данном случае множественное число слова «баклуши» остается неизменным;

  4. в большинстве фразеологизмов строго закреплен порядок слов, если поменять слова местами, фраза получится «корявой», хотя смысл ее при этом не изменится;

  5. усеченные фразеологизмы нередко теряют свой смысл, фразы граничат с абсурдом: «умение делать хорошую мину», вместо «умение делать хорошую мину при плохой игре»;

  6. неуместное употребление фразеологизмов в речи: иногда замена слов в составе фразеологизма искажает его, делает смешным и нелепым: «мудрствовать долго» вместо «мудрствовать лукаво», «прятать топор за пазухой» вместо «прятать камень за пазухой», «не стоит ломаного яйца» вместо «не стоит выеденного яйца»;

  7. нельзя изменять фразеологизм посредством обновления грамматической формы: «заморить червячков» вместо «заморить червячка», «убеленная сединой» вместо «убеленная сединами», «робкая десятка» вместо «робкого десятка»;

  8. нельзя изменять предлоги, которые входят в состав фразеологизмов: вместо «поставить точки над и» - «на и», «лоб из семи пядей» вместо «семь пядей во лбу»;

  9. Искажение смысла фразеологизма: На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню. Нарушение состава фразеологизма (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в (одну) ногу со временем, (главный) гвоздь программы, бить (другим) ключом.

  1. ВЕСТИ С УРОКОВ. Наши наблюдения

(Читатель, добавь присказки, образные выражения учителей и учеников)

1) Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учителями:

- ворон считать

-сидеть сложа руки

- валять дурака

- медвежья услуга

- палец в рот не клади

- сломя голову

- выжатый лимон

2) Фразеологизмы, чаще всего употребляемые учениками

- вешать лапшу на уши

- работать, засучив рукава

- кончил дело – гуляй смело

- ни свет ни заря

- бежать сломя голову

- заруби себе на носу

- пальчики оближешь.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ «ЗООЛОГИЧЕСКОЙ ЭЛЕГИИ» П. ХМАРЫ»

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

  1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ «ФРАЗЕОЛОГИЯ»



Список использованной литературы

  1. Анненкова И. Русский язык в тестах и упражнениях. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2004. – 96 с. – («Школьная программа»).

  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. – М.: Просвещение, 1995.-383 с.: ил. – ISBN 5-09-004345-0.

  3. Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: 6 кл. – 2-е изд. – Новосибирск: Сиб. Университетское изд-во. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -232 с.

  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: - Просвещение, 1980. – 447 с.

  5. Львова С.И. ГИА 2011. Русский язык: сб. заданий: 9 класс/С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2011. – 400с.

  6. Максимов С.В. Крылатые слова и выражения русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО - пресс, 2001. – 512 с.

  7. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи.- М.: ТЦ Сфера – 160 с.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов/под общ. ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. - 896 с.

  9. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил. ISBN 978-5-373-00815-0.

  10. Русский язык: полный школьный курс/под ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.- 640 с.: ил.- («Универсальное учебное пособие»). (С. 69-71)

  11. Три века русской поэзии/Сост. Н.В. Банников. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 750 с.: ил.

  12. Угроватова Т.Ю. Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации: пособие для учащихся/Т.Ю. Угроватова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с. (стр. 171-173)

  13. Шанский Н.М. В мире слов: Кн. Для учителя. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.

  14. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: 1963.

  15. Энциклопедия для детей. Т.6. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2001. – 714 с.: ил.

Знайте и уважайте Авторов учебных пособий!

1. Арсирий Анатолий Тимофеевич. Занимательные материалы по русскому языку

2. Ашукин Николай Сергеевич (1890-1972). Крылатые слова



3. Жуков Влас Платонович (1921-1991). Словарь русских пословиц и поговорок

4. Максимов Сергей Васильевич (1831- 1901). Крылатые слова и выражения русского народа

5. Ожегов Сергей Иванович (1900-1964). Словарь русского языка

6. Розе Татьяна Владиславовна (год рожд. 1961). Большой фразеологический словарь для детей.



7. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова

8. Шанский Николай Максимович (1922 – 2005). В мире слов.



9. Энциклопедия для детей. Т.6. Языкознание. Русский язык

10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Афоризмы и крылатые выражения






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!