Актуализация знаний. (повторение пройденного материала, выяснение уровня его усвоения) (слайд 1) (слайд 2) (слайд 3) (слайд 4) | На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах. Рассмотрим тест на экране и ответим на вопросы: | Учащиеся отвечают на вопросы теста, представленного на экране, выбирая правильный ответ среди четырех представленных. Ячейка Пересечение строки и столбца Имя ячейки 34 DF F12 Лист Столбец недостаточно широк В строке формул По правому краю 4 24 |
Объяснение нового материала (слайд 5) (слайд 6) (вспомнить этапы построения графика функции из курса математики) (создание проблемной ситуации) (слайд 7) (Объявление темы и целей урока) (этапы построения графика) (слайд 8) (слайд 9) (слайды 10) (слайд 11) (слайд 12) | Вспомним курс математики. Что такое график и при решении, каких задач его удобно использовать? Понятие график вам знакомо из курса математики. Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y. Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)). Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции Как вы строите графики этих функций в математике? Много ли это занимает времени и насколько точен построенный график? Предлагаю решить следующую задачу, требующую построить график функции очень точно. Задача №1. Построить график функции у = x2+3 с шагом 0,1 в интервале [-5;5] Закройте глаза и представить этот график. Что вы можете сказать про данную функцию? Сколько точек необходимо задать по оси х для решения задания? Эти числа удобны для расчетов? А сможете точно отметить эти значения в системе координат? Как же решить поставленную задачу? Быстро и точно построить график функции? (Вспомните, в каком кабинете вы находитесь и какую программу изучали последние несколько уроков?) Конечно. Открываем тетради и записываем тему урока: «Построение графиков функций средствами Microsoft Excel» Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Построение графика функции практически любой сложности. Быстро и очень точно! Построение графика демонстрируется через проектор. Включаем программу Excel и обозначаем ячейку А1 за х, а ячейку В1 за y. В соответствии с заданным интервалом [-5;5] значение первой точки по оси х равно -5. Вносим это значение в ячейку А2. Следующая точка по оси х должна быть больше предыдущей на 0,1. В ячейку А3 вводим формулу. С какого знака должна начинаться формула? Как будет записана формула? Для задания остальных точек по оси х просто скопируем формулу из ячейки А3. Сколько всего будет заполнено ячеек? Для копирования формулы нажимаем кнопку Ctrl и протягиваем мышкой маркер от А3 до А102. Аналогично поступаем вычисляя значение функции. В ячейку В2 вводим формулу, используя вместо значения х адрес соответствующей ячейки. =А2^2+3 Как быстрее вычислить значение функции в оставшихся точках? Таблица значений функции заполнена, осталось построить график. Для начала выделим мышкой значения нашей таблицы (А1:В102). В меню Вставка выберем диаграммы – Точечная – С гладкими кривыми Настраиваем вид диаграммы, подписи осей, линии сетки и т.д. в меню Работа с диаграммой. На этом график функции построен. Повторим этапы построения графика. Запишите этапы построения графика функции в тетрадь Вопросы? | Ответы учеников В тетрадь В тетрадь Ответ учеников Сначала строим таблицу для х и у. Переменную х берем произвольно, учитывая симметричность функции и область определения, а у считаем по формуле. Затем на координатной плоскости отмечаем точки с полученными координатами и точки соединяем плавной линией.. Чем более точно построен график, тем больше времени требуется на его построение, так как используется больше точек в расчетах. Парабола смещенная на 3 единиц вверх по оси y, симметрична. Сто значений Нет, так как содержат десятичную и сотую часть, и расчеты будут сложны. Нет. Использовать для расчета значений и построения графика функции программу Microsoft Excel. Записывают тему урока в тетрадь Со знака « = » =А2+0,1 101, до ячейки А102 Скопировать значение ячейки В2 в ниже лежащие до В102 Составить таблицу данных. Вызвать мастер диаграмм. Выбрать тип диаграммы Точечная. Установить параметры диаграммы. Выбрать размещение графика. Записывают в тетрадь Задают вопросы по неясным моментам |
Самостоятельная практическая работа за компьютером (слайд 13) (практическая отработка изученного материала, закрепление) | А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций. y=x3 с шагом 0,2 в интервале [-5;5], 0,2 в интервале [0;10] Дополнительно (для тех учащихся, кто сделает предыдущие задания быстро): у = |2 - х| - |2 + х| на участке [-7; 7]. Включаем компьютеры и приступаем к выполнению задания. Пока загружаются компьютеры, выполните зарядку для глаз. Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся Взаимопроверка | Выполняют гимнастику для глаз Выполняют самостоятельно работу на компьютере Учащиеся проверяют друг у друга построенные графики. |