СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение графика функции в Microsoft Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Построение графика функции в Microsoft Excel

Просмотр содержимого документа
«Построение графика функции в Microsoft Excel»




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Беково

Бековского района Пензенской области














КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ



«Построение графика функции в Microsoft Excel»


8 класс










Разработал учитель информатики

МБОУ СОШ №1 р.п. Беково
Бековского района
Пензенской области

Жуков Сергей Викторович













БЕКОВО

2020


Урок по теме «Построение графиков функции в Microsoft Excel»


Цели урока:

  • обучающая вспомнить понятие «график», разновидности графиков из курса математики, познакомить учащихся с этапами построения графиков средствами Microsoft Excel, расширить представление учащихся о возможных сферах применения электронных таблиц.

  • развивающие – развивать познавательные и исследовательские способности, развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач, развивать и отработать умение анализировать.

  • воспитательныевоспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.

Задачи урока:

  • вспомнить этапы построения графика из курса математики;

  • показать этапы построение графиков средствами Microsoft Excel;

  • рассмотреть пример построения графика средствами Microsoft Excel;

  • воспитать интерес к предмету и к программе Microsoft Excel в частности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: рассказ, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, индивидуальная работа.

Технология: ИКТ, проблемное обучение, интегрированный урок «математика+информатика»

Подготовка кабинета:

  • компьютеры;

  • проектор;

  • презентация;

  • программа Microsoft Excel.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 5 мин.

  3. Объяснение нового материала – 15 мин.

  4. Физкультминутка – 1 мин.

  5. Самостоятельная работа за компьютером (закрепление изученного материала)- 15 мин.

  6. Домашнее задание – 1 мин.

  7. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока

Этапы урока

(цель этапа)

Действие учителя

Действия учеников

Организационный момент

(настроить класс на плодотворную работу)

Здравствуйте, ребята! Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.







Актуализация знаний.



(повторение пройденного материала, выяснение уровня его усвоения)



(слайд 1)




















(слайд 2)


























(слайд 3)





















(слайд 4)
















На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах.

Рассмотрим тест на экране и ответим на вопросы:

Учащиеся отвечают на вопросы теста, представленного на экране, выбирая правильный ответ среди четырех представленных.



Ячейка



Пересечение строки и столбца




Имя ячейки






34






DF








F12







Лист









Столбец недостаточно широк





В строке формул







По правому краю








4










24

Объяснение нового материала



(слайд 5)



(слайд 6)















(вспомнить этапы построения графика функции из курса математики)



















(создание проблемной ситуации)































(слайд 7)

(Объявление темы и целей урока)











(этапы построения графика)



(слайд 8)



















(слайд 9)







(слайды 10)





(слайд 11)










(слайд 12)

Вспомним курс математики.

Что такое график и при решении, каких задач его удобно использовать?

Понятие график вам знакомо из курса математики.

Переменная величина y называется функцией переменной величины x, если каждому значению x соответствует определенное значение y.

Графиком называется множество всех точек плоскости, координаты которых (x, F(x)).

Вами в школьном курсе математики были рассмотрены графики линейной функции, квадратичной функции, обратная пропорциональность, функции

Как вы строите графики этих функций в математике?















Много ли это занимает времени и насколько точен построенный график?




Предлагаю решить следующую задачу, требующую построить график функции очень точно.

Задача №1. Построить график функции у = x2+3 с шагом 0,1 в интервале [-5;5]


Закройте глаза и представить этот график.

Что вы можете сказать про данную функцию?



Сколько точек необходимо задать по оси х для решения задания?

Эти числа удобны для расчетов?



А сможете точно отметить эти значения в системе координат?


Как же решить поставленную задачу? Быстро и точно построить график функции? (Вспомните, в каком кабинете вы находитесь и какую программу изучали последние несколько уроков?)


Конечно. Открываем тетради и записываем тему урока: «Построение графиков функций средствами Microsoft Excel»

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с электронными таблицами и рассмотрим еще один способ практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач. Построение графика функции практически любой сложности. Быстро и очень точно!


Построение графика демонстрируется через проектор.

Включаем программу Excel и обозначаем ячейку А1 за х, а ячейку В1 за y. В соответствии с заданным интервалом [-5;5] значение первой точки по оси х равно -5. Вносим это значение в ячейку А2. Следующая точка по оси х должна быть больше предыдущей на 0,1. В ячейку А3 вводим формулу. С какого знака должна начинаться формула?

Как будет записана формула?

Для задания остальных точек по оси х просто скопируем формулу из ячейки А3. Сколько всего будет заполнено ячеек?

Для копирования формулы нажимаем кнопку Ctrl и протягиваем мышкой маркер от А3 до А102.

Аналогично поступаем вычисляя значение функции.

В ячейку В2 вводим формулу, используя вместо значения х адрес соответствующей ячейки. =А2^2+3

Как быстрее вычислить значение функции в оставшихся точках?


Таблица значений функции заполнена, осталось построить график.

Для начала выделим мышкой значения нашей таблицы (А1:В102). В меню Вставка выберем диаграммы – Точечная – С гладкими кривыми

Настраиваем вид диаграммы, подписи осей, линии сетки и т.д. в меню Работа с диаграммой.

На этом график функции построен.

Повторим этапы построения графика.






Запишите этапы построения графика функции в тетрадь


Вопросы?



Ответы учеников



В тетрадь



В тетрадь




Ответ учеников


Сначала строим таблицу для х и у. Переменную х берем произвольно, учитывая симметричность функции и область определения, а у считаем по формуле. Затем на координатной плоскости отмечаем точки с полученными координатами и точки соединяем плавной линией..


Чем более точно построен график, тем больше времени требуется на его построение, так как используется больше точек в расчетах.






Парабола смещенная на 3 единиц вверх по оси y, симметрична.

Сто значений


Нет, так как содержат десятичную и сотую часть, и расчеты будут сложны.


Нет.


Использовать для расчета значений и построения графика функции программу Microsoft Excel.



Записывают тему урока в тетрадь















Со знака « = »


=А2+0,1


101, до ячейки А102






Скопировать значение ячейки В2 в ниже лежащие до В102











Составить таблицу данных.

Вызвать мастер диаграмм.

Выбрать тип диаграммы Точечная.

Установить параметры диаграммы.

Выбрать размещение графика.



Записывают в тетрадь












Задают вопросы по неясным моментам

Самостоятельная практическая работа за компьютером


(слайд 13)




(практическая отработка изученного материала, закрепление)

А теперь попробуйте построить самостоятельно графики функций.

y=x3 с шагом 0,2 в интервале [-5;5],

0,2 в интервале [0;10]

Дополнительно (для тех учащихся, кто сделает предыдущие задания быстро):

у = |2 - х| - |2 + х| на участке [-7; 7].

Включаем компьютеры и приступаем к выполнению задания. Пока загружаются компьютеры, выполните зарядку для глаз.


Учитель проводит консультирование, отвечая на вопросы учащихся



Взаимопроверка







Выполняют гимнастику для глаз


Выполняют самостоятельно работу на компьютере


Учащиеся проверяют друг у друга построенные графики.

Домашнее задание




(слайд 14)

На следующем уроке мы с вами будем продолжать изучать эту тему. Запишите домашнее задание: записи в тетради, подобрать дома три функции, из курса алгебры, которые вам интересны или сложны для построения. (Каждый учащийся подберет себе функции, исходя из своих возможностей, и выполняемые задания будут дифференцированы). Графики этих функций будет строить на следующем уроке, а так же рассмотрим графический способ решения систем уравнений в Excel.


Записывают задание

Подведение итогов

(слайд 15)







Выставление оценок.

Одной из целей урока было показать вам, где и как еще можно применять электронные таблицы. Надеюсь, что эта цель была достигнута и в дальнейшем, когда вам необходимо будет отражать математические или экономические показатели, обрабатывать результаты лабораторных работ, точно строить графики функций вы вспомните, что это удобно и быстро можно делать средствами Microsoft Excel.

Благодарю всех за урок.


Литература


  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.. Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2010;

  2. Семакин И.Г., Шейна Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
    Методическое пособие для учителей. - М, Лаборатория Базовых Знаний «Бином»,, 2006;

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики М., Лаборатория Базовых Знаний «Бином», 2007.


Приложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!