ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Построение графиков функций в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться строить графики функций в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
Организационный момент (3 минуты).
Актуализация базовых знаний (12 минут).
Изложение нового материала (25 минут).
Практическая работа (1 час 30 минут).
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме, задает несложные вопросы.
Изложение нового материала.
Педагог дополнительного образования поясняет тему нового учебного занятия, цель работы. Затем педагог дополнительного образования приступает к объяснению новой темы.
Скажите, пожалуйста, что такое функция?
Обучающийся: Соответствие y = f (x) между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению некоторой величины x (аргумента, или независимого переменного) соответствует определенное значение другой величины y (зависимой переменной, или функции). Такое соответствие может быть задано различным образом, например, формулой, графически или таблицей.
Педагог дополнительного образования: Действительно с понятием функции и построением графиков функций вы уже встречались при изучении алгебры и начала анализа, и сейчас мы вплотную подошли к теме нашего учебного занятия и как вы думаете, чем сегодня на учебном занятии мы будем заниматься?
Обучающийся: Я думаю, что мы будем учиться строить графики функций.
Педагог дополнительного образования: Верно, записали тему учебного занятия «Построение графиков функций в Microsoft Excel 2010». Давайте подумаем, какие цели учебного занятия можно поставить сегодня, перед собой исходя из данной темы?
Обучающийся: повторить материал, изученный на прошлых учебных занятиях; вспомнить последовательность построения графиков функций в математике; познакомить с последовательностью построения графиков функций с помощью табличного процессора Microsoft Excel 2010;
Педагог дополнительного образования: Итак, основываясь на ваших математических знаниях, давайте вспомним как выглядит уравнение окружности и уравнение прямой линии.
Уравнение окружности ω (A; R) имеет вид (x – a)2 + (y – b)2 = R2, где a и b – координаты центра A окружности ω (A; R), а R – радиус окружности.
Определение. Любая прямая на плоскости может быть задана уравнением первого порядка
Ах + Ву + С = 0,
причем постоянные А, В не равны нулю одновременно. Это уравнение первого порядка называют общим уравнением прямой. В зависимости от значений постоянных А, В и С возможны следующие частные случаи:
• C = 0, А ≠0, В ≠ 0 – прямая проходит через начало координат
• А = 0, В ≠0, С ≠0 { By + C = 0} - прямая параллельна оси Ох
• В = 0, А ≠0, С ≠ 0 { Ax + C = 0} – прямая параллельна оси Оу
• В = С = 0, А ≠0 – прямая совпадает с осью Оу
• А = С = 0, В ≠0 – прямая совпадает с осью Ох
План построения графиков функций Осуществить операцию автозаполнение для диапазона [-3;3] с шагом 0,2; Записать формулы, соответствующие функциям в ячейки таблицы; С помощью маркера заполнения записать в ячейки таблицы формулы для указанного диапазона аргумента; Выделить ячейки, по которым будет осуществляться построение графиков функций; Построить графики с помощью меню «Вставка» - «Точечная диаграмма» - «Точечная с гладкими кривыми»; Сделать надпись диаграммы и осей с помощью меню «Макет». |
Практическая работа.
Педагог дополнительного образования предлагает построить графики функций, образующие торшер (рисунок смотри в Приложении 1):
Y1=
на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,2.
Y2=
на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,2.
Y3=
на интервале [- 2 ; 2] с шагом 0,2.
Y4=
на интервале [- 2 ; 2] с шагом 0,2.
Y5=
на интервале [- 2 ; 2] с шагом 0,2.
Y6=
на интервале [- 2 ; 2] с шагом 0,2.
Y7=5*x+15 на интервале [- 3 ; -2] с шагом 0,2.
Y8=-5*x+15 на интервале [2 ; 3] с шагом 0,2.
Y9=
на интервале [- 1,8 ; 1,8] с шагом 0,2.
Y10=
на интервале [- 1,8 ; 1,8] с шагом 0,2.
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
![]()