Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда
Содержание:
- Цели и задачи
- Введение
- Понятие секущей плоскости
- Определение сечения
- Правила построения сечений
- Виды сечений тетраэдра
- Виды сечений параллелепипеда
- Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением
- Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением
- Задача на построение сечения тетраэдра по наводящим вопросам
- Второй вариант решения предыдущей задачи
- Задача на построение сечения параллелепипеда
- Задача на построение сечения параллелепипеда
- Источники информации
- Пожелание учащимся
Цель работы:
Развитие пространственных представлений у учащихся.
Задачи:
- Познакомить с правилами построения сечений.
- Выработать навыки построения сечений тетраэдра и параллелепипеда при различных случаях задания секущей плоскости.
- Сформировать умение применять правила построения сечений при решении задач по темам «Многогранники».
Для решения многих геометрических задач необходимо строить их сечения различными плоскостями.
Секущей плоскостью параллелепипеда ( тетраэдра) называется любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного параллелепипеда (тетраэдра).
L
Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра (параллелепипеда) по отрезкам.
L
Многоугольник , сторонами которого являются данные отрезки, называется сечением тетраэдра (параллелепипеда).
Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками.
При этом необходимо учитывать следующее:
1. Соединять можно только две точки, лежащие
в плоскости одной грани.
2. Секущая плоскость пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам.
3. Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях.
Какие многоугольники могут получиться в сечении ?
Тетраэдр имеет 4 грани
В сечениях могут получиться:
Параллелепипед имеет 6 граней
В его сечениях
могут получиться:
Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точки M , N , K
D
D
точки М и К, т.к. они лежат
в одной грани (А DC ).
M
N
2. Проведем прямую через точки К и N , т.к. они лежат в одной грани (С DB ).
K
B
A
B
A
C
C
3. Аналогично рассуждая, проводим прямую MN .
4. Треугольник MNK –
искомое сечение.
Построить сечение тетраэдра плоскостью,
проходящей через точки E , F , K .
D
1. Проводим К F .
2. Проводим FE .
3. Продолжим EF , продол- жим AC .
F
4. EF AC = М
E
5. Проводим MK .
M
6. MK AB=L
C
A
7. Проводим EL
L
EFKL – искомое
сечение
K
B
Правила
Построить сечение тетраэдра плоскостью,
проходящей через точки E , F , K .
D
С какой точкой, лежащей в той же грани можно соединить полученную дополнительную точку?
Какие прямые можно продолжить, чтобы получить дополнительную точку ?
Соедините получившиеся точки, лежащие в одной грани, назовите сечение.
ЕК и АС
Е LFK
С точкой F
Какие точки можно сразу соединить?
F и K , Е и К
F
L
C
M
A
E
K
B
Правила
Второй способ
Построить сечение тетраэдра плоскостью,
проходящей через точки E , F , K .
D
F
L
C
A
E
K
B
Правила
Первый способ
О
Способ №2.
Способ №1.
Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые.
Построить сечение параллелепипеда плоскостью,
проходящей через точки M,A,D.
В 1
D 1
E
М
A 1
С 1
В
D
А
С
1. AD
2. MD
3. ME//AD , т.к. ( ABC)//(A 1 B 1 C 1 )
4. AE
5. AEMD – сечение.
Построить сечения параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки В 1 , М, N
Правила
В 1
D 1
С 1
A 1
P
К
В
Е
D
А
N
С
M
6. КМ
O
7. Продолжим MN и BD .
1. MN
3. MN ∩ BA=O
8 . MN ∩ BD=E
2.Продолжим MN ,ВА
4. В 1 О
9. В 1 E
5. В 1 О ∩ А 1 А=К
10. B 1 Е ∩ D 1 D=P , PN
Источники информации
- 1. Геометрия 10-11: учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.,М.Просвещение
- 2. Задачи к урокам геометрии 7-11 классы / Б.Г.Зив,С.-Петербург, НПО «Мир и семья», изд-во «Акация».
- 3. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / Д.И.Аверьянов, П.И.Алтынов – М.: Дрофа
ВЫ МНОГОЕ УЗНАЛИ
И МНОГОЕ УВИДЕЛИ!
ТАК ВПЕРЕД, РЕБЯТА:
ДЕРЗАЙТЕ И ТВОРИТЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.