Урок технологии 5 класс, 2 часа. Направление: «Технологии ведения дома. Обслуживающие виды труда» Раздел: «Создание изделий из текстильных материалов» | Учитель: Мироничева Наталья Леонидовна |
Тема: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: | «КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» «ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ФАРТУКА» | Тип урока: комбинированный |
Цель урока | - Образовательная - ознакомить обучающихся с графическими изображениями, видами детали на чертеже, правилами чтения чертежа, обучить приёмам выполнения эскиза; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; формировать способности обучающихся к новому способу действия, практически выполнить конструирование деталей в М 1:4. Познакомить с классификацией одежды и фартуков; историей фартука от древних времён и до наших дней; правилами построения и оформления чертежей швейных изделий; правилами снятия мерок и условными обозначениями мерок для построения чертежа; познакомиться с приемами расчета и построения чертежей швейных изделий, формировать умения выполнять расчеты и построения чертежа фартука. Осваивать информацию о профессии конструктора одежды. - Развивающая - развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать; сопоставлять; сравнивать и развивать графическую грамотность; познакомиться с приемами расчета и построения чертежей швейных изделий, формировать умения выполнять расчеты и построения чертежа фартука. Осваивать навыки точности и аккуратности при выполнении расчетов и построении чертежей, что дает возможность совершенствовать и развивать пространственное воображение. - Воспитательная - воспитывать аккуратность, точность, графическую грамотность, воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, внимательность, эстетический вкус, пространственное воображение, творческое мышление; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности Цели деятельности педагога Продолжить ознакомление с профессиями конструктор, чертежник, модельер; способами оформления чертежей их анализа и чтения; расширить кругозор обучающихся; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда. |
Дидактические средства обучения: | Плакат с чертежами деталей, выкройки деталей изделия и набор деталей кроя, для выполнения практической работы, чертежные инструменты: простые карандаши, линейка «Закройщика», циркуль, ластик, учебник технологии, рабочая тетрадь миллиметровая бумага 25 х20 см, наглядности деталей кроя на рабочем стенде, плакат с линиями основных поясов фигуры человека. |
Методы: | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, практическая работа. |
УМК: | Учебник 5класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая(стр.149-159). Рабочая тетрадь 5 класс (стр. 51-58). |
| |
Формируемые УУД: | регулятивные, познавательные, коммуникативные. |
Опорные понятия: | графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, контурная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная). |
Планируемые результаты: |
Личностные: Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология». Познавательный интерес к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний. | Предметные результаты: Отличие изделия от детали; Типы графических изображений; Сущность понятия масштаб; Чтение чертежа плоскостной детали. Способы конструирования одежды | Метапредметные результаты: (УУД): регулятивные - технологическая последовательность в выполнении задания; прогнозирование контроль качества изделия; планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешать конфликтные ситуации; Корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения познавательные – выбирать наиболее рациональные способы приготовления пищи и проводить сравнительный анализ вкусовых качеств. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Планирование профессиональной карьеры. |
Ресурсы урока |
Для учителя: Рабочая программа5класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая; методическое пособие для учителя5-класс; Учебник Технология 5 класс ООО «Дрофа»– М.:, 2014. Стр.149 – 159; рабочая тетрадь;обучающие стенды. | Для учащихся: Учебник: Технология Учебник Технология 5 класс ООО «Дрофа»– М.:, 2014. Стр.149 – 159. обучающие стенды; |
Ход урока |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап (2 мин.) |
Активация учащихся | Приветствие класса – эмоциональный настрой учащихся. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. Организация рабочего места; Организация внимания всех учащихся | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин.) |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - понятие «графическая документация»; - типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж; - линии чертежа; - о выполнении чертежей деталей. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий. | Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. |
3. Актуализация познавательной деятельности учащихся(5 мин.) |
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала. | Проанализировать полученные знания: какие материалы Вы знаете? достоинства и недостатки тканей; переплетения тканей; виды натуральных тканей; что прочнее при одинаковой толщине хлопок или лен? - Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия? - А как вы понимаете, что такое «конструирование»? Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы? Я подвожу детей к ответу «Разные») В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга? Давайте, посмотрим на (чертеж) - изображение фартука, почему он так выглядит. Чертежи выкроек фартуков вы тоже будете строить разные? Скажите, шить фартуки вы будете все одинаковые или разные? Так как же нам теперь быть? Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга? И фартук, сшитый из прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. - необходимо сделать чертеж выкройки фартука, чтобы его сшить - Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? -В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая? Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из тканей? -Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке. | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему. -С его идеи, эскиза, конструирования -Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия) – Красивые, веселые, грустные
– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой. - Нет, Одинаковы).
-Нет. Разные
-Неинтересно
- необходимо сделать чертеж выкройки фартука, чтобы его сшить
Нет -Мы не знаем, как выполнить задание… | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать свою работу. Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся. |
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.) |
Организовывать осмысленное восприятие новой информации. | Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения: -показать обучающимся плакат с чертежом деталей фартука, назвать все линии, имеющиеся на чертежах; -виды на чертеже, количество видов на чертеже зависит только от сложности детали; -масштаб (размер указывают действительный вне зависимости от масштаба); -чтение чертежа. | Участвуют в беседе, формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. | Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражения своих мыслей. |
5. Первичная проверка понимания (7 мин.) |
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме. | Задает вопросы: Какие чертёжные инструменты используют для выполнения эскиза? В каком случае на чертеже изделия можно изобразить только два вида? Что означает «прочитать чертёж»? Чем основная линия на чертеже отличается от рабочей линии? Почему мерку ДН – не делим на 2 (ответить, почему не нужно делить длину?) Почему мерки Ст-необходимо делить на 2; Сб – делим на 2 что нужно иметь конструктору одежды (мерки) для построения чертежа, что такое конструирование (базисная сетка), для чего конструктор должен знать требования к одежде, только он определяет размеры и форму деталей, их количество и расположение. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют наглядные стенды. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. |
6. Первичное закрепление (40 мин.) |
Обеспечить осмысленное, усвоение и закрепление знаний по теме занятия | Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение практической работы « Анализ и чтение чертежа» приложение 1  Текущий инструктаж: во время урока учитель постоянно напоминает обучающимся,о соблюдении правил безопасной работы в мастерской: Колющие и режущие инструменты без необходимости не брать и хранить в специально отведенных местах. Помнить что кабинет оборудован электро приборами и без разрешения учителя ими не пользоваться! ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! -Что самое ценное в нашем кабинете? ЖИЗНЬ РЕБЕНКА. При правильной организации рабочего места у вас будет возможность выполнить работу точно и аккуратно: поэтому на рабочем столе держите только необходимые для данной работы предметы и материалы в отведённых для них местах. Сформулировать обучающимся требования, которым должен удовлетворять готовый эскиз (технический рисунок) или чертеж; 1.правильный выбор масштаба; 2.рациональное использование поля для чертежа; 3.отсутствие ошибок в изображении деталей 4.соблюдение пропорций деталей на эскизе или техническом рисунке; 5.чёткость линий графического изображения; 6.соблюдение толщины основных и рабочих линий; 7.наличие и точность всех необходимых размеров; 8.правильное нанесение условных обозначений и размеров; 9.аккуратность выполнения чертежа (чистота поля). 10.Оформление чертежа контурными линиями. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Ученики выполняют: чтение чертежа -название деталей -назначение детали - деталь входит в состав изделия -материал детали - ткань; -чертёж изображён в масштабе М1:4; -на чертеже изображен один вид: главный вид спереди 1\2; -посередине (сложенной) детали имеет ось симметрии, относительно которой будет производиться развертка, Основные данные о чертеже ученики заносят в рабочую тетрадь, Рассмотреть и выполнить эскиз (технический рисунок) фартука и его деталей. Начинаем построение чертежа. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин.) |
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования | Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме «КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» Утверждение | Да | Нет | 1. | ˅ | | 2. | | ˅ | 3. | ˅ | | 4. | | ˅ | 5. | | ˅ | Для проверки задания использовать анкету работ учащихся. Правильно выполненное требование -1балл, неправильно - 0 баллов. Оценка определяется как сумма баллов, делённая на два. Ф.И. ученика | | Сумма баллов | Оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | Урок содержит несколько практический заданий поэтому подведение итогов осуществить с помощью комплексной оценки: -за выполнение эскиза; -за задание в рабочей тетради | Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок. | Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (3 мин.) |
Информация о домашнем задании | Три уровня домашнего задания: - Стандартный минимум (репродуктивный уровень) - Конструктивный - Творческий Ответить на вопросы, приведённые в конце темы учебника. Попробовать выполнить на компьютере эскиз несложной детали. Если эскиз получиться. Распечатать и вклеить в тетрадь. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. | Личностные: осознание важности обучения предмету. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин.) |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке: Что нового узнали на уроке? Какие новые понятия вы изучили сегодня? Где можно применить полученные знания в практической деятельности? Для чего необходимо знать данный материал? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог. |
9.аккуратность выполнения чертежа (чистота поля).
10.Оформление чертежа контурными линиями.
-Как читается мерка Ст, Сб, Дн, Днч (карточки показываю).
Делаю анализ изделия (по узлам - называю детали и в целом анализ готового изделия даю общую характеристику) - стенд на стене с деталями фартука - у ребят должен отложиться в памяти зрительный образ изготавливаемого изделия.
Девочки в надетых передничках и фартуках демонстрируют их показывая разнообразие форм и моделей. Параллельно с показом с учащимися ведется разговор:
Девочки садятся на места, одна остается (на доске находится плакат «Линии на фигуре человека») одновременно показываю на натуральном изделии и плакате переход линий от фигуры человека к базисной сетке чертежа (записать в словарь) - записываю на доске новые слова.
Базисная сетка (база - основа надстройки) ее линии совпадают с основными линиями фигуры и определяют общие размеры тела - на нее наносят контуры деталей. Учащиеся должны усвоить: связь линий фигуры человека с изделием.
Девочки выясняют из скольких отдельных деталей состоит фартук (их названия), какие геометрические формы они имеют? (Детали - в словарь)
(меркам: Сб +Псб=8 см) прибавленная сумма (словарь и на доске).
(Во всех трех предложенных словах присутствует буква Е. Отгадайте слова и впишите в пустые клеточки буквы.)