Дата
Уроки изо 19-20
Тема: «Джунгли»
Цель: Создание выразительного пейзажа по мотивам Африканских джунглей.
Задачи:
Предметные:
Познакомить с понятием круговая композиция, формировать навыки составления композиции и ее исполнения.
Научить смешивать сложные зеленые цвета. Познакомить с разными оттенками одного цвета.
Научить рисовать листья растений различной формы.
4.Закреплять навыки передачи воздушной и линейной перспективы. Метапредметные:
Воспитывать внимательность, аккуратность, трудолюбие и умение доводить начатое до конца.
Прививать чувство прекрасного, эстетическое понятие.
Формировать умение оценивать результат своей деятельности.
Материалы: акварельные краски, кисти №2, №3, №5, палитра,
непроливайка, простой карандаш, ластик, альбомный лист.
Оборудование: магнитная доска, магниты, проектор.
Методическое обеспечение: картинки и фотографии джунглей, презентация репродукций картин с круговой композицией, шаблоны листьев и деревьев различной формы и размера, музыка, плакат цветового круга, смайлики настроения.
Задание рассчитано на 2 часа.
План занятия:
Организационный момент.
Ребята готовятся к занятию. Заранее берут краски, кисти, палитру, альбомы и наливают воду.
Постановка темы урока. Вводная беседа.
Здравствуйте, ребята! Прежде чем назвать новую тему, предлагаю вам угадать ее по описанию. Расслабьтесь, закройте глаза, приготовьте ушки, сейчас мы будем слушать.
Включается мелодия - звуки Джунглей, педагог зачитывает описание джунглей:
«Густые заросли, край мерцающих теней. Чем пристальнее вглядываешься в него, тем больше разнообразия видишь. Это загадочные, необычные, неизученные места. Сердце Африки вовсе не черное, оно зеленое. Здесь больше света, тепла и воды, чем где-либо. Идеальные условия для растений. А они здесь повсюду. Бесконечное море листьев блестят с наступлением утра. А ниже - мир стволов. Стволы поддерживают крышу леса. Они - ее водопровод, по которому к листьям перекачиваются минеральные вещества и вода. Есть в этом лесу и ядовитые деревья. На 40 метров выше находится совсем другой мир. Здесь мотор всей жизни леса! Листья впитывают энергию солнца и превращают ее в растительную пищу. Обезьянки целыми днями довольно чавкают этими листьями. Но чтобы выжить, деревья имеют столько листвы, что ее не смогут съесть даже самые голодные обезьянки. Столетиями здесь на смену влажному климату приходит сухой. И тот лес то разрастается, то сокращается». [1]
Ребята, вы догадались, что это за мир? (Дети отвечают.) Все представили себе зеленые сочные Джунгли? Музыка вам помогла? Давайте посмотрим, насколько схожими были ваши представления с настоящими Джунглями!
Ребята рассматривают картинки на экране (Приложение 1).
Итак, с темой занятия вы уже познакомились, и я приготовила для вас несколько задач. Первая из них связана с композицией. Вспомним, что такое композиция? (Воспитанники отвечают.) Для того, чтобы рисунок был наиболее выразительным, приковывал к себе взгляд, используют различные виды компоновки предметов в листе. Поскольку тема наша «Джунгли», я покажу вам это на примере различных растений.
При слове «Джунгли» вы, наверняка, уже представили себе множество деревьев и листвы, не так ли? И, наверняка, уж готовы их поскорее нарисовать?
Педагог расставляет в ряд на листе бумаги картонные шаблоны деревьев и листьев.
Вот так?
Так вы привыкли изображать все, что рисуете: дома, деревья, людей, и т.д. И такая композиция, такая расстановка предметов на листе называется линейной. Но давайте снова представим, что мы попали в эти леса. Что мы внутри него. Обе ваши руки касаются влажных листьев, ноги по колено в траве, но вы идете вперед, слегка нагибаясь, потому что над вами тоже свисают листья, лианы...
Одновременно преподаватель размещает те же шаблоны на листе бумаги по кругу (Приложение 2.1).
И все вокруг вас - джунгли! А впереди - светлое пятно, к которому вы стремитесь, там океан и песок, или ваш шалаш и лодка, или прогуливающиеся животные... Посмотрите, что получилось? Все листья и деревья оказались расположены по кругу и образовали рамку. Такая композиция называется круговой. Давайте еще раз обратимся к экрану и посмотрим на примере великих художников, как еще применяется этот вид композиции.
На экране появляется подборка из 10-12 репродукций картин, изображающих круговую композицию, идет обсуждение (Приложение 3).
Итак, ваша задача, ребята - изобразить джунгли по кругу. Советую нарисовать по обе стороны пальмы, сверху свисающие листья других форм, лианы, а снизу кусты.
Педагог на доске рисует различные по форме и размеру листья. Ребятам предлагается придумать самостоятельно форму кустарников и листьев.
Практическая работа
Дети начинают практическую работу с рисунка простым карандашом. Педагог помогает.
Разминка № 1. Пальчиковая гимнастика «Медузы». Повторяют несколько раз.
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу,
(Отрывают ладони друг от друга, при этом пальцы прижаты)
Выгнем щупальца сильнее,
Вот как гнуться мы умеем!
(Затем, наоборот, соединяют ладони и отрывают пальцы друг от друга)
Ребята продолжают работать с рисунком. После того, как закончили рисовать листья и деревья, педагог просит положить карандаши и вспомнить, что такое линейная перспектива. Дети отвечают своими словами.
Верно, линейная перспектива предполагает, что предмет, который находится дальше от нас, становится меньше, чем предмет, который ближе к нам. С учетом этого явления попробуйте изобразить дальний план.
Дети переходят к изображению дальнего плана - светлого пятна. Самостоятельно выбирают сюжет. Кто-то рисует животных, кто-то океан и песок, кто-то плывущий вдалеке корабль и так далее, а также обсуждают, какие животные обитают в джунглях.
Дети кладут карандаши и обращают внимание на педагога.
Итак, переходим к работе в цвете. Обратите внимание на рисунок (Приложение 2.2). Какого цвета джунгли? (Ребята отвечают на вопросы.) Совершенно верно. Но все зеленые на этом рисунке отличаются друг от друга. Посчитаем, сколько разных зеленых оттенков мы видим. (Насчитывают 5-6 оттенков) Давайте вспомним, какие цвета необходимо смешать, чтобы получился зеленый? (Дети отвечают.) Верно, а теперь подумайте, чтобы зеленый получился светлым, какого цвета мы добавим больше, синего или желтого? А чтобы получить темно-зеленый? Правильно. На палитре смешайте три оттенка зеленого. Средний, светлый и темный.
Дети продолжают работу с красками. Намешанными цветами они окрашивают листья, кусты, лианы.
Для наибольшей выразительности, чтобы создать сложные натуральные оттенки, в зеленый цвет добавляют в небольшом количестве и другие цвета. Поэкспериментируйте, положите в несколько ячеек палитры зеленый цвет из красок и добавьте по капельке красного, розового, оранжевого, фиолетового цветов. Зеленый цвет остался, но приобрел разные оттенки. Эти цвета тоже используйте в своей работе.
Учащиеся продолжают работать в цвете. Педагог напоминает, что для работы с большими объектами используется большая кисть, а с маленькими кусочками и тонкими линиями - маленькая кисть.
Разминка № 2. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»:
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека,
(Сложив ладошки в форме лодочки, делают волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка!
(Обеими руками показывают 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Показывают ушки на голове прямыми ладошками)
У них дли-и-и-инные хвосты
(Кончики пальцев обеих рук соединяют вместе и далее медленно разводят в
стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сгибают пальчики, как будто царапает кошка)
Учащиеся работают с дальним планом, педагог активно помогает (Приложение 4).
Подведение итогов.
Рефлексия. Ребята вывешивают свои готовые работы на доске (Приложение
5).
- Ребята, понравилось вам рисовать джунгли? Не показалось ли вам сложным задание? Как вы считаете, вы справились с заданием?
Педагог вместе с ребятами обсуждает работы, указывает на недочеты и отмечает сильные стороны рисунков. В конце занятия дети получают по три смайлика: веселый, обычный и грустный, и преподаватель просит их охарактеризовать свое настроение одним из смайлов. Дети выбирают подходящий смайл и прикрепляют его к доске с помощью магнитов.
Организационный момент.
Учащиеся убирают свои рабочие места: моют кисти, непроливайки и палитры, вытирают свои столы.