3 | Работа по теме 5 мин 3 мин | Отгадайте загадку. Это что за простачок Лег у двери на бочок,На дороге, на пороге Останавливает ноги? (Коврик) - Может быть, кто-то догадался, какая тема нашего урока? (Изделие «Коврик») - Посмотрим на Слайд(Тема урока: Продолжение работы над проектом «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик») В старину обязательной частью внутреннего убранства дома были половики. Хозяйки не только украшали ими свои дома, но и плели их на продажу. - Откуда мы можем получить информацию о половиках, о том, как их плели? (Из энциклопедии, справочного издания, Интернета, у взрослых и т.д.) Половик - тканое полотно, застилающее поверхность пола в проходах избы. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком: в первом случае они были длинны и узки, во втором – круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда – растения типа рогоза, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть. 2. Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе. В праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйки оставляли домовому праздничный гостинец, приглашали его в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу. Без половиков и уюта нет. Во многих избах стояли ткацкие станы, которые передавались от поколения к поколению. И само ремесло передавалось. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из века в век. - Позже на полах в русских домах стали появляться ковры. - На ручном ковроткацком станке мастерицы вплетали толстые шерстяные и льняные нити в сетчатую основу, закрепляя их узелками. Чем больше узелков, тем дороже ковер. Вообще ковры плетут в разных странах,существуют персидские, молдавские, узбекские, индийские и другие ковры. - Кстати, ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры? (Волшебные ковры-самолеты) - Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах? («Тысяча и одна ночь», «Старик Хоттабыч») Мы продолжаем работу над нашим проектом и украсим комнату самостоятельно сплетенным ковром. Необходимые для работы материалы и инструменты – цветная бумага, карандаш, ножницы, скрепки, линейка. - Какой формы будет изделие? (Прямоугольник) - Назовите варианты применения поделки. (Ответы детей) Положите шаблон из рабочей тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как показано на фотографии. - Прежде, чем вырезать основу коврика по шаблону, нужно повторить правила техники безопасности при работе с ножницами. - Аккуратно вырезаем основу по шаблону. - Скрепками соединяем шаблон и основу для того, чтобы сделать надрезы.- Развернули основу, положили в сторону. - Для того чтобы вырезать полоски шириной 1 см, положите перед собой лист цветной бумаги вертикально цветной стороной вниз. Приложите линейку к верхнему краю листа так, чтобы деление «0» совпадало с левым верхним углом листа. Через каждый сантиметр поставьте карандашом засечку на листе. - Напротив каких цифр нужно поставить засечку? (ответы детей) - Теперь ту же операцию проделаем с нижним краем листа. Но сначала опустите линейку к нижнему краю. Как надо расположить линейку? (Чтобы деление «0» совпадало с левым нижним углом листа) - Как вы думаете, какой следующий шаг в нашей работе? (Соединяем верхние и нижние засечки между собой) - Для этого поверните лист, чтобы он лежал перед вами горизонтально, и проведите карандашом соединительные линии между засечками, находящимися на одном уровне. Проделайте эту операцию с листами тех цветов, которые вы выбрали для работы. (Учитель демонстрирует действия по нарезанию полосок и показывает способ их переплетения.) | Анализируют информацию, слушают учителя; рассматривают слайды, выясняя особенности ковров разных времен и народов Анализируют информацию в учебнике, рассматривают предметно-технологические карты; наблюдают за действиями учителя | П, Р, К |
5 | Выполнение изделия 25 мин | – Выполните изделие коврик самостоятельно Проверяет организацию рабочего места Комментирует некоторые пункты плана Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы | Организуют рабочее место Делают анализ готовых изделий, Отбирают материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами | П, Р, К |