№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные виды деятельности обучающихся |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка моего края | |
1.1 | Фольклор – народное творчество | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, основного настроения, характера музыки; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 2. Народное музыкальное творчество России | |
2.1 | Россия – наш общий дом | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи; разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России; определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке; исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, характера музыки |
2.2 | Фольклор в творчестве профессиональных композиторов | 1 | | | Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке; разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке; знакомство с фрагментом крупного сочинения (симфония), в котором использованы подлинные народные мелодии; наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала |
Итого по разделу | 3 | | |
Раздел 3. Русская классическая музыка | |
3.1 | Образы родной земли | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Выявление мелодичности, интонационной близости русскому фольклору; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором- классиком; вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений |
3.2 | Золотой век русской культуры | 2 | | | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века |
3.3 | История страны и народа в музыке русских композиторов | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком; исполнение Гимна Российской Федерации; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов |
Итого по разделу | 7 | | |
Раздел 4. Жанры музыкального искусства | |
4.1 | Камерная музыка | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа; определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы; разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров; вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр); индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме; выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд |
4.2 | Симфоническая музыка | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии; освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования; образно-тематический конспект; исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки |
4.3 | Циклические формы и жанры | 2 | | | Знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла; разучивание и исполнение небольшого вокального цикла; знакомство со строением сонатной формы; определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат; вариативно: посещение концерта; предварительное изучение информации о произведениях концерта; последующее составление рецензии на концерт |
Итого по разделу | 5 | | |
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ | |
Раздел 1. Музыка народов мира | |
1.1 | Музыкальный фольклор народов Европы | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) |
1.2 | Музыкальный фольклор народов Азии и Африки | 2 | | | Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии; выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России; разучивание и исполнение народных песен, танцев; коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах; вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» |
Итого по разделу | 5 | | |
Раздел 2. Европейская классическая музыка | |
2.1 | Национальные истоки классической музыки | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов; определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов; посещение концерта классической музыки, балета |
2.2 | Музыка-зеркало эпохи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки; разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе); исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов; музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов |
Итого по разделу | 4 | | |
Раздел 3. Духовная музыка | |
3.1 | Храмовый синтез искусств | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования; осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства; исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике; определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: к русской православной традиции; западноевропейской христианской традиции; другим конфессиям (по выбору учителя) |
Итого по разделу | 2 | | |
Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления | |
4.1 | Мюзикл | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет); анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации; просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки; разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов |
Итого по разделу | 1 | | |
Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства | |
5.1 | Музыка и литература | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки; импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»); сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения |
5.2 | Музыка и театр | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004 РЭШ 5 класс https://resh.edu.ru/subject/6/5/ МЭШ 5 класс https://uchebnik.mos.ru/catalogue?aliases=lesson_template,video_lesson,video&subject_program_ids=31937347 | Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра; вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле |
5.3 | Музыка кино и телевидения | 2 | | | Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов; просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма; вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?» |
5.4 | Музыка и изобразительное искусство | 1 | | | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера; вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера |
Итого по разделу | 5 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Традиционная музыка – отражение жизни народа | 1 | | | Урок "Фольклор в музыке русских композиторов" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/ |
2 | Музыка моей малой Родины | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9ae6a https://m.edsoo.ru/f5e9b748 |
3 | Вокальная музыка: Россия, Россия, нет слова красивей | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 |
4 | Музыкальная мозаика большой страны | 1 | | | Урок "Тема Родины в народной и композиторской музыке" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2489?menuReferrer=catalogue |
5 | Вторая жизнь песни | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b270 https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 |
6 | Образы родной земли | 1 | | | Урок "Всю жизнь мою несу Родину в душе" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/start/255279/ |
7 | Слово о мастере | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9bd1a |
8 | Первое путешествие в музыкальный театр | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0 |
9 | Второе путешествие в музыкальный театр | 1 | | | Урок "Путешествие в музыкальный театр. Опера. Балет. (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7418/start/255119/ |
10 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f104 Урок "Через прошлое к настоящему... (кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева)" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/ |
11 | Музыкальная картина | 1 | | | Урок "Что роднит музыку с изобразительным искусством" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/ |
12 | О доблестях, о подвигах, о славе | 1 | | | Урок "«О доблестях, о подвигах, о славе…». Знакомство с жанром реквиема" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/ |
13 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно | 1 | | | Урок "Жанры вокальной и инструментальной музыки" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/ |
14 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d6d8 https://m.edsoo.ru/f5e9e524 |
15 | Всю жизнь мою несу Родину в душе | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8 |
16 | Музыкальные образы | 1 | | | Урок "Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Образы борьбы и победы в искусстве" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/ |
17 | Символ России | 1 | | | Урок "Жанры военно-исторической песни Российской империи (канты, гимны, марши)" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/641353?menuReferrer=catalogue |
18 | Музыкальные путешествия по странам и континентам | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Отражение жанрового и интонационного своеобразия музыкального фольклора народов мира в классическом и современном искусстве" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3463?menuReferrer=catalogue |
19 | Народные традиции и музыка Италии | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Жанровое и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов мира" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3457?menuReferrer=catalogue |
20 | Народные традиции и музыка Италии | 1 | | | Видеоурок ""Итальянская симфония". Ф. Мендельсон" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/10168473?menuReferrer=catalogue |
21 | Африканская музыка – стихия ритма | 1 | | | Урок "По странам и континентам. Жанровое и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов мира" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/3457?menuReferrer=catalogue |
22 | Восточная музыка | 1 | | | Урок "Сюжеты восточных сказок в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2326492?menuReferrer=catalogue |
23 | Истоки классической музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e092 https://m.edsoo.ru/f5e9e236 |
24 | Истоки классической музыки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e3a8 |
25 | Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь | 1 | | | Урок "Биография и творчество В. А. Моцарта" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1607410?menuReferrer=catalogue |
26 | Музыка-зеркало эпохи | 1 | | |
27 | Небесное и земное в звуках и красках | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f884 |
28 | Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье | 1 | | | Урок "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/ |
29 | Мюзиклы в российской культуре | 1 | | | Урок "Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/start/254959/ |
30 | Что роднит музыку и литературу | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b41e |
31 | Музыка в театре, в кино, на телевидении | 1 | | | Урок "Музыка в кино, театре и на телевидении" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/start/305930/ |
32 | Музыка в театре, в кино, на телевидении | 1 | | | Урок "Музыка в театре, кино и на телевидении" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2732955?menuReferrer=catalogue |
33 | Музыка в театре, в кино, на телевидении | 1 | | | Урок "Музыка в театре, кино и на телевидении" (МЭШ) https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/11090494?menuReferrer=catalogue |
34 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e Урок "Музыкальная живопись и живописная музыка" (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |