СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование для 1 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс. Программа "Искусство слышать". Тема "как можно услышать музыку" - главная тема, которая будет рассматриваться в каждой четверти под разным углом зрения, в ней будет"высвечиваться" тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки как величайшей ценности духовной жизни человечества. Структурная особенность - деление на циклы, по четвертям.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование для 1 класса»

Поурочное планирование

1 класс

Дата,

наиме- нование раздела (темы)

уро

ка

Тема урока

(Проблемный контекст урока)

Музыкальный материал

Предметные умения

Как можно услышать музыку»

1 четверть

Сентябрь - октябрь


1

Что значит слышать музыку?

Музыка в окружающем мире и во мне.


-Д.Кабалевский -«Школьные годы»

-Т.Белозерова- «Первый класс»

Я.Дубравин –

«Добрый день»

«Всё звучит вокруг» - Т.Тананко

Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени.

Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.

Уметь различать дирижерский жест.

2

Где музыка берет начало?

«Во поле береза стояла» (р. н. п)

В.Баснер - «С чего начинается Родина»

Т.Белозерова -«Первый класс»

Я.Дубравин -«Добрый день»

Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений.

Уметь начинать и заканчивать пение по жесту дирижера.




3

Колыбельная песня – первая песня человека.

(колыбельность - начало познания музыки и жизни)


«Всё звучит вокруг» - Т.Тананко.

«Котя, котенька-коток» р.н.п.

«Зыбка поскрипывает» р.н.п.

-А. Лядов «Кикимора»

А. Толстой «Кикимора»

Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы.

Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Вслушиваясь в мелодию, различать колыбельность.

4

«Родные корни, родной музыкальный язык»

(интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)

- «По улице мостовой» р.н.п.

- «Песня ямщика» р.н.п. (исп. Суржиков)

-«А и где же это видано» (небылицы)

-потешки, прибаутки

-«Сорока».

-«Кто у нас хороший» р.н.п.


Знать названия нар. инструментов и уметь различать их по тембру.

Сопоставлять народные

и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

5

Краски осени.

-А. Пушкин «Унылая пора»

-А. Плещеев «Осень»

-«Сарафан надела осень»

-З. Левина «Белочки»

-А. Филиппенко «Урожай собирай»


Внимательно слушать музыкальные фраг-менты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;

через пластическое интонирование передавать настроение, характер мелодии.

6

Идём в концертный зал. П.Чайковский.

«Детский альбом»:

-Утренняя молитва

-Мама

-Болезнь куклы

-Новая кукла

«Первый класс»

Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.

Ритмизация, свободное дирижирование.

Сопоставление жизненных ситуаций (быль – небыль)


7

Дом. Земля - кормилица

В. Шаинский «Родительский дом»

-«Зыбка поскрипывает» р.н.п.

-«Котенька-коток»

-П. И. Чайковский Фрагмент симфонии № 6 (гл. тема 1ч)

-Е. Тиличеева «Деревца»

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению,

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му­зыкально-пластическом движении, игре на музыкальных ин­струментах.


8

Звучащий образ Родины. Матушка Россия.


- Г. Струве «Здравствуй, Родина моя!»

-А. Александров Гимн России

-Г. Гладков «Край, в котором ты живёшь»

-Символика России

-Символика города и края.

Знать символику государства.

Вслушиваться в мелодию


9

КАК можно услышать музыку?

-«С чего начинается Родина?» - М.Блантера

-«Гимназический вальс»

-«Здравствуй, Родина моя»

Закрепление знаний об истоках музыки, умения вслушиваться, обобщать музыкально-жизненные впечатления.

«Звучащий образ Родины»

2 четверть

Ноябрь – декабрь

1

«…Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой»

-Д.Гаранин – Гусли

-«Спейс» - Музыка вселенной

-А.Васнецов «Гусляры»

-Былина «Как Илья Муромец богатырем стал»

-«Уж ты поле мое»

Развивать интерес к историческому прошлому своей Родины, народному творчеству.

Знакомство с истоками русской песенности.

2

Былина. Былинность как художественное явление.

-Д.Гаранин –Гусли

- «Уж ты поле мое»

-А. С. Пушкин

«Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы)

-Былина о Добрыне»

-Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

Развивать воображение через имитацию игры на инструменте, знакомство с историей.

Знакомство со словами: летописец, сказитель, былина.

Знакомство с народным эпосом.

3

Добро и зло в поэме и опере «Руслан и Людмила".

-Марш Черномора»

-Ария Руслана «О, поле, поле»

-«Встреча Руслана с Головой»

Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»

- В.Шаинский - «Если добрый ты»

Формирование представления о добре и зле через образы Руслана и Черномора.

Нахождение ассоциаций в музыке и жизни.

Развивать направленность духа на добро, оптимистичность, бескорыстие.


4

Слава русской старине.

- А.Васнецов «Витязь на распутье»

-«Не одна в поле дороженька»

-«Солдатушки, бравы ребятушки»

-Каватина Людмилы»

-Пословицы о добре

Развивать воображение через знакомство с музыкальными портретами героев оперы «Руслан и Людмила».

Словесное рисование героев.

Закрепление понятий о добре и зле.

Формирование интереса к русской старине.

Через исполнение песни закрепляется умение работать в коллективе, умение слушать свой голос в общем хоре.


5

Детская жизнь в музыке.

-«В мире много сказок» (К. Румянова)

-«Детский альбом» -м/ф с музыкой

П. Чайковского

-Д. Б. Кабалевский «Клоуны»

-«Если добрый ты»

Развитие воображения через пластическое интонирование.

Развитие умения слышать «волновое единство» произведений

искусства и окружающего мира.

6

Зимняя дорога.

-«Три белых коня»

-Сочинение и озвучивание сказки «Рукавичка»

-«В лесу родилась ёлочка»

-«Елочке не холодно зимой»


Развитие интонационного слуха, воображение через сочинение сказ-ки с использованием муз.инструментов.

Развивать умение идентифицировать себя с героями сказки.

7

Новый год шагает по планете.

-«Три белых коня»

-«В лесу родилась ёлочка»

-«От зимы не спрятаться»

-«Если нравится тебе»

Развитие увлеченности самостоятельным творчеством.

Развитие выразительности в исполнении песни.

Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением.



























Дата,

наиме- нование раздела (темы)

уро

ка

Тема урока

(Проблемный контекст урока)

Музыкальный материал

Предметные умения

«Что может музыка»?

3четверть

Январь-февраль-март.

1

Рождественские гуляния. Пришла Коляда.

-«Добрый тебе вечер» р.н.п.

-«У хозяина в дому» (колядка)

-«Шла коза по мостику» (считалка)

-«Шёл козлик по лесу» (потешка)

-«Щедрики-ведрики»

Знакомство с народными традициями, обычаями.

Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением.

Расширение знаний о культуре народа через лучшие образцы музыкального фольклора.

2

Путешествие по зимней дороге.

-Агафонников «Сани с колокольчиками»

-«Лебяжий пух»

-«Трескучий, ядрён» (загадки)

-«Как на тоненький ледок» р.н.п.

-А. Вивальди «Зима» («Времена года»)

Накопление слухового опыта.

Развитие умения слышать главное.

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Понимать дирижерский жест.

3

Путешествие за народной мудростью.

-«Как на тоненький ледок»

-Загадки.

-Скороговорки.

-«Как у наших у ворот»

Развитие умения идентифицировать слуховые и зрительные образы.

4









5

Вспомним, братцы, Руси славу.







Родине славу поём – ко дню защитника Отечества.

-М.Глинка «Полонез»(2 д. «Жизнь за царя»)

-Увертюра к опере «Жизнь за царя»

-С. Могилевская «Сказка о громком барабане»

-В.Усачёва музыка к сказке

-«Вспомним братцы Русь и славу» р.н.п.

Знакомство с образцами оперного искусства.

Умение передавать настроение в собственном исполнении.


6

Русские обряды.

А мы масленицу дожидались.

-Проводы масленицы (Римский-Корсаков «Снегурочка» фрагмент из х/ф)

Б. Кустодиев «Масленица»

-«А мы масленицу дожидали» р.н.п.

-«Блины»

-«На горе-то калина» р.н.п.


Знакомство с образцами русского фольклора.

Умение петь по фразам, слушать паузы.


7

Почему растаяла Снегурочка.

-Сцена Мороза и Весны и ария Снегурочки из Пролога «Снегурочка», фрагменты из м/ф)

-«Веснянка» -укр.н.п.

-«Свет и сила – бог Ярило» - закл.хор («Снегурочка»)

-«Не грусти, Снегурочка»

Наблюдение за закономерным обновлением жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

8

Маме любимой песню спою.

-А. Рыбников Колыбельная Тересы из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

-«Зыбка поскрипывает» р.н.п.

-«Котенька-коток» р.н.п.

-Иванников «Самая хорошая»

-Пол Уинтер «Колыбельная китихи маленьким тюленям»

Развитие эмоционально-открытого, уважительного отношения к таким проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье.

9.

Природа просыпается. Весна в музыке.

-Закличка «Ой, кулики»

-«Подснежник. Апрель» - П.Чайковский

-«Утро» - Э.Григ

-И.Левитан -«Март»


Музыкальные краски. Музыкальный пейзаж. Нахождение общего в различных видах искусства















































Дата,

наиме- нование раздела (темы)

уро

ка

Тема урока

(Проблемный контекст урока)

Музыкальный материал

Региональ-

ный компонент

Предметные умения

«Как можно услышать музыку»?

4четверть

Апрель - май

1.

Путешествие в зоопарк. Карнавал животных.

«Карнавал животных» - К.Сен-Санс:

-Королевский марш льва

- Курицы и петух

-Персонаж с длинными ушами

«Зверобика»


Знакомство с народными традициями, обычаями.

Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением.

Расширение знаний о культуре народа через лучшие образцы музыкального фольклора.

2.

Природа в музыке.

«Карнавал животных»:

-Аквариум

-Кукушка в глубине леса

-Кенгуру

«Зверобика»



Накопление слухового опыта.

Развитие умения слышать главное.

Проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Понимать дирижерский жест.

3.

В сказке музыка живет.

Музыка из любимых мультфильмов.

«Пусть смеются дети»- А.Вирижников

Поговорки

коренных народов Приамурья

Сказка «Айога»

Развитие умения идентифицировать слуховые и зрительные образы.

4.










Путешествие за счастьем.








-



Знакомство с образцами оперного искусства.

Умение передавать настроение в собственном исполнении.

5.

Путешествие в страну воспоминаний.





6.

Помнит мир спасённый.

-Проводы масленицы (Римский-Корсаков «Снегурочка» фрагмент из х/ф)

Б. Кустодиев «Масленица»

-«А мы масленицу дожидали» р.н.п.

-«Блины»

-«На горе-то калина» р.н.п.



Знакомство с образцами русского фольклора.

Умение петь по фразам, слушать паузы.


7.

Путешествие в страну будущего.

-Сцена Мороза и Весны и ария Снегурочки из Пролога «Снегурочка», фрагменты из м/ф)

-«Веснянка» -укр.н.п.

-«Свет и сила – бог Ярило» - закл.хор («Снегурочка»)

-«Не грусти, Снегурочка»


Наблюдение за закономерным обновлением жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

8.

Как можно услышать музыку?

Обобщение тем года.

-А. Рыбников Колыбельная Тересы из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

-«Зыбка поскрипывает» р.н.п.

-«Котенька-коток» р.н.п.

-Иванников «Самая хорошая»

-Пол Уинтер «Колыбельная китихи маленьким тюленям»


Развитие эмоционально-открытого, уважительного отношения к таким проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье.

10.

Природа просыпается. Весна в музыке.

-«Подснежник. Апрель» - П.Чайковский

-«Утро» - Э.Григ

-И.Левитан-«Март»

-«Рождение»


Музыкальные краски. Музыкальный пейзаж. Нахождение общего в различных видах искусства