Дата, наиме- нование раздела (темы) | № уро ка | Тема урока (Проблемный контекст урока) | Музыкальный материал | Предметные умения |
Как можно услышать музыку» 1 четверть Сентябрь - октябрь | 1 | Что значит слышать музыку? Музыка в окружающем мире и во мне. | -Д.Кабалевский -«Школьные годы» -Т.Белозерова- «Первый класс» Я.Дубравин – «Добрый день» «Всё звучит вокруг» - Т.Тананко | Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени. Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека. Уметь различать дирижерский жест. |
2 | Где музыка берет начало? | «Во поле береза стояла» (р. н. п) В.Баснер - «С чего начинается Родина» Т.Белозерова -«Первый класс» Я.Дубравин -«Добрый день» | Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку. Находить интонации для характеристики слов и выражений. Уметь начинать и заканчивать пение по жесту дирижера.
|
3 | Колыбельная песня – первая песня человека. (колыбельность - начало познания музыки и жизни) | «Всё звучит вокруг» - Т.Тананко. «Котя, котенька-коток» р.н.п. «Зыбка поскрипывает» р.н.п. -А. Лядов «Кикимора» А. Толстой «Кикимора» | Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. Вслушиваясь в мелодию, различать колыбельность. |
4 | «Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок) | - «По улице мостовой» р.н.п. - «Песня ямщика» р.н.п. (исп. Суржиков) -«А и где же это видано» (небылицы) -потешки, прибаутки -«Сорока». -«Кто у нас хороший» р.н.п. | Знать названия нар. инструментов и уметь различать их по тембру. Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. |
5 | Краски осени. | -А. Пушкин «Унылая пора» -А. Плещеев «Осень» -«Сарафан надела осень» -З. Левина «Белочки» -А. Филиппенко «Урожай собирай» | Внимательно слушать музыкальные фраг-менты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; через пластическое интонирование передавать настроение, характер мелодии. |
6 | Идём в концертный зал. П.Чайковский. | «Детский альбом»: -Утренняя молитва -Мама -Болезнь куклы -Новая кукла «Первый класс» | Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. Ритмизация, свободное дирижирование. Сопоставление жизненных ситуаций (быль – небыль) |
| 7 | Дом. Земля - кормилица | В. Шаинский «Родительский дом» -«Зыбка поскрипывает» р.н.п. -«Котенька-коток» -П. И. Чайковский Фрагмент симфонии № 6 (гл. тема 1ч) -Е. Тиличеева «Деревца» | Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению, передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах. |
8 | Звучащий образ Родины. Матушка Россия. | - Г. Струве «Здравствуй, Родина моя!» -А. Александров Гимн России -Г. Гладков «Край, в котором ты живёшь» -Символика России -Символика города и края. | Знать символику государства. Вслушиваться в мелодию |
| 9 | КАК можно услышать музыку? | -«С чего начинается Родина?» - М.Блантера -«Гимназический вальс» -«Здравствуй, Родина моя» | Закрепление знаний об истоках музыки, умения вслушиваться, обобщать музыкально-жизненные впечатления. |
«Звучащий образ Родины» 2 четверть Ноябрь – декабрь | 1 | «…Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой» | -Д.Гаранин – Гусли -«Спейс» - Музыка вселенной -А.Васнецов «Гусляры» -Былина «Как Илья Муромец богатырем стал» -«Уж ты поле мое» | Развивать интерес к историческому прошлому своей Родины, народному творчеству. Знакомство с истоками русской песенности. |
2 | Былина. Былинность как художественное явление. | -Д.Гаранин –Гусли - «Уж ты поле мое» -А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы) -Былина о Добрыне» | -Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины. Развивать воображение через имитацию игры на инструменте, знакомство с историей. Знакомство со словами: летописец, сказитель, былина. Знакомство с народным эпосом. |
3 | Добро и зло в поэме и опере «Руслан и Людмила". | -Марш Черномора» -Ария Руслана «О, поле, поле» -«Встреча Руслана с Головой» Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» - В.Шаинский - «Если добрый ты» | Формирование представления о добре и зле через образы Руслана и Черномора. Нахождение ассоциаций в музыке и жизни. Развивать направленность духа на добро, оптимистичность, бескорыстие. |
4 | Слава русской старине. | - А.Васнецов «Витязь на распутье» -«Не одна в поле дороженька» -«Солдатушки, бравы ребятушки» -Каватина Людмилы» -Пословицы о добре | Развивать воображение через знакомство с музыкальными портретами героев оперы «Руслан и Людмила». Словесное рисование героев. Закрепление понятий о добре и зле. Формирование интереса к русской старине. Через исполнение песни закрепляется умение работать в коллективе, умение слушать свой голос в общем хоре. |
| 5 | Детская жизнь в музыке. | -«В мире много сказок» (К. Румянова) -«Детский альбом» -м/ф с музыкой П. Чайковского -Д. Б. Кабалевский «Клоуны» -«Если добрый ты» | Развитие воображения через пластическое интонирование. Развитие умения слышать «волновое единство» произведений искусства и окружающего мира. |
6 | Зимняя дорога. | -«Три белых коня» -Сочинение и озвучивание сказки «Рукавичка» -«В лесу родилась ёлочка» -«Елочке не холодно зимой» | Развитие интонационного слуха, воображение через сочинение сказ-ки с использованием муз.инструментов. Развивать умение идентифицировать себя с героями сказки. |
7 | Новый год шагает по планете. | -«Три белых коня» -«В лесу родилась ёлочка» -«От зимы не спрятаться» -«Если нравится тебе» | Развитие увлеченности самостоятельным творчеством. Развитие выразительности в исполнении песни. Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением. |
Дата, наиме- нование раздела (темы) | № уро ка | Тема урока (Проблемный контекст урока) | Музыкальный материал | Предметные умения |
«Что может музыка»? 3четверть Январь-февраль-март. | 1 | Рождественские гуляния. Пришла Коляда. | -«Добрый тебе вечер» р.н.п. -«У хозяина в дому» (колядка) -«Шла коза по мостику» (считалка) -«Шёл козлик по лесу» (потешка) -«Щедрики-ведрики» | Знакомство с народными традициями, обычаями. Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением. Расширение знаний о культуре народа через лучшие образцы музыкального фольклора. |
2 | Путешествие по зимней дороге. | -Агафонников «Сани с колокольчиками» -«Лебяжий пух» -«Трескучий, ядрён» (загадки) -«Как на тоненький ледок» р.н.п. -А. Вивальди «Зима» («Времена года») | Накопление слухового опыта. Развитие умения слышать главное. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Понимать дирижерский жест. |
3 | Путешествие за народной мудростью. | -«Как на тоненький ледок» -Загадки. -Скороговорки. -«Как у наших у ворот» | Развитие умения идентифицировать слуховые и зрительные образы. |
4
5 | Вспомним, братцы, Руси славу. Родине славу поём – ко дню защитника Отечества. | -М.Глинка «Полонез»(2 д. «Жизнь за царя») -Увертюра к опере «Жизнь за царя» -С. Могилевская «Сказка о громком барабане» -В.Усачёва музыка к сказке -«Вспомним братцы Русь и славу» р.н.п. | Знакомство с образцами оперного искусства. Умение передавать настроение в собственном исполнении. |
| 6 | Русские обряды. А мы масленицу дожидались. | -Проводы масленицы (Римский-Корсаков «Снегурочка» фрагмент из х/ф) Б. Кустодиев «Масленица» -«А мы масленицу дожидали» р.н.п. -«Блины» -«На горе-то калина» р.н.п. | Знакомство с образцами русского фольклора. Умение петь по фразам, слушать паузы. |
7 | Почему растаяла Снегурочка. | -Сцена Мороза и Весны и ария Снегурочки из Пролога «Снегурочка», фрагменты из м/ф) -«Веснянка» -укр.н.п. -«Свет и сила – бог Ярило» - закл.хор («Снегурочка») -«Не грусти, Снегурочка» | Наблюдение за закономерным обновлением жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. |
8 | Маме любимой песню спою. | -А. Рыбников Колыбельная Тересы из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» -«Зыбка поскрипывает» р.н.п. -«Котенька-коток» р.н.п. -Иванников «Самая хорошая» -Пол Уинтер «Колыбельная китихи маленьким тюленям» | Развитие эмоционально-открытого, уважительного отношения к таким проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье. |
9. | Природа просыпается. Весна в музыке. | -Закличка «Ой, кулики» -«Подснежник. Апрель» - П.Чайковский -«Утро» - Э.Григ -И.Левитан -«Март» | Музыкальные краски. Музыкальный пейзаж. Нахождение общего в различных видах искусства |
Дата, наиме- нование раздела (темы) | № уро ка | Тема урока (Проблемный контекст урока) | Музыкальный материал | Региональ- ный компонент | Предметные умения |
«Как можно услышать музыку»? 4четверть Апрель - май | 1. | Путешествие в зоопарк. Карнавал животных. | «Карнавал животных» - К.Сен-Санс: -Королевский марш льва - Курицы и петух -Персонаж с длинными ушами «Зверобика» | | Знакомство с народными традициями, обычаями. Развитие ритмического слуха через исполнение песни с движением. Расширение знаний о культуре народа через лучшие образцы музыкального фольклора. |
2. | Природа в музыке. | «Карнавал животных»: -Аквариум -Кукушка в глубине леса -Кенгуру «Зверобика» | | Накопление слухового опыта. Развитие умения слышать главное. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности. Понимать дирижерский жест. |
3. | В сказке музыка живет. | Музыка из любимых мультфильмов. «Пусть смеются дети»- А.Вирижников | Поговорки коренных народов Приамурья Сказка «Айога» | Развитие умения идентифицировать слуховые и зрительные образы. |
4.
| Путешествие за счастьем. | - | | Знакомство с образцами оперного искусства. Умение передавать настроение в собственном исполнении. |
5. | Путешествие в страну воспоминаний. | | | |
| 6. | Помнит мир спасённый. | -Проводы масленицы (Римский-Корсаков «Снегурочка» фрагмент из х/ф) Б. Кустодиев «Масленица» -«А мы масленицу дожидали» р.н.п. -«Блины» -«На горе-то калина» р.н.п. | | Знакомство с образцами русского фольклора. Умение петь по фразам, слушать паузы. |
7. | Путешествие в страну будущего. | -Сцена Мороза и Весны и ария Снегурочки из Пролога «Снегурочка», фрагменты из м/ф) -«Веснянка» -укр.н.п. -«Свет и сила – бог Ярило» - закл.хор («Снегурочка») -«Не грусти, Снегурочка» | | Наблюдение за закономерным обновлением жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. |
8. | Как можно услышать музыку? Обобщение тем года. | -А. Рыбников Колыбельная Тересы из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» -«Зыбка поскрипывает» р.н.п. -«Котенька-коток» р.н.п. -Иванников «Самая хорошая» -Пол Уинтер «Колыбельная китихи маленьким тюленям» | | Развитие эмоционально-открытого, уважительного отношения к таким проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье. |
10. | Природа просыпается. Весна в музыке. | -«Подснежник. Апрель» - П.Чайковский -«Утро» - Э.Григ -И.Левитан-«Март» -«Рождение» | | Музыкальные краски. Музыкальный пейзаж. Нахождение общего в различных видах искусства |