Поурочно-тематическое планирование. Физика – 7 класс |
| | Образовательный стандарт | | |
Дата | Раздел, тема урока, количество часов Деятельность учащихся по формированию ключевых компетенций | Основные общеучебные знания, умения и навыки, соответствующие гос.стандарту | Демонстрации | Формы и сроки контроля | Мтод. Сопровождение (ЦОР, образовательные ресурсы по предмету) | Дом. задание | Примечание |
план | факт |
02.09-06.09 | | Введение (4ч) 1/1. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты Общекультурная компетенция: знать вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики (Аристотель, М.В. Ломоносов). | Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе и теле, основных методах физики – наблюдениях и опытах, их различии. Иметь представление о методах физической науки, о способах измерения физических величин; Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). | Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. Показ наборов тел и веществ. Рисунок 2.1.1. Механические колебательные системы. Рисунок 2.2.1. Колебания груза на пружине. Трения нет. | | http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu
| Параграфы 1-3, Л.№3,5,12. | |
| | 2/2. Физические величины, измерение физических величин Учебно-познавательная компетенция: измерение физических величин (промежутка времени, длины, объема). | Применение мензурки | | § 4, 5; определить цену деления мензурки и объем воды в ней по рис. 7 учебника; упр. 1. | |
09.09.-13.09 | | 3/3 Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Учебно-познавательная компетенция: измерение физических величин (промежутка времени, длины, объема). Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах. | | Л.р. | Определить цену деления имеющихся дома приборов. Задание 1 (стр.12) | |
| | 4/4 Физика и техника Информационная компетенция: самостоятельный поиск информации о великих физиках, обработка информации и сообщение классу. | | | Параграф 6, сообщения об ученых-физиках | |
16.09-20.09 | | Первоначальные сведения о строении вещества (5ч) 5/1 Строение вещества. Молекулы. Л/р №2 «Определение размеров малых тел» Учебно-познавательная компетенция: измерение размеров малых тел способом рядов. Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах. | Значение знаний о строении вещества, доказательства строения веществ из частиц. Представление о размерах молекул.
| Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами). Опыты по рис. 10, 11 учебника. Модели молекул воды из цветного пластилина (2 экз.), разложение их на атомы кислорода и водорода и «образование» молекул этих газов. Модель 3.1. Броуновское движение. Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы. | Л.р. | http://www.ivanovo.ac.ru/phys
http://school.ort.spb.ru/library/physics/7class/main_7.htm | §7, 8; задание 1, 2 лабораторной работы № 2 «Определение размеров малых тел»; | |
| | 6/2 Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела Ценностно-смысловая компетенция: объяснение и практическое применение физических знаний о диффузии. | Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь между скоростью движения молекул и температурой тела. | Диффузия жидкостей ([2], с. 47, 48), газов ([2], с. 48), твердых тел (фрагмент кинофильма «Молекулы и молекулярное движение»). Модель движения молекул при низкой и высокой температуре (проецируется прибор «Модель броуновского движения», из которого предварительно вынута шайба). Модель 3.1. Броуновское движение. Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы. | | § 9; задание 2 (стр.23), п.1 (стр.172-173, по желанию) | |
23.09-27.09 | | 7/3 Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. Ценностно-смысловая компетенция: объяснение и практическое применение физических знаний о явлениях смачивания и несмачивания, капиллярности и об агрегатных состояниях вещества. | Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел и жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул. Применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, различия между агрегатными состояниями вещества. | Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек; сжатие и распрямление упругого тела. Рисунок 3.5.1. Пример ближнего порядка молекул жидкости и дальнего порядка молекул кристаллического вещества: 1 – вода; 2 – лед. Рисунок 3.5.2. Водяной пар (1) и вода (2). Молекулы воды увеличены примерно в 5∙107 раз. | | § 10,11, 12 упр.2, Задание 3 Л.№ 46, 50, 59
| |
30.09-04.10 | | 8/4 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества» Учебно-познавательная компетенция: уметь описывать и объяснять физические явления на основе молекулярного строения вещества. | Применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, различия между агрегатными состояниями вещества. Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетической теории. | Рисунок 3.6.1. Кристаллическая решетка поваренной соли. |
Тест – строение вещества | Повторить п. 1-12, Л№ 13, 30, 43, 58, 78, 86. | |
| | |
| | | | |
07.10-11.10 | | 9/5 Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» |
| | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч) 10/1 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Учебно-познавательная компетенция: наблюдение и описание неравномерного и равномерного механического движения, проведение простых опытов по выявлению зависимости пути от времени.
| Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное движение.
| Относительность движения (с использованием заводного автомобиля, указателей и «пассажира»); траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую; измерение пути, пройденного куском мела по доске; равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой. | | http://www.history.ru/freeph.htm
http://physics.nad.ru/
http://www.kursk.ru/
| § 13, 14; упр. 3; задание 4: | |
14.10-18.10 | | 11/2 Скорость. Единицы скорости. Учебно-познавательная компетенция: измерение и расчет физических величин (промежутка времени, расстояния, скорости). Понимать смысл величин: скорость, путь, время. | Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Численные значения одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах; примеры скоростей разных тел (анализ табл. 1, с. 34 учебника).
| Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага); решение задач № 2, 3 из упр.8. | | § 15; задачи № 1, 4 из упр. 4. Рассчитать среднюю скорость движения. | |
| | 12/3 Расчет пути и времени движения. Учебно-познавательная компетенция: измерение и расчет физических величин (промежутка времени, расстояния, скорости). Понимать смысл величин: скорость, путь, время. | Вычисление пути, пройденного при равномерном движении (устно, с использованием табл. 1). Определение пути (словесная формулировка и запись формулы). Нахождение времени движения тел (на числовых примерах). Развитие умений графического решения задач. Решение задач № 1, 4 из упр. 9 и № 10 из раздела «Задачи для повторения» (с записью условия в буквенном виде).
| Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости). | | § 16; задачи № 2, 5, 6 из упр. 5. | |
| | 13/4 Решение задач по теме : расчет пути и времени движения | Вычисление пути, пройденного при равномерном движении, нахождение времени движения тел. | | С.р.- расчет пути и времени движения | | |
21.10-25.10 | | 14/5 Явление инерции. Решение графических задач. Ценностно-смысловая компетенция: объяснить явление инерции. Компетенция личностного самосовершенствования: сознательное выполнение правил безопасного движения на дорогах. | Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. | Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку | | § 17; Л№ 171, 173, 177. | |
| | 15/6 Взаимодействие тел. Ценностно-смысловая компетенция: объяснять явление взаимодействия тел. Учебно-познавательная компетенция: наблюдение и описание взаимодействия тел. | Изменение скоростей тел при их взаимодействии. | Взаимодействие тел (по рис. 40, 41 учебника); опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный, шар. | | § 18; Л №195, 197, 200 | |
04.11-08.11 | | 16/7 Масса тела. Единицы массы. Учебно-познавательная компетенция: уметь измерять массу тел, понимать смысл физического понятия массы. | Масса тела. Единицы массы. Некоторые данные о массах тел ([З], с. 31, 32). Весы. Взвешивание.
| Гиря массой 1 г, монеты различного достоинства. Определение масс российских монет.
| | § 19; упр. 6 | |
| | 17/8 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Учебно-познавательная компетенция: измерение массы на весах. Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах. | | Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами).
| Л.р. | §20; Л№ 205, 210, 212 | |
11.11-15.11 | | 18/9 Плотность вещества | Понятие плотности вещества. Определение плотности (словесная формулировка и запись формулы). Единицы плотности. Анализ табл. 2–4 учебника. | Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел), демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы. | | § 21; повторить понятие «цена деления прибора» (с. 9). Упр. 7 (1-3) | |
| | 19/10 Решение задач по теме: плотность вещества | Нахождение плотности вещества по известным массе и объеме тела. | | | | |
| | 20/11 Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»; Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела». Учебно-познавательная компетенция: измерение объема тела с помощью мензурки, расчета плотности тела. Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах. | | | Л.р. | Составить план выполнения л/р №5 (устно). § 21 (повторить); задачи № 4,5 из упр. 7. | |
18.11-.22.11 | | 21/12 Расчет массы и объема тела по его плотности. Учебно-познавательная компетенция: расчет массы и объема тела по его плотности. | Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы, формулировка правила нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по массе и плотности. Отработка вопросов (с. 48 «Повторение темы»). | Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов. | | | § 22; задачи упр. 8. | |
| | 22/13 Решение задач по теме «Плотность вещества» Учебно-познавательная компетенция: расчет массы, объема тела, плотности. | Контрольную работа на 15–20 мин по материалу: «Инерция», «Масса тела», «Плотность вещества». | | Тест - плотность вещества | http://www.kursk.ru/win/client/gimn | Повторить п.13-22, Л№ 230, 236, 258, 272, 281 | |
| | 23/14 Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса. Плотность вещества» | | | | | | |
25.11-29.11 | | 24/15 Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Учебно-познавательная компетенция: описание явления тяготения, понимание смысла физической величины – сила. Информационная компетенция: самостоятельный поиск, обработка информации о всемирном тяготении, И. Ньютоне, представление информации классу. | Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Анализ и разбор ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной (контрольной) работы. | Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально. Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести. | | | § 23, 24; Л№ 286, 288, 293 | |
| | 25/16 Сила упругости. Вес тела. Единицы силы Учебно-познавательная компетенция: описание явления деформации тел, понимание смысла физической величины – сила упругости. | Возникновение силы упругости. Опытное подтверждение. Единица силы – ньютон (1 Н). Формула для определения силы тяжести по массе тела. Вес и сила тяжести.
| Опыт по рис. 62 учебника; демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес –1 Н и –10 Н). Рисунок 1.7.6. Измерение силы по растяжению пружины. Рисунок 1.12.1. Деформация растяжения. | | | § 25, 26, 27; упр. 9 (1,3,4); § 2, 3 из доп. материала | |
02.12-06.12 | | 26/17 Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Учебно-познавательная компетенция: экспериментальное исследование по выявлению зависимости силы упругости от удлинения пружины. Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах. Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия динамометра. | Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия. | | | http://www.fizika.ru/ | § 28; задачи № 1, 2, 3 из упр. 10. | |
| | 27/18 Графическое изображение силы. Сложение сил. Учебно-познавательная компетенция: уметь описывать и объяснять движение и покой тел на основе понятия равнодействующая сил. Информационная компетенция: выполнение рисунков, схем. | Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Решение задач № 36–38 из раздела «Задачи для повторения».
| Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром (при опросе). Опыты по рис. 70 и 72 учебника. Рисунок 1.14.1. Равновесие твердого тела под действием трех сил. При вычислении равнодействующей все силы приведены к одной точке C. Рисунок 1.14.6. Падающая Пизанская башня. | | | §29; задачи № 1, 3 из упр. 11, Л№ 355, 356 | |
09.12-13.12 | | 28/19 Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Учебно-познавательная компетенция: экспериментальное исследование по выявлению зависимости силы трения от силы нормального давления. | Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике.
| Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники. Рисунок 1.13.1. Сила трения покоя. Рисунок 1.13.3. Силы трения при скольжении. | | http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/morozova/fizika7.html | § 30, 31, 32; Л№ 400, 403, 409, 425 | |
| | 29/20 Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил). Учебно-познавательная компетенция: практическое использование знаний для решения задач жизненного содержания. | Решение задач типа № 27, 33, 35, 45 из раздела «Задачи для повторения».
| | С.р. – расчет плотности вещества, графическое изображение сил. | | Повторить п. 23-32, подготовиться к контр. работе | |
16.12-20.12 | | 30/21 Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел» |
| | ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 ч) 31/1 Давление. Единицы давления Учебно-познавательная компетенция: измерение давления, проведение опытов по определению зависимости давления от площади опоры, понимание смысла физической величины давление. | Давление. Единицы его измерения. | . Опыты по рис. 82, 83 учебника. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос «покупки»; определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры). | | http://physicomp.lipetsk.ru/ | § 33; задачи № 2, 3 из упр. 12; задание 6 (1) на с. 82 учебника | |
23.12-27.12 | | 32/2 Способы уменьшения и увеличения давления Информационная компетенция: поиск, обработка и представление информации о способах уменьшения и увеличения давления в природе, быту и технике. | Упражнения на вычисление давления. Реальные значения давлений, встречающихся в технике ([З], с.53). Роль гусениц трактора, фундамента здания, острия колющего инструмента. Нахождение давления, которое производит человек, стоя и при ходьбе. Сравнение давлений, производимых бруском, поставленным на разные грани. Решение задач № 50, 52 из раздела «Задачи для повторения». | Кинофильм «Сила давления и давление». | | § 34; Л № 438, 442, 450; задание 6 (2) на стр. 82. | |
| | 33/3 Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление». компетенция личностного самосовершенствования: практическое применение знаний о зависимости давления газа от температуры, транспортировке сжатого и сжиженного газа. | | Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика – резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора «Шар Паскаля»). Изменение давления газа при нагревании (см. [9], с. 48, рис. 1).
| | § 35; Л№ 462, 465, 470 | |
15.01-17.01 | | 34/4 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона Паскаля, объяснять явления на основе знания закона Паскаля. Общекультурная компетенция: знать выдающихся ученых, оказавших влияние на развитие физики на примере Б. Паскаля. | Различие между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа.) Демонстрации и опыты (см. [9], с. 48, рис. 2). | Рисунок 1.15.1. Закон Паскаля. | | § 36; задачи № 1-4 из упр. 14. | |
| | 35/5 Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Учебно-познавательная компетенция: проведение простых опытов по выявлению зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости. | Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Правило расчета давления жидкости. Решение задач № 1, 2 из упр. 23. | Горизонтальность свободной поверхности жидкости (см. [9], с. 49, рис. 3). Опыты по рис. 95–99, 104 учебника. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменяются ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно). Рисунок 1.15.2. Зависимость давления от высоты столба жидкости. | | § 37, 38; упр.15; §4 (с. 176-178 учебника) – по желанию. | |
20.01-24.01 | | 36/6 Решение задач по теме: расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Решение задач типа, самостоятельная работа. | | С.р. – расчет давления на дно и стенки сосуда | http://www.elmagn.chalmers.se/~igor
http://gannalv.narod.ru/fiz
http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/29/cont29.htm
| § 37, 38 (повторить); § 5, 6 (с. 178-180 учебника) – по желанию. | |
| | 37/7 Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Ценностно-смысловая компетенция: практическое применение в повседневной жизни сообщающихся сосудов, объяснения устройства и принципа действия приборов и сооружений, действующих на свойстве сообщающихся сосудов (артезианский колодец, шлюз, водомерное стекло, жидкостный манометр). | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла. Самостоятельное решение задачи № 2 из упр. 24 и задания 14 (2) (на с. 82 учебника). | Опыты по рис. 4 (горизонтальную линию можно обозначить натянутым шнуром). Самодельное водомерное стекло (см. [9], с. 50, рис. 5), фонтан (см. [9], рис. 6). Таблицы, иллюстрирующие устройство шлюзов и водопровода.
| | § 39; задачи № 1-3 из упр. 16, | |
27.01-31.01 | | 38/8 Вес воздуха. Атмосферное давление Ценностно-смысловая компетенция: объяснять физическое явление атмосферное явление. | Атмосферное давление. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.
| . Опыты по рис. 114–116, 119, 117 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой). | | §40, 41; упр. 17, 18, задание 10 (по выбору). | |
| | 39/9 Измерение атмосферного давления Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия ртутного барометра. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления (в Паскалях). Расчет силы, с которой атмосфера давит на поверхность тела (стола, тетради и др.).
| Опыт по рис. 123 учебника и опыт 52 [1]. Действие вантуза и присоски | | § 42; п.7 (с. 181-182) – по желанию; задача № 1, 4 из упр. 19, задание 11(стр. 104) одно по выбору. | |
03.02-07.02 | | 40/10 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия барометра-анероида Учебно-познавательная компетенция: пользоваться барометром для измерения атмосферного давления, объяснять зависимость атмосферного давления от высоты. | Барометр-анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задачи № 66 из раздела «Задачи для повторения» и VI.31–9 из [5]. | Барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра». Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха.
| | §43, 44; упр. 20; 21 (1, 2,3) | |
| | 41/11 Решение задач по теме: атмосферное давление на различных высотах. | | | | | |
| | 42/12Манометры. Поршневой жидкостный насос. Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия манометра, жидкостных насосов, их применение в повседневной жизни. | Устройство и действие открытого жидкостного и металлического, манометров. Решение задач | Опыты по рис. 126 и 127 учебника. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции).
| Тест по теме атмосферное давление | § 45, 46; п. 36 (повторить); упр. 22. | |
10.02-14.02 | | 43/13Гидравлический пресс Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять устройство и принцип действия гидравлического пресса. | Принцип действия гидравлического пресса | Действие модели гидравлического пресса. Рисунок 1.15.4. Пример сообщающихся сосудов. В правом сосуде поверхность жидкости свободна. Модель 1.17. Гидравлическая машина. Рисунок 1.15.5. Гидравлическая машина. | | § 47; задачи № 1, 2 из упр. 23; задание 13 (стр.114) | |
| | 44/14Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы.
| Опыты по рис. 137 и 138 учебника | | § 48; Л№ 605, 608, 611. | |
17.02-21.02 | | 45/15Архимедова сила. Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона Архимеда. Общекультурная компетенция: знать вклад Архимеда в развитие физики. | Вывод правила для вычисления архимедовой силы. Решение задач типа № 74 из раздела «Задачи для повторения».
| Опыт по рис.139 учебника. Рисунок 1.15.3. Архимедова сила. | | § 49; п.8 (с. 183 учебника) – по желанию; задачи № 1–3 из упр. 24 | |
| | 46/16 Решение задач по теме: сила Архимеда | | | | | |
| | 47/17Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Учебно-познавательная компетенция: проведение опытов по выявлению зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, объема погруженного тела.Коммуникативная компетенция: работа в парах.Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы. | | | Л.р. | Упр. 24 (4), задание 14 (стр. 120). | |
24.02-28.02 | | 48/18Плавание тел. Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять явление плавания тел. | Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает. | Опыты по рис. 142 учебника. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). Опыт 69 [1]. | | § 50; задачи № 1, 4, 5 из упр. 25. | |
| | 49/19Решение задач. | Анализ вопросов, Решение задач типа Vl.36–10, Vl.36–11, VI.36–13 из [5]. | Опыты по рис. 8 (см. [9], с.53), их можно сопровождать постановкой проблемных вопросов.
| | § 49, 50 (повторить); Л. № 612, 618, 630, 634. | |
03.03-07.03 | | 50/20Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» Учебно-познавательная компетенция: проведение исследований по выяснению условий плавания тел. Коммуникативная компетенция: работа в парах. Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы. | | | Л.р. | Л. № 628, 633; сообщения по теме «Плавание тел. Воздухоплавание. Плавание судов» | |
| | 51/21Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. Ценностно-смысловая компетенция: практическое применение знаний для объяснения плавания тел и воздухоплавания. Общекультурная компетенция: знать достижения науки и техники в области создания кораблей, подводных лодок, аэростатов. | Применение условий плавания тел. Водный транспорт. Решение задач № 76, 77 из раздела «Задачи для повторения». Подъемная сила. Воздушный шар. Решение задач | Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь).
| |
| § 51, 52; задачи № 1, 2 из упр. 26; упр. 27. | |
10.03-14.03 | | 52/22Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | Решение задач типа Vl.34–10, Vl.34–11, VI.35–6, V1.34–8 из [5] | | Тест по теме сила Архимеда | | Задание 16 (стр. 125); Л№ 641, 651, 598. | |
| | 53/23Контрольная работа «Архимедова сила». |
17.03-21.03 | | РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ ( 13 ч) 54/1 Механическая работа. Единицы работы. Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл физического понятия работа, уметь измерять работу по пройденному пути и приложенной силе.
| Механическая работа. Вычисление работы. Единицы ее измерения. Разбор примера решения задачи на с. 111 учебника и решение задач типа: вычислить работу, совершенную при подъеме: груза массой 120 кг на 20 см; книги массой 400 г на 1,5 м; балки массой 0,1 т на 5 м. | Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении). Рисунок 1.18.1. Работа силы. Модель 1.20. Механическая работа. Рисунок 1.19.1. Работа равнодействующей силы. Рисунок 1.19.3. Работа силы тяжести. | |
http://gannalv.narod.ru/fiz | § 53; задача № 3 из упр.28, задание 17 (стр. 132) | |
| | 55/2 Решение задач по теме: механическая работа | | | | | |
| | 56/3Мощность. Решение задач Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл физического понятия мощность, уметь измерять мощность по совершенной работе и затраченному времени..
| Мощность. Единицы измерения мощности. Ознакомление с данными табл. 73 и 80 из [З]. Решение задач: № 3 из упр. 36; № 2, 4 из упр. 37; № 81, 82 из раздела «Задачи для повторения». | Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 22 (2) на с. 112 учебника). | Тест по теме механическая работа и мощность | | § 54; задачи № 1, 3 из упр. 29; задание 18 (стр. 135, одно по выбору). | |
31.03-04.04 | | 57/4Простые механизмы. Рычаг. Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять принцип действия простых механизмов. Учебно-познавательная компетенция6 наблюдение и описание равновесия тел на рычаге. | Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Решение задач | Простые механизмы (без рассмотрения устройства). Опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника.
| |
http://gannalv.narod.ru/fiz | § 55, 56. Л№ 729, 730, 733. | |
| | 58/5Момент силы | Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента. Решение задач | Условие равновесия рычага (по рис. 154 учебника). | | § 57; 58. Л№ 737, 740 | |
| | 59/6 Решение задач по теме: условие равновесия рычага | | | | | |
07.04-11.04 | | 60/7Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага» Учебно-познавательная компетенция: проведение исследований по выявлению условий равновесия рычага. Коммуникативная компетенция: умение работать в парах Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы. | Выяснение условий равновесия рычага. Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов.
| Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п. | Л.р. | Л№ 741, 749. | |
| | 61/8Блоки. «Золотое правило» механики Ценностно-смысловая компетенция: устройство и принцип действия блоков, применение простых механизмов в повседневной практике и технике. Компетенция личностного самосовершенствования: применение знаний для безопасного применения простых механизмов. | Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач № 85, 86 из раздела «Задачи для повторения». | Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ. Модель 1.10. Движение тел на легком блоке. | . | | § 59, 60; задачи № 1, 2 из упр. 31, задание 19 9стр. 150). | |
14.04-18.04 | | 62/9Решение задач по теме «Простые механизмы» | Решение задач | | С.р. | Задачи № 3, 4, 5 из упр. 31. | |
| | 63/10Коэффициент полезного действия механизма. (Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».) Учебно-познавательная компетенция: проведение опытов по определению КПД наклонной плоскости. Коммуникативная компетенция: умение работать в парах. Информационная компетенция: представление результатов в таблицах. | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Определение КПД наклонной плоскости.
| | | § 61; Л№ 787, 788. | |
21.04-25.04 | | 64/11Потенциальная и кинетическая энергия. Учебно-познавательная компетенция: понимание смысла физических понятий энергия, потенциальная и кинетическая энергия. | Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого и деформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задачи № 90 из раздела «Задачи для повторения»
| Опыты по рис. 171 и 172 учебника. Опыты по рис. 13 и 14 (см. [9], с.57), подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. Опыт 83 [1]. Модель 1.21. Кинетическая и потенциальная энергия. | | § 62, 63; упр. 32 (1, 3, 4) | |
| | 65/12Превращение одного вида механической энергии в другой. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа). Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона сохранения и превращения механической энергии. | Переход одного вида механической энергии в другой. Обсуждение вопросов типа: какую работу может совершить тело, обладающее потенциальной энергией? какое из названных вам тел обладает кинетической энергией? какое тело обладает, по вашему мнению, и кинетической, и потенциальной энергией? | Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении «сегнерова колеса». | | | § 64, упр. 33 | |
| | 66/13Контрольная работа № 4 «Простые механизмы. Работа и мощность». |
19.05-30.05 | | 67-68 Резерв | | | | | | |