СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по физике 7 класс , учебник А.В. Перышкин

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по физике 7 класс, к учебнику А.В.Перышкина

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по физике 7 класс , учебник А.В. Перышкин»

Поурочно-тематическое планирование. Физика – 7 класс



Образовательный стандарт



Дата

Раздел, тема урока, количество часов

Деятельность учащихся по формированию ключевых компетенций

Основные общеучебные знания, умения и навыки, соответствующие гос.стандарту

Демонстрации

Формы и сроки контроля

Мтод. Сопровождение (ЦОР, образовательные ресурсы по предмету)

Дом.

задание

Примечание

план

факт

02.09-06.09


Введение (4ч)

1/1. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Общекультурная компетенция: знать вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики (Аристотель, М.В. Ломоносов).

Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе и теле, основных методах физики – наблюдениях и опытах, их различии.

Иметь представление о методах физической науки, о способах измерения физических величин;

Уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу, колебания маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током и др. Показ наборов тел и веществ.

Рисунок 2.1.1. Механические колебательные системы.

Рисунок 2.2.1. Колебания груза на пружине. Трения нет.


http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu














































Параграфы 1-3, Л.№3,5,12.




2/2. Физические величины, измерение физических величин

Учебно-познавательная компетенция: измерение физических величин (промежутка времени, длины, объема).

Применение мензурки


§ 4, 5; определить цену деления мензурки и объем воды в ней по рис. 7 учебника; упр. 1.


09.09.-13.09


3/3 Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Учебно-познавательная компетенция: измерение физических величин (промежутка времени, длины, объема).

Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах.


Л.р.

Определить цену деления имеющихся дома приборов. Задание 1 (стр.12)




4/4 Физика и техника

Информационная компетенция: самостоятельный поиск информации о великих физиках, обработка информации и сообщение классу.



Параграф 6, сообщения об ученых-физиках


16.09-20.09


Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

5/1 Строение вещества. Молекулы. Л/р №2 «Определение размеров малых тел»

Учебно-познавательная компетенция: измерение размеров малых тел способом рядов.

Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах.

Значение знаний о строении вещества, доказательства строения веществ из частиц. Представление о размерах молекул.

Синтетические материалы (как примеры полученных человеком веществ с заранее заданными свойствами). Опыты по рис. 10, 11 учебника. Модели молекул воды из цветного пластилина (2 экз.), разложение их на атомы кислорода и водорода и «образование» молекул этих газов.
Модель 3.1. Броуновское движение.

Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы.

Л.р.

http://www.ivanovo.ac.ru/phys



http://school.ort.spb.ru/library/physics/7class/main_7.htm

§7, 8; задание 1, 2 лабораторной работы № 2 «Определение размеров малых тел»;




6/2 Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение и практическое применение физических знаний о диффузии.

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь между скоростью движения молекул и температурой тела.

Диффузия жидкостей ([2], с. 47, 48), газов ([2], с. 48), твердых тел (фрагмент кинофильма «Молекулы и молекулярное движение»). Модель движения молекул при низкой и высокой температуре (проецируется прибор «Модель броуновского движения», из которого предварительно вынута шайба). Модель 3.1. Броуновское движение.

Рисунок 3.1.1. Траектория броуновской частицы.


§ 9; задание 2 (стр.23), п.1 (стр.172-173, по желанию)


23.09-27.09


7/3 Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение и практическое применение физических знаний о явлениях смачивания и несмачивания, капиллярности и об агрегатных состояниях вещества.

Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел и жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул.
Применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, различия между агрегатными состояниями вещества.

Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени спиртовки или горелки двух стеклянных палочек; сжатие и распрямление упругого тела.
Рисунок 3.5.1. Пример ближнего порядка молекул жидкости и дальнего порядка молекул кристаллического вещества: 1 – вода; 2 – лед.

Рисунок 3.5.2. Водяной пар (1) и вода (2). Молекулы воды увеличены примерно в 5∙107 раз.


§ 10,11, 12 упр.2,

Задание 3 Л.№ 46, 50, 59



















30.09-04.10


8/4 Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач по теме «Три состояния вещества»

Учебно-познавательная компетенция: уметь описывать и объяснять физические явления на основе молекулярного строения вещества.

Применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в газах, жидкостях и твердых телах, различия между агрегатными состояниями вещества.

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.Свойства вещества в трех состояниях и их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетической теории.

Рисунок 3.6.1. Кристаллическая решетка поваренной соли.



Тест – строение вещества

Повторить п. 1-12, Л№ 13, 30, 43, 58, 78, 86.











07.10-11.10


9/5 Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)

10/1 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Учебно-познавательная компетенция: наблюдение и описание неравномерного и равномерного механического движения, проведение простых опытов по выявлению зависимости пути от времени.

Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Равномерное движение.

Относительность движения (с использованием заводного автомобиля, указателей и «пассажира»); траектории движения шарика на шнуре и шарика, перебрасываемого из одной руки в другую; измерение пути, пройденного куском мела по доске; равномерное движение воздушного пузырька в стеклянной трубке с водой.


http://www.history.ru/freeph.htm





































http://physics.nad.ru/

















http://www.kursk.ru/












































§ 13, 14; упр. 3; задание 4:


14.10-18.10


11/2 Скорость. Единицы скорости.

Учебно-познавательная компетенция: измерение и расчет физических величин (промежутка времени, расстояния, скорости). Понимать смысл величин: скорость, путь, время.

Скорость равномерного движения. Единицы измерения скорости. Определение скорости (словесная формулировка и запись формулы). Численные значения одной и той же скорости тела, выраженной в разных единицах; примеры скоростей разных тел (анализ табл. 1, с. 34 учебника).

Определение скорости движения воздушного пузырька в трубке с водой и ученика по классу (известна длина шага); решение задач № 2, 3 из упр.8.


§ 15; задачи № 1, 4 из упр. 4. Рассчитать среднюю скорость движения.





12/3 Расчет пути и времени движения.

Учебно-познавательная компетенция: измерение и расчет физических величин (промежутка времени, расстояния, скорости). Понимать смысл величин: скорость, путь, время.

Вычисление пути, пройденного при равномерном движении (устно, с использованием табл. 1). Определение пути (словесная формулировка и запись формулы). Нахождение времени движения тел (на числовых примерах). Развитие умений графического решения задач. Решение задач № 1, 4 из упр. 9 и № 10 из раздела «Задачи для повторения» (с записью условия в буквенном виде).

Движение заводной игрушки (определение ее средней скорости).


§ 16; задачи № 2, 5, 6 из упр. 5.





13/4 Решение задач по теме : расчет пути и времени движения

Вычисление пути, пройденного при равномерном движении, нахождение времени движения тел.


С.р.- расчет пути и времени движения



21.10-25.10


14/5 Явление инерции. Решение графических задач.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснить явление инерции.

Компетенция личностного самосовершенствования: сознательное выполнение правил безопасного движения на дорогах.

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике.

Движение шайбы, соприкоснувшейся с клюшкой, насаживание молотка на рукоятку


§ 17; Л№ 171, 173, 177.




15/6 Взаимодействие тел.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснять явление взаимодействия тел.

Учебно-познавательная компетенция: наблюдение и описание взаимодействия тел.

Изменение скоростей тел при их взаимодействии.

Взаимодействие тел (по рис. 40, 41 учебника); опыт с шаром, движущимся по направляющему желобу и ударяющимся о такой же, но неподвижный, шар.


§ 18; Л №195, 197, 200



04.11-08.11


16/7 Масса тела. Единицы массы.

Учебно-познавательная компетенция: уметь измерять массу тел, понимать смысл физического понятия массы.

Масса тела. Единицы массы. Некоторые данные о массах тел ([З], с. 31, 32). Весы. Взвешивание.

Гиря массой 1 г, монеты различного достоинства. Определение масс российских монет.


§ 19; упр. 6




17/8 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Учебно-познавательная компетенция: измерение массы на весах.

Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах.


Различные виды весов; взвешивание тела на демонстрационных весах (правила работы с весами).

Л.р.

§20; Л№ 205, 210, 212


11.11-15.11


18/9 Плотность вещества

Понятие плотности вещества. Определение плотности (словесная формулировка и запись формулы). Единицы плотности. Анализ табл. 2–4 учебника.

Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы (соответствующие наборы тел), демонстрация того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы.


§ 21; повторить понятие «цена деления прибора» (с. 9). Упр. 7 (1-3)




19/10 Решение задач по теме: плотность вещества

Нахождение плотности вещества по известным массе и объеме тела.







20/11 Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»; Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».

Учебно-познавательная компетенция: измерение объема тела с помощью мензурки, расчета плотности тела.

Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах.



Л.р.

Составить план выполнения л/р №5 (устно). § 21 (повторить); задачи № 4,5 из упр. 7.


18.11-.22.11


21/12 Расчет массы и объема тела по его плотности.

Учебно-познавательная компетенция: расчет массы и объема тела по его плотности.

Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы, формулировка правила нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по массе и плотности. Отработка вопросов (с. 48 «Повторение темы»).

Измерение объема деревянного бруска и вычисление его массы на основе данных табл. 2 учебника; проверка полученного результата при помощи весов.



§ 22; задачи упр. 8.





22/13 Решение задач по теме «Плотность вещества»

Учебно-познавательная компетенция: расчет массы, объема тела, плотности.

Контрольную работа на 15–20 мин по материалу: «Инерция», «Масса тела», «Плотность вещества».



Тест - плотность вещества

http://www.kursk.ru/win/client/gimn

Повторить п.13-22, Л№ 230, 236, 258, 272, 281




23/14 Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса. Плотность вещества»







25.11-29.11


24/15 Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Учебно-познавательная компетенция: описание явления тяготения, понимание смысла физической величины – сила.

Информационная компетенция: самостоятельный поиск, обработка информации о всемирном тяготении, И. Ньютоне, представление информации классу.

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Анализ и разбор ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной (контрольной) работы.

Опыты по рис. 55, 56 учебника. Падение шарика (в сосуд с песком). Движение тела, брошенного горизонтально. Рисунок 1.11.1. Вес тела и сила тяжести.




§ 23, 24; Л№ 286, 288, 293





25/16 Сила упругости. Вес тела. Единицы силы

Учебно-познавательная компетенция: описание явления деформации тел, понимание смысла физической величины – сила упругости.


Возникновение силы упругости. Опытное подтверждение. Единица силы – ньютон (1 Н). Формула для определения силы тяжести по массе тела. Вес и сила тяжести.

Опыт по рис. 62 учебника; демонстрация гирь массой 100 г и 1 кг (имеющих вес –1 Н и –10 Н).
Рисунок 1.7.6. Измерение силы по растяжению пружины.

Рисунок 1.12.1. Деформация растяжения.



§ 25, 26, 27; упр. 9 (1,3,4); § 2, 3 из доп. материала


02.12-06.12


26/17 Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Учебно-познавательная компетенция: экспериментальное исследование по выявлению зависимости силы упругости от удлинения пружины.

Коммуникативная компетенция: проведение опытов; работа в парах.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия динамометра.

Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Градуирование демонстрационного динамометра; измерение силы, необходимой для подъема, передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров; измерение динамометром мускульного усилия.



http://www.fizika.ru/

§ 28; задачи № 1, 2, 3 из упр. 10.




27/18 Графическое изображение силы. Сложение сил.

Учебно-познавательная компетенция: уметь описывать и объяснять движение и покой тел на основе понятия равнодействующая сил.

Информационная компетенция: выполнение рисунков, схем.

Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Решение задач № 36–38 из раздела «Задачи для повторения».

Определение массы тела на рычажных весах и веса этого тела динамометром (при опросе). Опыты по рис. 70 и 72 учебника.
Рисунок 1.14.1. Равновесие твердого тела под действием трех сил. При вычислении равнодействующей все силы приведены к одной точке C.

Рисунок 1.14.6. Падающая Пизанская башня.



§29; задачи № 1, 3 из упр. 11, Л№ 355, 356



09.12-13.12


28/19 Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Учебно-познавательная компетенция: экспериментальное исследование по выявлению зависимости силы трения от силы нормального давления.


Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике.



Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела (можно провести в виде экспериментальной задачи). Способы увеличения (уменьшения) трения. Подшипники.

Рисунок 1.13.1. Сила трения покоя.

Рисунок 1.13.3. Силы трения при скольжении.


http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/phys/morozova/fizika7.html

§ 30, 31, 32; Л№ 400, 403, 409, 425




29/20 Решение задач (плотность, вес, графическое изображение сил, виды сил).

Учебно-познавательная компетенция: практическое использование знаний для решения задач жизненного содержания.

Решение задач типа № 27, 33, 35, 45 из раздела «Задачи для повторения».


С.р. – расчет плотности вещества, графическое изображение сил.


Повторить п. 23-32, подготовиться к контр. работе


16.12-20.12


30/21 Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»



ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 ч)

31/1 Давление. Единицы давления

Учебно-познавательная компетенция: измерение давления, проведение опытов по определению зависимости давления от площади опоры, понимание смысла физической величины давление.

Давление. Единицы его измерения.

. Опыты по рис. 82, 83 учебника. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; перенос «покупки»; определение давления, которое производит на стол гиря (на ее основание наклеен лист бумаги, расчерченный на квадратные сантиметры).


http://physicomp.lipetsk.ru/

§ 33; задачи № 2, 3 из упр. 12; задание 6 (1) на с. 82 учебника


23.12-27.12


32/2 Способы уменьшения и увеличения давления

Информационная компетенция: поиск, обработка и представление информации о способах уменьшения и увеличения давления в природе, быту и технике.

Упражнения на вычисление давления. Реальные значения давлений, встречающихся в технике ([З], с.53). Роль гусениц трактора, фундамента здания, острия колющего инструмента. Нахождение давления, которое производит человек, стоя и при ходьбе. Сравнение давлений, производимых бруском, поставленным на разные грани. Решение задач № 50, 52 из раздела «Задачи для повторения».

Кинофильм «Сила давления и давление».


§ 34; Л № 438, 442, 450; задание 6 (2) на стр. 82.




33/3 Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».
компетенция личностного самосовершенствования: практическое применение знаний о зависимости давления газа от температуры, транспортировке сжатого и сжиженного газа.

  • Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Нахождение силы давления по давлению и площади. Решение задач № 299, 301, 304 из [4]

Опыты по рис. 87 учебника (вместо колокола воздушного насоса можно взять круглодонную колбу и воспользоваться ручным насосом, вместо детского воздушного шарика – резиновую медицинскую перчатку) и по рис. 88 учебника (можно использовать трубку от прибора «Шар Паскаля»). Изменение давления газа при нагревании (см. [9], с. 48, рис. 1).


§ 35; Л№ 462, 465, 470



15.01-17.01


34/4 Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона Паскаля, объяснять явления на основе знания закона Паскаля.

Общекультурная компетенция: знать выдающихся ученых, оказавших влияние на развитие физики на примере Б. Паскаля.

Различие между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа.) Демонстрации и опыты (см. [9], с. 48, рис. 2).

Рисунок 1.15.1. Закон Паскаля.



§ 36; задачи № 1-4 из упр. 14.




35/5 Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Учебно-познавательная компетенция: проведение простых опытов по выявлению зависимости давления жидкости от глубины погружения и плотности жидкости.


Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давления жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям. Правило расчета давления жидкости. Решение задач № 1, 2 из упр. 23.

Горизонтальность свободной поверхности жидкости (см. [9], с. 49, рис. 3). Опыты по рис. 95–99, 104 учебника. Переливание из узкого сосуда в широкий (выяснить, изменяются ли при этом вес жидкости и производимое ею давление). Погружение в сосуд с водой гири, подвешенной на нити и не касающейся дна и стенок сосуда (определить, как изменится давление воды на дно).

Рисунок 1.15.2. Зависимость давления от высоты столба жидкости.



§ 37, 38; упр.15; §4 (с. 176-178 учебника) – по желанию.


20.01-24.01


36/6 Решение задач по теме: расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Решение задач типа, самостоятельная работа.


С.р. – расчет давления на дно и стенки сосуда

http://www.elmagn.chalmers.se/~igor





















































































http://gannalv.narod.ru/fiz

























http://www.1september.ru/ru/fiz/2002/29/cont29.htm






























§ 37, 38 (повторить); § 5, 6 (с. 178-180 учебника) – по желанию.




37/7 Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.
Ценностно-смысловая компетенция: практическое применение в повседневной жизни сообщающихся сосудов, объяснения устройства и принципа действия приборов и сооружений, действующих на свойстве сообщающихся сосудов (артезианский колодец, шлюз, водомерное стекло, жидкостный манометр).

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла. Самостоятельное решение задачи № 2 из упр. 24 и задания 14 (2) (на с. 82 учебника).

Опыты по рис. 4 (горизонтальную линию можно обозначить натянутым шнуром). Самодельное водомерное стекло (см. [9], с. 50, рис. 5), фонтан (см. [9], рис. 6). Таблицы, иллюстрирующие устройство шлюзов и водопровода.


§ 39; задачи № 1-3 из упр. 16,


27.01-31.01


38/8 Вес воздуха. Атмосферное давление

Ценностно-смысловая компетенция: объяснять физическое явление атмосферное явление.

Атмосферное давление. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления.

. Опыты по рис. 114–116, 119, 117 учебника (в последнем опыте удобно воспользоваться демонстрационной пипеткой).


§40, 41; упр. 17, 18, задание 10 (по выбору).




39/9 Измерение атмосферного давления

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия ртутного барометра.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисление атмосферного давления (в Паскалях). Расчет силы, с которой атмосфера давит на поверхность тела (стола, тетради и др.).

Опыт по рис. 123 учебника и опыт 52 [1]. Действие вантуза и присоски


§ 42; п.7 (с. 181-182) – по желанию; задача № 1, 4 из упр. 19, задание 11(стр. 104) одно по выбору.


03.02-07.02


40/10 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия барометра-анероида

Учебно-познавательная компетенция: пользоваться барометром для измерения атмосферного давления, объяснять зависимость атмосферного давления от высоты.

Барометр-анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Высотомер. Решение задачи № 66 из раздела «Задачи для повторения» и VI.31–9 из [5].

Барометр-анероид; таблица «Схема устройства барометра». Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса, при выкачивании воздуха.


§43, 44; упр. 20; 21 (1, 2,3)





41/11 Решение задач по теме: атмосферное давление на различных высотах.








42/12Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Ценностно-смысловая компетенция: объяснение устройства и принципа действия манометра, жидкостных насосов, их применение в повседневной жизни.

Устройство и действие открытого жидкостного и металлического, манометров. Решение задач

Опыты по рис. 126 и 127 учебника. Металлический манометр. Действующая модель насоса (в проекции).

Тест по теме атмосферное давление

§ 45, 46; п. 36 (повторить); упр. 22.


10.02-14.02


43/13Гидравлический пресс

Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Принцип действия гидравлического пресса

Действие модели гидравлического пресса.
Рисунок 1.15.4. Пример сообщающихся сосудов. В правом сосуде поверхность жидкости свободна.

Модель 1.17. Гидравлическая машина.

Рисунок 1.15.5. Гидравлическая машина.


§ 47; задачи № 1, 2 из упр. 23; задание 13 (стр.114)





44/14Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Причины возникновения выталкивающей силы.

Опыты по рис. 137 и 138 учебника


§ 48; Л№ 605, 608, 611.


17.02-21.02


45/15Архимедова сила.

Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона Архимеда.

Общекультурная компетенция: знать вклад Архимеда в развитие физики.

Вывод правила для вычисления архимедовой силы. Решение задач типа № 74 из раздела «Задачи для повторения».

Опыт по рис.139 учебника.

Рисунок 1.15.3. Архимедова сила.


§ 49; п.8 (с. 183 учебника) – по желанию; задачи № 1–3 из упр. 24




46/16 Решение задач по теме: сила Архимеда








47/17Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Учебно-познавательная компетенция: проведение опытов по выявлению зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, объема погруженного тела.Коммуникативная компетенция: работа в парах.Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы.



Л.р.

Упр. 24 (4), задание 14 (стр. 120).


24.02-28.02


48/18Плавание тел.

Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять явление плавания тел.

Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.

Опыты по рис. 142 учебника. Плавание тел (парафин плавает в воде, но тонет в керосине; сырая картофелина плавает в соленой воде, но тонет в пресной). Опыт 69 [1].


§ 50; задачи № 1, 4, 5 из упр. 25.





49/19Решение задач.

Анализ вопросов, Решение задач типа Vl.36–10, Vl.36–11, VI.36–13 из [5].

Опыты по рис. 8 (см. [9], с.53), их можно сопровождать постановкой проблемных вопросов.


§ 49, 50 (повторить); Л. № 612, 618, 630, 634.


03.03-07.03


50/20Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Учебно-познавательная компетенция: проведение исследований по выяснению условий плавания тел.

Коммуникативная компетенция: работа в парах.

Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы.



Л.р.

Л. № 628, 633; сообщения по теме «Плавание тел. Воздухоплавание. Плавание судов»




51/21Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

Ценностно-смысловая компетенция: практическое применение знаний для объяснения плавания тел и воздухоплавания.

Общекультурная компетенция: знать достижения науки и техники в области создания кораблей, подводных лодок, аэростатов.

Применение условий плавания тел. Водный транспорт. Решение задач № 76, 77 из раздела «Задачи для повторения». Подъемная сила. Воздушный шар. Решение задач

Плавание коробки из фольги (показать, что скомканный кусок фольги тонет в воде). Изменение осадки модели судна при увеличении груза на нем (насыпать песок или дробь).







§ 51, 52; задачи № 1, 2 из упр. 26; упр. 27.



10.03-14.03


52/22Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

Решение задач типа Vl.34–10, Vl.34–11, VI.35–6, V1.34–8 из [5]


Тест по теме сила Архимеда


Задание 16 (стр. 125); Л№ 641, 651, 598.




53/23Контрольная работа «Архимедова сила».

17.03-21.03


РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ ( 13 ч)

54/1 Механическая работа. Единицы работы.

Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл физического понятия работа, уметь измерять работу по пройденному пути и приложенной силе.



Механическая работа. Вычисление работы. Единицы ее измерения. Разбор примера решения задачи на с. 111 учебника и решение задач типа:
вычислить работу, совершенную при подъеме: груза массой 120 кг на 20 см; книги массой 400 г на 1,5 м; балки массой 0,1 т на 5 м.

Определение работы при подъеме бруска на 1 м и равномерном его перемещении на то же расстояние (обратить внимание учащихся на равенство силы тяги и трения при равномерном движении).
Рисунок 1.18.1. Работа силы.

Модель 1.20. Механическая работа.

Рисунок 1.19.1. Работа равнодействующей силы.

Рисунок 1.19.3. Работа силы тяжести.
















http://gannalv.narod.ru/fiz

§ 53; задача № 3 из упр.28, задание 17 (стр. 132)





55/2 Решение задач по теме: механическая работа








56/3Мощность. Решение задач

Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл физического понятия мощность, уметь измерять мощность по совершенной работе и затраченному времени..



Мощность. Единицы измерения мощности. Ознакомление с данными табл. 73 и 80 из [З]. Решение задач: № 3 из упр. 36; № 2, 4 из упр. 37; № 81, 82 из раздела «Задачи для повторения».

Определение мощности, развиваемой при ходьбе (вызвать ученика, знающего свою массу и длину шага; учесть указание к заданию 22 (2) на с. 112 учебника).

Тест по теме механическая работа и мощность


§ 54; задачи № 1, 3 из упр. 29; задание 18 (стр. 135, одно по выбору).


31.03-04.04


57/4Простые механизмы. Рычаг.

Ценностно-смысловая компетенция: уметь объяснять принцип действия простых механизмов.

Учебно-познавательная компетенция6 наблюдение и описание равновесия тел на рычаге.

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Решение задач

Простые механизмы (без рассмотрения устройства). Опыты по рис. 149, 150 и 154 учебника.
































http://gannalv.narod.ru/fiz

§ 55, 56. Л№ 729, 730, 733.




58/5Момент силы

Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единица момента. Решение задач

Условие равновесия рычага (по рис. 154 учебника).


§ 57; 58. Л№ 737, 740




59/6 Решение задач по теме: условие равновесия рычага






07.04-11.04


60/7Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий равновесия рычага»

Учебно-познавательная компетенция: проведение исследований по выявлению условий равновесия рычага.

Коммуникативная компетенция: умение работать в парах

Информационная компетенция: представление информации в виде таблицы.

Выяснение условий равновесия рычага. Определение выигрыша в силе при работе ножницами, кусачками и другими инструментами. Устройство и действие рычажных весов.

Устройство и применение различного вида ножниц, кусачек, рычажных весов, щипцов для раскалывания орехов и т. п.

Л.р.

Л№ 741, 749.




61/8Блоки. «Золотое правило» механики

Ценностно-смысловая компетенция: устройство и принцип действия блоков, применение простых механизмов в повседневной практике и технике.

Компетенция личностного самосовершенствования: применение знаний для безопасного применения простых механизмов.

Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач № 85, 86 из раздела «Задачи для повторения».

Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие подвижного блока (выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии). Равенство работ.

Модель 1.10. Движение тел на легком блоке.

.


§ 59, 60; задачи № 1, 2 из упр. 31, задание 19 9стр. 150).



14.04-18.04


62/9Решение задач по теме «Простые механизмы»

Решение задач


С.р.

Задачи № 3, 4, 5 из упр. 31.




63/10Коэффициент полезного действия механизма. (Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».)

Учебно-познавательная компетенция: проведение опытов по определению КПД наклонной плоскости.

Коммуникативная компетенция: умение работать в парах.

Информационная компетенция: представление результатов в таблицах.

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Определение КПД наклонной плоскости.



§ 61; Л№ 787, 788.


21.04-25.04


64/11Потенциальная и кинетическая энергия.

Учебно-познавательная компетенция: понимание смысла физических понятий энергия, потенциальная и кинетическая энергия.

Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого и деформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задачи № 90 из раздела «Задачи для повторения»

Опыты по рис. 171 и 172 учебника. Опыты по рис. 13 и 14 (см. [9], с.57), подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнение работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости. Опыт 83 [1]. Модель 1.21. Кинетическая и потенциальная энергия.



§ 62, 63; упр. 32 (1, 3, 4)




65/12Превращение одного вида механической энергии в другой. (За 25–30 мин до конца урока проводится контрольная работа).

Учебно-познавательная компетенция: понимать смысл закона сохранения и превращения механической энергии.

Переход одного вида механической энергии в другой. Обсуждение вопросов типа:

  • какую работу может совершить тело, обладающее потенциальной энергией?

  • какое из названных вам тел обладает кинетической энергией?

  • какое тело обладает, по вашему мнению, и кинетической, и потенциальной энергией?

Превращения энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движении шарика по наклонному желобу вверх и вниз, движении «сегнерова колеса».



§ 64, упр. 33




66/13Контрольная работа № 4 «Простые механизмы. Работа и мощность».

19.05-30.05


67-68 Резерв