СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по обж

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

поурочная разработка предназначена для преподавтелей - организаторов обж

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по обж»

Урок 17

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Цель: подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме, познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обя­занности.

Ход урока

I. Самостоятельная работа по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».

Вариант I

Вариант II

1. Каковы причины острой сердечной недостаточности?

1. Каковы симптомы острой сердечной недостаточности?

2. Чем опасен инсульт и как он обычно возникает?

2. Каковы причины инсульта и как обычно он возникает?

3. Что называется раной? Ка­кие бывают раны?

3. Какие общие признаки име­ют ранения и чем они разли­чаются?

4. Какие способы временной остановки кровотечения вы знаете?

4. Как классифицируются кро­вотечения и чем характеризу­ется каждый вид?

5. Назовите причины и призна­ки ушибов.

5. К какому виду повреждений относится ушиб?

6. Дайте определение понятий «разрыв связок» и «разрыв мышц».

6. Назовите причины и призна­ки разрывов связок и мышц.

7. Что называется переломом и какие бывают переломы?

7. Чего нельзя делать, оказывая первую помощь при перело­мах?

8. Укажите порядок иммобили­зации бедра пострадавшего при переломе.

8. Назовите основные принци­пы транспортной иммобилиза­ции при переломе конечности.

9. Опишите признаки наступ­ления клинической смерти.

9. Опишите причины и укажи­те длительность клинической смерти.

10. Опишите алгоритм действий оказания первой медицинской помощи для двоих спасателей при клинической смерти.

II. Изучение новой темы.

1. Беседа на тему «Военная служба - особый вид деятельно­сти человека».

Учитель. Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществля­ется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы - службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Усвоение данного раздела будет способст­вовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (флотской) среды. Кроме того, в мою задачу входит обеспечение вас достаточными правовыми знаниями в области во­инской службы, о своих правах и обязанностях как воина Воору­женных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.

В процессе изучения раздела вы познакомитесь с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Воо­руженных Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уясните роль военной службы в гражданском, нравст­венном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данного раздела позволит вам проникнуться чувством уважения к Вооруженным Силам РФ.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что изучение раздела оп­ределено законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 10).

В самом широком смысле слово «деятельность» означает раз­носторонний процесс создания человеком условий для своего су­ществования и развития. Какие основные виды деятельности чело­века вы знаете? (Основными видами деятельности человека явля­ются труд, учение, игра.)

На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, тружеником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять и за свою се­мью, и за свою честь и достоинство, и за свою страну.

Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о на­значении и составе Вооруженных Сил РФ на всех уровнях на со­временном этапе?

Действительно, несмотря на смягчение международной обста­новки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.

Подкрепите этот тезис конкретными фактами, событиями в мире.

Для чего созданы Вооруженные Силы Российской Федерации? (Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосновенности ее границ.)

Какие основные задачи стоят перед Вооруженными Силами в различных условиях внутренней и международной обстановки? (Отдельные формирования Вооруженных Сил могут привлекаться для ликвидации вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локализации и пресе­чения таких конфликтов, является скорейшая нормализация об­становки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.)

Военная служба, как и любая деятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дис­локации части, особенностями воинского коллектива. К сожале­нию, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления?

Армия - часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы, в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране; она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо, прежде всего, морально, психически и физически.

Роль военной службы в гражданском, нравственном, профес­сиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба - это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флоте еще и школа воспитания, становления личности. Каждый за время службы при­обретает много полезного в профессиональном и личном плане,

закаляется духовно и физически. Еще А. В. Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.

(Уместно прочитать письма солдат срочной службы, бывших выпускников школы, которых, возможно, помнят учащиеся, с по­ложительными отзывами о службе в рядах Вооруженных Сил.)

Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого воору­женного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воин­ской жизни.

Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном рат­ном труде, в готовности и способности преодолевать любые труд­ности и тяготы военной службы.

Военная служба - эффективное средство нравственного воспи­тания.

Как проявляются нравственные отношения в условиях военной службы? {Нравственность проявляется во всех сферах жизнедея­тельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, даже к самому себе.)

Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Еще Н. В. Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества».

В армии и на флоте молодой человек учится владеть современ­ной боевой техникой и оружием. Это требует хорошей эмоциональ­ной подготовки, специальных знаний. Зачастую за время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему тру­доустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.

Немало воинов после службы поступают в высшие учебные за­ведения, профиль которых был предопределен военной специаль­ностью. Причем уволенные в запас военнослужащие пользуются преимущественным правом при поступлении в высшие учебные заведения, а рекомендация командира дает право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на экзаменах.

Армия формирует у молодого человека качества, которые оп­ределяют всю его последующую жизнь.

Известный писатель Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы Великой Отечественной войны. Будучи уже зрелым

человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот дал ему профессию, а главное — воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.

2. Составление конспекта основных положений темы.

Учитель предлагает ученикам записать основные составляю­щие воинской обязанности:

• воинский учёт;

• обязательная подготовка к военной службе;

• призыв на военную службу;

• прохождение военной службы;

• пребывание в запасе;

• призыв на военные сборы и их прохождение.

Основополагающим документом для военнообязанных явля­ется Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года.

Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие

I особенности военной службы, — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.

III. Итог урока.

Учитель. Что включает в себя понятие «структуры и содер­жания воинской деятельности»? (Воинская деятельность - это процесс выполнения людьми задач воинской службы, изучения бое­вой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведения боевых действий.)

Какой личный вывод вы сделали, нужно ли изучение содержа­ния материала раздела «Военная служба» каждому гражданину?

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: что вклю­чает в себя воинская обязанность?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!