СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные планы по ОБЖ 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные планы по ОБЖ 5 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Поурочные планы по ОБЖ 5 класс»

Планы уроков на весь год, на сайте http://planypofizkulture.jimdo.com/

Контакты сот. +77751084573 VK - https://vk.com/taran_310

5класс

Урок 1. Город как среда обитания человека



Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуа­ции, с которыми человек может встретиться в городе, на при­чины их возникновения и на необходимость соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

Изучаемые вопросы

1.            Основные признаки современного города.

2.            Привлекательность города для жизнедеятельности чело­века.

3.            Наиболее характерные опасные ситуации для современ­ного города.

Изложение учебного материала

1.   Дать определение понятия «город».

Отметить, что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялось количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в конце ХХв. —41,1%.

Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, и проживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости от количест­ва жителей делятся на:

•   малые — до 50 тыс. жителей;

•   средние — 50—100 тыс. жителей;

•   большие — 100—250 тыс. жителей;

•   крупные — 250—500 тыс. жителей;

•   крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей;

•   города-миллионеры — свыше 1 млн жителей.

К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 горо­дов-миллионеров, в их числе Москва — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.

2.   Разъяснить учащимся, что в городах для удобства человека к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами.

Городской транспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города. Создана система учеб­ных заведений. Население обслуживают медицинские учреж­дения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Все это должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы. Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этом соблюдать правила безопасного поведения.

3. Познакомить учащихся с наиболее характерными опас­ными ситуациями, которые могут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:

•   с нарушением правил дорожного движения;

•   с нарушением правил пожарной безопасности;

•   с нарушением мер общественной безопасности и общест­венного порядка;

•   с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;

•   с различными природными явлениями (дождь, гроза, силь­ный снегопад, гололед и др.).

Вывод: город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные систе­мы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могут происходить отказы в работе и аварии) для город­ского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечи­вающего его безопасность.

Контрольные вопросы

1.           Назовите основные признаки города.

2.           Как подразделяются города в зависимости от количества жителей?

3.           Какие наиболее характерные опасные ситуации могут возникнуть в современном городе?

Домашнее задание

1.           Изучите §1.1 учебника.

2.           Начните вести дневник безопасности, где будете запи­сывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, и оценивать свое поведение.

 

































 

Урок 2. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения



Цель урока. Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратив их внимание на водопровод, газ, электричество и канализацию.

Напомнить бытовые приборы, используемые в повседнев­ной жизни, заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Изучаемые вопросы

1.           Основные системы жизнеобеспечения городского дома (квартиры) и их предназначение.

2.           Основные бытовые приборы, используемые горожани­ном в повседневной жизни.

3.           Необходимость соблюдения правил эксплуатации сис­тем жизнеобеспечения дома (квартиры) и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружаю­щих.

Изложение учебного материала

Данный урок проводится в форме беседы.

1.   Дать обоснование темы урока, указав, что в настоящее время квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию и электрифицирована.

Обратить внимание учащихся, что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого от­ношения к своему дому и иных обязанностей в области обес­печения безопасности. Чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов в повседневной жизни, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации, так как несоблюдение их может привести к беде.

2.   Поставить перед учащимися следующие вопросы:

1)            Какое оборудование и бытовые приборы имеются в ва­шем доме (квартире)?

2)     Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими, газовыми и другими приборами?

3)            Какие случаи поломки бытовых приборов были в вашей жизни и как вели себя взрослые в этих ситуациях?

3.   Нарушение правил электробезопасности, правил хранения и использования горючих легковоспламеняющихся веществ, правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к опасным ситуациям и трагическим последствиям.

Домашнее задание

1.            Изучите § 1.2 учебника.

2.            Опишите в дневнике безопасности случай поломки бы­тового прибора в вашем доме (квартире) и поведение взрослых при этом.











Урок 3. Обеспечение личной безопасности на улице



Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминоген­ных ситуаций на улице.

Сформировать убеждение в необходимости совершенство­вать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обста­новки.

Изучаемые вопросы

1.            Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.

2.            Общие рекомендации по безопасному поведению в об­щественных местах.

3.            Общие рекомендации по безопасному поведению в толпе.

Рекомендации по изложению учебного материала

1. Познакомить учащихся с криминогенной обстановкой в городе, обратить их внимание на наиболее опасные места (пус­тырь, лесопарк, строительная площадка, задний двор), где встреча со злоумышленниками наиболее вероятна. Этих мест необходимо избегать.  Объяснить, что опасными могут быть также места с большим скоплением людей. Это рынки, вокза­лы, стадионы, остановки транспортных средств, здесь можно встретиться с ворами и мошенниками.

Разобрать с учащимися общие правила по безопасному по­ведению на улице.

•   Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих че­рез глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.

•   Необходимо хорошо знать дорогу домой, иметь несколько вариантов движения.

•   Если вы оказались в безлюдном темном квартале, идите по­середине улицы.

•   Необходимо знать, где на вашем пути находится ближай­шее отделение милиции.

•   Если вам необходимо возвращаться домой в темное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.

•   В темное время лучше идти по улице в группе людей, вы­шедших из автобуса, метро, электрички.

•   Идти по подземному переходу лучше в группе людей.

•   Идти безопаснее по краю тротуара, навстречу движению.

•   Увидев впереди группу подозрительных людей или пьяно­го, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить мар­шрут.

•   Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещенного и многолюдного места.

•   Если автомобиль начнет медленно двигаться рядом с вами, разумнее перейти на другую сторону.

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо:

•   научиться прогнозировать события;

•   стараться избегать опасных ситуаций, если есть возмож­ность убежать, делать это быстро и внезапно;

•   освоить несколько приемов самообороны и в случае необ­ходимости быть готовым защищать себя всеми доступными сред­ствами.

В заключение обратить внимание учащихся на возможность наткнуться на улице на взрывное устройство. Для того чтобы не стать жертвой взрыва, необходимо знать ряд признаков взрыв­ных устройств. Взрывное устройство может быть в банке из-под пива, в пачке сигарет, игрушке, в ящике, в свертке и т.д.

Поэтому для обеспечения личной безопасности рекоменду­ется:

•   не прикасаться к бесхозным вещам;

•   не пытаться самостоятельно обезвредить взрывное устрой­ство;

•   сообщить о находке должностному лицу (в метро — машини­сту поезда, в автобусе — водителю и т. д.) или работнику милиции.

2.   Обсудить с учащимися общие правила безопасного поведения в общественном месте.

•   Оказавшись в месте проведения массового мероприятия, не стремитесь попасть в наиболее плотное скопление людей на ограниченном пространстве.

•   Если вы столкнулись с плохой организацией проведения массового мероприятия, теснотой в проходах, нарушением пра­вил пожарной безопасности и общественного порядка, лучше за­ранее покинуть данное мероприятие.

•   Никогда и ни при каких обстоятельствах не вступайте в перебранку в общественном месте. Если к вам пристанет подвыпивший человек, лучше уступите ему место и найдите другое.

3.   Обсудить с учащимися общие правила безопасного поведения в толпе.

Всегда помните: лучшее правило безопасности — не попа­дать в толпу, а обойти ее.

В заключение необходимо подчеркнуть, что правила обес­печения личной безопасности на улице должны постоянно корректироваться с учетом изменяющейся обстановки, а уметь делать это должен каждый человек сам.

Контрольные вопросы

1.            Какие места на улицах вашего города можно считать наиболее опасными?

2.            Какой маршрут следования в школу и обратно вы счи­таете наиболее безопасным?

3.            Какие меры безопасности необходимо соблюдать при посещении общественных мест (стадиона, кинотеатра, музея)?

Домашнее задание

1.            Изучите § 4.3 учебника.

2.            В дневнике безопасности сделайте пометки по безопас­ному поведению при следовании в школу, в магазин, в гости к товарищу.

После изучения темы 4 провести беседу на тему «Обеспечение личной безопасности на улицах нашего го­рода с учетом криминогенной обстановки в нем».



















Урок 4. Криминогенные ситуации и личная безопасность




Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «кримино­генная ситуация» и кратко охарактеризовать людей, которые стремятся достичь своих целей преступным путем.

Сформировать убеждение в необходимости соблюдать пра­вила личной безопасности при общении с незнакомыми людь­ми, выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях.

Изучаемые вопросы

1.            Краткая характеристика криминогенной ситуации и лю­дей, которые их создают.

2.            Правила личной безопасности в криминогенных ситуа­циях.

3.            Обсуждение ситуационных задач.

Изложение учебного материала

1.   Кратко сформулировать понятие «криминогенная ситуация».

Подчеркнуть, что не все незнакомые люди имеют по отно­шению к другому человеку добрые намерения. Есть люди, ко­торые стремятся добиться своих целей преступным путем. К ним относятся: воры, грабители, мошенники, хулиганы и на­сильники.

Дать краткую характеристику личностей перечисленных выше людей.

Обратить внимание детей на еще один тип опасного челове­ка — пьяного человека.

Пьяный человек может приставать к детям на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бес­контрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избе­гать.

2.   Необходимо выработать у учащихся умение отказывать­ся от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности.

Разобрать основные правила по обеспечению личной безо­пасности в различных ситуациях, возникающих в повседнев­ной жизни.

3.   Провести беседу, обсудив следующие вопросы:

1)            Как вы поведете себя, если на улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь ему найти дом, клуб или магазин?

2)            Как вы поведете себя, если в общественном транспорте к вам начал приставать пьяный человек?

3)            Как вы поведете себя, если вам на улице предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее?

4)     Как вы поступите, если при подходе к подъезду дома, вы заметили, что за вами наблюдает незнакомый человек?

Домашнее задание

1.            Изучите § 4.1 учебника.

2.            В дневнике безопасности сделайте пометки по правилам поведения, которые обсуждали на уроке.













Урок 5. Экстремальные ситуации в природе и их причины.



Учебные вопросы.

1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины.

2. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе и их причинах.

Основное содержание урока.

Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их воздействие на человека. Понятия: стихийное бедствие и чрезвычайная ситуация природного характера.

Ситуации, характеризующиеся внезапностью или неожиданностью, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. Понятие экстремальной ситуации.

Для закрепления понятия — экстремальная ситуация, предложите учащимся ситуационную задачу.

Задание. Выберите и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия?

а) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно, дует сильный ветер. Ваша группа находится в дали от жилья, к тому же все очень устали.

б) В результате перехода через замерзшую реку один из участников похода провалился в воду. Его друзья быстро помогли ему, достав из воды, но он весь промок. На улице очень холодно. Однако в дали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

Основные виды и причины экстремальных ситуаций в природе целесообразно излагать, пользуясь схемой 1.

Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и основные причины таких ситуаций: потеря ориентировки на местности; потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы; авария транспортных средств (самолета, автомашины, речного и морского транспорта).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Какая ситуация называется экстремальной? Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины? Какое существование называется автономным? Назовите основные причины попадания человека в условия автономного существования в природных условиях. Приведите примеры автономного существования человека в природных условиях из книг, газет.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 1, тема 1.1.











































Урок 6. Смена климатографических условий.

Учебные вопросы.

1. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатографических условий.

2. Адаптация организма человека к смене климатографических условий.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных правилах поведения при смене климатографических условий.

Основное содержание урока.

Вынужденная перестройка организма человека при смене климатографических условий. Факторы, действующие на человека при смене климатографических условий: смена часовых поясов (времени), смена климата, смена продуктов питания.

Смена часовых поясов. Необходимость изменения режима дня.

Смена климата. Воздействие на человека температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, солнечной активности и т.п.

Смена продуктов питания. Рекомендации по употреблению пищи при смене климатогеографических условий.

Общие принципы адаптации при смене климатографических условий. Основные правила адаптации организма человека к местному времени и смене климата целесообразно рассмотреть используя схемы 15 и 16 в учебнике.

Особенности адаптации (акклиматизации) в горной местности. Воздействие высоты и солнечных лучей на

организм человека. Основные правила адаптирования в горах целесообразно рассмотреть, используя схему 17 в учебнике, при этом пользуясь схемой 18, акцентируйте внимание учащихся на том, что не рекомендуется делать в горной местности при акклиматизации.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Как сказывается на организме смена часовых поясов? Как произвести адаптацию в этом случае? Какие факторы изменяются при переезде с севера на юг или наоборот? Какие особенности пребывания в горах вы знаете? Каковы особенности акклиматизации в горах? Как вы считаете, мясо в горах лучше варить или жарить и почему? Где лучше заваривается чай: в горах или на равнине? Есть две причины - назовите их. Можно ли обгореть, когда вокруг - снег? Что вы будете делать, чтобы облегчить акклиматизацию в горах (в южной степи)?

Домашнее задание. Раздел 1, глава 5.

 



Урок 7. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений




Цель урока. Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи, в какихситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Сформировать у них убеждение, что первая медицин­ская помощь очень важный элемент для сохранения здоровья, но она не заменяет квалифицированную медицинскую по­мощь.

Изучаемые вопросы

1.     Первая медицинская помощь и ее предназначение.

2.     Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи.

3.     В каких ситуациях необходимо вызывать скорую меди­цинскую помощь.

Изложение учебного материала

1.   Объяснить учащимся, что такое первая медицинская по­мощь.

Подчеркнуть, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.

2.   Обратить внимание учащихся на то, что существует не­сколько общих правил в последовательности оказания первой медицинской помощи.

•   Определить, что произошло, каковы последствия несчастного случая и необходимо ли немедленно вызвать скорую по­мощь.

•   Вызвать скорую медицинскую помощь, если это необхо­димо.

•   Приступить к оказанию первой медицинской помощи пострадавшему до прибытия скорой медицинской помощи.

3.   Подчеркнуть, что не во всяких ситуациях следует вызы­вать скорую помощь. В некоторых случаях достаточно после оказания первой помощи довести пострадавшего до дома или ближайшего медицинского пункта.

По рекомендациям службы скорой медицинской помощи вызов к пострадавшему необходим в следующих ситуациях:

•   бессознательное состояние;

•   затруднение дыхания;

•   сильное кровотечение;

•   отравление;

•   травмы головы;

•   перелом костей.

В заключение напомнить учащимся, что для вызова скорой медицинской помощи по телефону необходимо набрать но­мер 03, сообщить диспетчеру точный адрес происшествия (на­звание улицы, номера дома и квартиры), рассказать кратко, что произошло.

Контрольные вопросы

1.     Что такое первая медицинская помощь и в каких случаях она необходима?

2.     Какая последовательность соблюдается при оказании первой медицинской помощи?

3.     В каких случаях рекомендуется вызывать скорую меди­цинскую помощь?

Домашнее задание

1.     Изучите § 7.1 учебника.

2.     Составьте примерный набор предметов, который должен входить в домашнюю аптечку первой помощи.























Урок 8. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении




Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах, сформировать уме­ние оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах. Разъяснить учащимся, что такое носовое кро­вотечение, и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.

Проведение занятия

1. Познакомить учащихся с понятием «ушиб», причинами его получения, его признаками и возможными последствиями.

Далее рассказать и показать порядок оказания первой меди­цинской помощи при ушибах.

При ушибе могут быть повреждены мелкие кровеносные сосуды, что приводит к образованию синяка. Наиболее часто встречаются ушибы мягких тканей конечностей или туловища. Основным признаком ушиба являются боль и отек, возникаю­щие в месте ушиба.

Если ушиб пришелся на мягкие ткани (бедро, ягодица, мышцы ног), для уменьшения боли и кровоизлияния к ушиб­ленному месту необходимо приложить холод: полотенце, смо­ченное холодной водой, или пузырь со льдом. Полотенце необ­ходимо через 1 —2 мин менять, смачивая его снова холодной водой.

Если на коже в месте ушиба образовались ссадины, то ушибленное место не следует мочить водой. Его необходимо перевязать стерильным бинтом, после чего положить на него грелку с холодной водой или пузырь со льдом. После снятия боли на ушиб накладывают тугую повязку, затем обеспечивают ушибленной конечности полный покой: руку подвешивают на перевязь, а ноге придают горизонтальное положение.

2. Разъяснить учащимися правила оказания первой медицинской помощи при ссадинах.

•   Промыть рану водой с мылом.

•   Для очистки раны от загрязнения использовать чистую салфетку, промывать начинать с середины раны, двигаясь к краям.

•   Смазать кожу вокруг раны спиртом.

•   Наложить небольшую повязку.

При появлении признаков попадания инфекции в рану не­обходимо вызвать врача.

Первые признаки попадания инфекции в рану могут воз­никнуть через два дня после травмы (появления ссадины): об­ласть вокруг раны припухает, краснеет и становится более теп­лой на ощупь. В этом месте пострадавший может испытывать пульсирующую боль.

1.     Носовое кровотечение может возникнуть при ушибе носа или повреждении его слизистой оболочки (царапины, ссадины), а также при повышении кровяного давления.

Правила оказания первой медицинской помощи:

Посадить или положить пострадавшего, приподняв верхнюю половину туловища и подложив подушку. Попросить пострадавшего зажать ноздри и подержать их 10— 15 мин до полной остановки кровотечения. На переносицу положить платок, смоченный холодной водой.

При остановке кровотечения попросить пострадавшего не тереть нос и не сморкаться, чтобы не вызвать повторного кровотечения. Если остановить кровотечение не удается, необходимо обратиться к врачу.













































Урок 9. Средства оказания первой медицинской помощи.

Учебные вопросы.

1. Аптечка первой помощи.

2. Использование природных лекарственных средств.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об использовании природных лекарственных средств в условиях автономного существования на природе.

Основное содержание урока.

Необходимость аптечки первой помощи при проведении похода. Лекарственные и перевязочные материалы, которь1ми комплектуется аптечка.

Лекарственные растения, используемые для оказания первой медицинской помощи на природе: стимулирующие заживание тканей и способствующие свертыванию крови; противовоспалительного действия; для обеззараживания ран и остановки кровотечения; обладающие болеутоляющими свойствами; применяемые в качестве ваты.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Назовите какие дезинфицирующие вещества, лекарства и мази должны быть в аптечке первой помощи, в туристической аптечке? Для чего в походе могут пригодиться перевязочный материал и медицинские инструменты? Назовите лекарственные растения, которые можно использовать для оказания первой помощи.

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, тема 1.1.

Практическое задание. Прогуливаясь в лесу или парке найдите лекарственные растения и ягоды. В каких случаях их можно использовать?



















Урок 10. Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.



Учебные вопросы.

1. Опасность водоемов и правила безопасного поведения на воде.

2. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:

а) знать правила безопасного поведения на воде;

б) владеть навыками оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Основное содержание урока.

Опасность водоемов и причины несчастных случаев на воде: прыжки и падение в воду; купание в запрещенных и незнакомых местах; нарушение правил безопасности при использовании плавсредств; шалости и игры в воде. Основные правила безопасного поведения на воде: знание мест купания; глубины водоема; температуры воды; наличия опасных предметов; ныряние под воду; пользование плавсредствами; наличие спасательных средств и умение ими пользоваться.

Причины и признаки утопления. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Перечислите признаки утопления. Что нужно делать в первую очередь после извлечения пострадавшего из воды? Назовите последовательность оказания первой медицинской помощи при утоплении. Нужно ли очистить рот и нос пострадавшего от ила, тины, песка? Когда нужно обратиться за помощью к взрослым?

Домашнее задание. Раздел 2, глава 1, тема 1.7.

Практическое задание. Когда летом вы будете отдыхать у водоема, попробуйте научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему на воде. В этом попросите помочь вам маму и папу. Оказание помощи можно делать поочередно, назначая пострадавшим папу, а потом маму.

























Урок 11. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении (практическое занятие)


Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении.

Отрабатываемые умения

1.            Оказание первой медицинской помощи при незначительных ранах.

2.            Оказание первой медицинской помощи при сильном  кровотечении.

Организация занятия

Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах, при сильном кровотечении.

На практике отрабатывать умение накладывать повязку, жгут, прижимая артерию.

В заключение урока необходимо подчеркнуть, что при сильном кровотечении необходимо вызвать «скорую помощь» (по телефону 03). Диспетчеру следует сообщить:

•   точное место происшествия, название улицы, номер дома и квартиры, этаж, характерные ориентиры;

•   номер телефона, с которого производится вызов;

•   фамилию, имя и отчество пострадавшего;

•   суть произошедшего и состояние пострадавшего.

Домашнее задание

Изучите § 7.2 учебника.



















Урок 12. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах


Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах.

Отрабатываемые вопросы

1.            Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

2.            Оказание первой медицинской помощи при переломах.

3.            Оказание первой медицинской помощи при травме предплечья и голеностопного сустава.

Организация занятия

Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, при переломах.

Повязки при переломах:

1 — ключицы и лопатки; 2 — ребер; 3 — бедренной кости; 4 — костей таза.

Первая медицинская помощь при травме предплечья (нало­жение поддерживающей и фиксирующей повязок, мягкой шины).

Домашнее задание

Изучите § 7.3 учебника.

























Урок 13. Первая медицинская помощь при отравлениях


Цель урока. Познакомить учащихся с возможными причи­нами отравления и основными правилами оказания первой ме­дицинской помощи. Ознакомить с понятием «угарный газ» и пра­вилами оказания первой медицинской помощи при отравленииугарным газом.

Проведение занятия

1. Обратить внимание учащихся на то, что отравление происходит  при  попадании токсического  (ядовитого)  вещества внутрь организма. Токсическое вещество может попасть в организм человека через дыхательные пути, рот, кожу и в результате инъекции (при укусе насекомыми и животными, а также при введении лекарства шприцем).

Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

•    Определить ядовитое вещество, в результате воздействия которого произошло отравление. Вызвать скорую медицинскую помощь.

•    Удалить яд из организма. Если яд попал через кожу, то ее промыть большим количеством воды, физиологическим раствором, слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты (в зависимости от ядовитого вещества); из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Перед рефлекторным вызыванием рвоты (указательным и средним пальцем нажимают на корень языка) выпить несколько стаканов воды, или раствора питьевой соды (1 неполная чайная ложка
соды на стакан воды), или раствора марганцовки (2—3 кристал­лика на стакан воды, цвет раствора должен быть бледно-розо­вым). Рвоту нельзя вызывать, если пострадавший без сознания или в состоянии судорог.

Способностью обезвреживать ядовитые вещества облада­ют активированный уголь, марганцовка, молоко, яичные белки.

2. Отравление никотином, как правило, наблюдается при первой попытке курения, когда развивается острое отравле­ние. Острое отравление может развиваться у начинающих ку­рильщиков при большом количестве выкуренных сигарет, при длительном пребывании в прокуренной комнате. При остром опошлении появляются тошнота, рвота, общая слабость, сердцебиение.

Первая медицинская помощь:

•   вывести пострадавшего на свежий воздух;

•   дать обильное питье.

3.Угарный газ, или окись углерода, образуется при работе двигателей внутреннего сгорания, при медленном окислении масел, содержащихся в малярных красках, во время взрывных работ, при пожарах.

Угарным газом в случаях недостаточной вентиляции поме­щения можно отравиться в домашних условиях при плохо работающих печных дымоходах, при преждевременном закрытии печных заслонок.

Окись углерода представляет собой бесцветный высокотоксичный газ, часто имеющий гаревый запах. Его токсичность очень высока: вдыхание воздуха, содержащего всего только 0,15—0,20% окиси углерода, в течение 1—2 ч может привести к тяжелому отравлению, в результате которого нарушается про­цесс переноса кислорода из легких к органам и тканям, насту­пает острое кислородное голодание, которое может привести к гибели человека.

Отравление угарным газом обычно развивается постепенно. Начальными признаками отравления являются ощущение об­щей слабости, головная боль в области лба и висков, ощуще­ние тяжести в голове, ускоренное сердцебиение, покраснение кожи. Затем нарастает мышечная слабость, появляется головокружение, шум в ушах, рвота, сонливость. Чем раньше при отравлении угарным газом оказывается помощь, тем более вероятен благополучный исход.

Первая медицинская помощь:

•   Немедленно вывести пострадавшего из отравленной атмосферы на свежий воздух или дать вдыхать чистый кислород.

•   Освободить пострадавшего от стягивающей и препятст­вующей свободному дыханию одежды — снять галстук, расстегнуть пояс, воротник рубашки и т. п.

•   При выраженных расстройствах дыхания или его остановке быстро начать делать искусственное дыхание. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Домашнее задание

Изучите § 7.1, 7.2, 7.3 учебника.























Урок 14-15. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека



Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представ­ление о здоровье человека как об индивидуальной и общест­венной ценности, обратив их внимание на основные показате­ли, которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию, что здоровье человека неотделимо от его жизне­деятельности.

Изучаемые вопросы

1.            Здоровье человека и основные показатели, характери­зующие его уровень.

2.            Определение здоровья.

3.            Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.

Изложение учебного материала

1.            Подчеркнуть, что здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье — это непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого.

В обобщенном виде можно выделить три блока показате­лей, которые характеризуют уровень здоровья:

—    объективные показатели (температура тела, кровяное давление, частота пульса, процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и многие другие);

—    субъективные показатели (самочувствие, настроение, аппетит, сон и др.);

—    «количество здоровья», которое измеряется предельны­ми возможностями организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изме­нений состояния, т. е. без остаточных последствий.

2.           Привести определение здоровья, которое дано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие ее эффективности.

3. Подчеркнуть, что здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но и ценностью общест­венной, так как общественное здоровье в конечном итоге складывается из здоровья всех членов данного общества. Общественное и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

При этом общественное здоровье представляет собой обще­ственную, социально-политическую и экономическую катего­рию, которая характеризует жизнедеятельность всего общества как социального организма.

Заключить урок можно высказыванием немецкого филосо­фа А. Шопенгауэра (1788—1860): «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником на­слаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента — при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основа­ния, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу — это поистине главное условие челове­ческого счастья».

Контрольные вопросы

1.            Почему здоровье каждого человека зависит прежде всего от него самого?

2.            Какие существуют показатели, характеризующие уровень здоровья человека?

3.            Какое определение здоровья дано в уставе Всемирной организации здравоохранения?

4.     Почему здоровье человека считают непременным усло­вием его эффективной жизнедеятельности?

5.            Почему индивидуальное здоровье каждого человека яв­ляется не только индивидуальной, но и общественной ценно­стью?

Домашнее задание: Изучите § 7.1 учебника.